Бюджетное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования экономики
1.1 Содержание бюджетной политики
1.2 Принципы формирования бюджетной политики
Глава 2. Характеристика современной бюджетной политики государства
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов
Заключение
Список нормативно-правовых источников и используемой литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетное регулирование 34.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Тема: Бюджетное  регулирование экономики

Содержание

Введение

Глава 1. Бюджет как инструмент регулирования  экономики

1.1 Содержание бюджетной политики

1.2 Принципы формирования бюджетной  политики

Глава 2. Характеристика современной  бюджетной политики государства

2.1 Налоги и их роль в обеспечении  экономического развития

2.2 Государственные расходы как  инструмент реализации бюджетной  политики

3. Рекомендации по совершенствованию  бюджетного регулирования экономики

3.1 Направления совершенствования  бюджетного регулирования экономики

3.2 Совершенствование налогового  механизма перераспределения доходов

Заключение

Список нормативно-правовых источников и используемой литературы

Введение

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Нынешний этап развития России в целом  можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового  и социального реформирования.

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом  на субфедеральном уровне и ее реализации на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при  финансовом благополучии ее территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность  и ответственность субъектов  Федерации.

Необходима дальнейшая разработка механизмов реализации таких приоритетных направлений бюджетного реформирования, как реструктуризация бюджетных  расходов, переориентация бюджетных  отношений, реструктуризация и оптимизация  доходной части бюджетов, совершенствование  бюджетного устройства, бюджетных процедур и управления бюджетным процессом, построение эффективной системы  межбюджетных отношений на основе развития российского бюджетного федерализма.

Указанными положениями обусловлена  актуальность выбранной темы дипломной  работы.

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и  разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

- показать содержание бюджетной  политики;

- сформулировать принципы, лежащие  в основе формирования бюджетной  политики;

- оценить роль налогов как  источник средств для проведения  бюджетной политики;

- проанализировать государственные  расходы как инструмент реализации  бюджетной политики;

- показать направления совершенствования  бюджетного регулирования экономики;

- наметить пути совершенствования  налогового механизма перераспределения  доходов.

Объектом исследования является весь бюджетный процесс, включающий в  себя бюджетно-налоговое право, бюджетную  систему, систему бюджетов и бюджетный  механизм.

Предмет исследования -- финансово - правовые отношения при формировании и  обеспечении достижений бюджетной  политики.

Основные теоретические выводы данной работы могут быть использованы для дальнейших исследований по проблемам  формирования и исполнения отдельных  этапов и в целом - бюджетной политики.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку одной из актуальных экономических  проблем, связанной с поиском  пропорций регулирования деятельности, в том числе и финансовой, между  федеральным правительством и субъектами государства, государством и экономическим  ростом.

В первой главе проанализирована сущность бюджетной политики и сформулированы принципы ее формирования.

Во второй главе выполнен анализ современной бюджетной политики России. Дана оценка доходов бюджетов. Проведен анализ государственных расходов. Выявлены основные проблемы в формировании бюджетной политики.

В третьей главе разработаны  мероприятия по повышению эффективности  бюджетной политики.

Методологической основой исследования явились: законы РФ, руководящие документы  по развитию отрасли, нормативные акты и документы, монографии и труды  российских и зарубежных экономистов, публикации в периодической печати по рассматриваемой проблеме.

Глава 1. Бюджет как  инструмент регулирования экономики

1.1 Содержание бюджетной политики

Возникновение политики как общественного  явления имеет глубокие исторические корни и связано со становлением и развитием человеческого общества, формированием государственной  власти. Власть -- это отношения руководства  и подчинения, складывающиеся между  людьми в процессе организации общественной жизни. Политика зародилась, когда появился особый вид власти, имеющий право  примирения одной группы людей с  другой группой посредством государства. Такая власть получила название государственной. Государственная власть давала соответствующие  преимущества тем, кто ею обладал. Люди стали бороться за нее, за определенную ее организацию, осуществление. Это  обусловило возникновение системы  политических отношений, политики.

Поскольку государство представляет собой политический союз, объединяющий целые нации и народности, постольку  политика -- не просто отношения между  людьми, а отношения между социальными  общностями. Политика формируется в  сфере отношений и деятельности, которая связана с государственной  властью.

Форма политики, ее организационная  структура реально воплощены  в политических партиях, общественных движениях, а также законах, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях, направлениях государственного развития, решении  стоящих проблем, в мотивах и  механизме принятия политических решений.

Одним из важнейших направлений  экономической политики государства  является его финансовая политика, так как достичь успехов в  построении экономически сильного и  стабильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике.

Одной из главных составных частей финансовой политики, во многом определяющей экономический курс развития государства, является бюджетная политика. Именно бюджетная политика, в которой  отражаются интересы государства, функции  государства, требующие для решения  поставленных задач бюджетных средств, занимает ведущее место в экономической  политике страны, ее концепция формирует  и налоговую, и инвестиционную политику.

Таким образом, под бюджетной политикой  государства понимаются целенаправленные действия правительства, связанные  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Цели бюджетной политики в долгосрочной перспективе:

- обеспечить полное и устойчивое  выполнение финансовых обязательств  государства на всех уровнях  власти;

- устранить дестимулирующие элементы  и развить стимулирующие элементы  бюджетной политики, прежде всего  в рамках реформирования налоговой  системы;

- существенно снизить относительные  издержки функционирования государства;

- значительно уменьшить долговую  нагрузку на экономику.

Бюджетная политика:

- является одним из активных  инструментов регулирования макроэкономических  пропорций при формировании государственного  бюджета на предстоящие годы, в том числе на предстоящий  финансовый год Вахрин П.И.  Бюджетная система Российской  Федерации. М., 2002. С. 27..

- регулирование уровня государственных  доходов и расходов в целях  воздействия на общий уровень  экономической активности, поддержания  рыночного равновесия и стимулирования  развития отдельных сфер национальной  экономики.

- политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных  займов.

- регулирует финансовые потоки  между секторами национальной  экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и  обеспечивает решение социально-экономических  задач по предоставлению коллективных  и индивидуальных благ в виде  товаров и услуг за счет  ресурсов бюджетной системы и  государственных внебюджетных фондов  Финансы, налоги и кредит. Учебник.  Общ. ред. Емельянов А.М., Мацкуляк  И.Д., Пеньков Б.Е. М.: Изд-во РАГС, 2002., с.58.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих  функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной  ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и  обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п.. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и  субъектами Федерации, в структуре  расходной части бюджета, в распределении  расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета  из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным  долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджетаФинансы: учебник для  вузов / Под ред.проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врулевской, проф. Б.М. Сабанти.-М.:Юрайт-М, 2002.-с.110..

Содержание бюджетной политики отражает общий комплекс направлений  развития бюджетного федерализма и  возникающих при этом взаимосвязей, которые она охватывает. Можно  выделить: а) разработку общей концепции  бюджетной политики, т. е. ее целей, принципов, задач, этапов осуществления и наиболее эффективных методов; б) формирование действенного, адекватного развивающейся  рыночной экономике бюджетного устройства и бюджетного процесса, стимулирующего экономический рост на микро-, мезо- и макроуровне; в) осуществление  мер по повышению эффективности  управления бюджетными ресурсами как  централизованного, так и децентрализованного  характера на всех уровнях.

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики