Бюджет и его роль в экономике и социальном развитии страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является изучение деятельности контроля в муниципальных органах власти, оценка эффективности процесса исполнения постановлений и распоряжений, а так же контроля исполнения обращений граждан, анализ правовых норм, регулирующих данный вопрос, выявление их эффективности, выработка рекомендаций по совершенствованию контроля в муниципальных органах власти.
Задачи дипломного проекта:
изучить сущность и виды контроля в управлении;
рассмотреть роль контроля в условиях административной реформы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….
ГЛАВА I
МЕСТО И РОЛЬ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ……………………………………
Сущность и виды контроля
Повышение роли контроля в условиях административной реформы
ГЛАВА II
КОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
2.1. Социально –экономическое развитие следствие эффективного управления и организованной системы контроля.
2.2. Механизмы контроля в администрации муниципального образования Кущевский район и пути повышения контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………
Приложение № 1 …………………….
Приложение № 2 ………………………….
Список литературы ……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1.doc

— 468.00 Кб (Скачать)
>  Предметом контроля может быть деятельность организаций и органов управления в целом (общий контроль) и деятельность организаций в отдельных сферах или касающихся отдельных операций (частный контроль) в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, решениями, поручениями, а более конкретно — состояние объекта контроля на определенную дату и в течение некоторого времени в будущем. Применительно к таким объектам контроля, как организация, требуется знать поведение или динамику состояния организации.

  Субъекты  контроля так же многочисленны и разнообразны, как и объекты контроля. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство и т. п.

  Различаются следующие виды контроля, где субъектом  выступает человек: операторский, самоконтроль, профессиональный, рабочий, диспетчерский, ревизорский и др. Примерами контроля, где субъектами выступают группы людей, могут быть: семейный контроль, групповой контроль, классовый контроль, социальный контроль и др. К видам контроля, где субъектом выступают организации с участием человека, относятся государственный, общественный, контроль отдела технического контроля, таможенный контроль и др.

  По  характеру расположения и взаимоотношений  субъекта и объекта контроля, т. е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп, различают контроль внутренний и внешний, общий или частный, линейный, функциональный или операционный.

  Линейный  контроль осуществляется директором предприятия, объединения или начальником промышленного объединения по отношению к предприятию, объединению, входящему в состав ВПО. В первом случае субъект контроля является внутренним, а во втором — внешним. Эти субъекты решают общую задачу контроля — контролируемость состояния и поведения предприятия в целом.

  Функциональному контролю подвергается не все состояние предприятия, а только некоторую группу характеристик. Он осуществляется, например, главным экономистом. Санэпидстанция, являющаяся внешним субъектом контроля по отношению к данному предприятию, также может провести функциональный контроль частного характера.

  Операционный  контроль — контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения предприятия, например соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы.

  Еще один важный аспект классификации, позволяющий различать наряду с типами контроля его конкретные виды, задан доминированием того или иного общего метода контроля. К таким методам контроля относятся методы: предварительного контроля; направляющего контроля; фильтрующего и метод последующего контроля. Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции; методы текущего, в том числе, метод направляющего контроля (в течение всего хода деятельности, действия, операции) и метод фильтрующего контроля приурочены к определенной дате в ходе хозяйственной операции; метод последующего (заключительного) контроля - после завершения операции.

   Предварительный контроль начинается задолго до начала каких-либо целеустремленных действий.10 Его задача — выяснить их целесообразность в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является регламентация определенных правил, процедур и линий поведения.

   Планирование  и создание организационной структуры  позволяют осуществить предварительный контроль. Строгое соблюдение правил и процедур при выработке планов, четкое написание должностных инструкций, эффективное доведение формулировки целей до подчиненных — все это увеличивает вероятность того, что планы будут реализованы, а структура будет работать так, как задумано.

  Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного руководителя. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

  Для того чтобы осуществить текущий  контроль, аппарату управления необходима обратная связь.

  Текущий контроль является вторым этапом процесса контроля, который состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе необходимо предпринять следующие действия

  • определить масштаб допустимых отклонений;
  • измерить результаты;
  • оценить полученную информацию о достигнутых результатах;
  • сравнить результаты работы с установленными стандартами.

  Контроль  должен быть экономически эффективным, т. е. преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование.

   Самый трудный и дорогостоящий элемент  контроля — измеренные результатов, позволяющие установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты.

   В обеспечении эффективности контроля важно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Информация должна быть точной, поступать вовремя. Поэтому менеджерам необходимо оценить полученные данные о результатах работы и определить, насколько они нужны и достоверны. Только после этого можно сопоставлять достигнутые результаты с установленными стандартами.

  Одна  из разновидностей текущего контроля направляющий контроль.11 Суть такого контроля — постоянное сопровождение, слежение и управление ходом совершаемого действия или хозяйственной операции. Такой контроль широко применяется в непрерывных технологических процессах и крупных технических системах.

  Еще одна разновидность текущего контроля — фильтрующий контроль. В отличие от направляющего он не сопровождает целеустремленное действие от начала до конца. При прохождении через «фильтр» контроля действие может быть остановлено или продолжено в зависимости от того, соблюдены ли нормы, требования контроля.

  И направляющий, и фильтрующий контроль — разновидности текущего контроля.

    Общей тенденцией современного  текущего контроля стало делегирование контрольных функций с верхних уровней управления на нижние.

   Последующий или заключительный контроль, или контроль по результатам, проводится после того, как работа выполнена на основе сравнения ее результатов и других характеристик с существующими нормами контроля. 12 Этот вид контроля, во-первых, дает руководителю информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем, чтобы избежать возникших трудностей и ошибок. Во-вторых, он позволяет оценить полученный результат, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять решение о соответствующем мотивационном поощрении. Заключительный контроль позволяет также выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия по изменению работы организации в целом.

   На  заключительном этапе контроля используют показатели, критерии, процедуры, экспертизу. Экспертная оценка управляемости организаций может быть сделана самим руководителем или внутренними аудиторами или консультантами по управлению.

   Различается контроль внутренний и внешний, реальное значение которых неодинаково в отдельных организациях и для отдельных лиц (групп). Одни готовы трудиться педантично без всякого внешнего контроля, а другие при его отсутствии непозволительно расслабляются.13

   Контроль  может быть систематическим и эпизодическим. Систематический контроль проводится по календарно установленному плану и выполняет функцию превентивного средства. К эпизодическому контролю прибегают, когда руководство получает информацию о неблагополучии в каком-либо подразделении организации, когда возникает какой-либо инцидент. Однако контроль не может ограничиваться инцидентами.

  Один  из принципиальных, родовых признаков  классификации — характеристика субъекта контроля. Здесь различают государственный и общественный контроль.

  Государственный контроль осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий. Система контроля существует в России уже 350 лет. Контрольные органы играют большую роль в реализации важнейших направлений государственной политики. Они вносят серьезный вклад в обеспечение безопасности и экономического развития, стоят на страже прав и свобод граждан, содействуют продвижению программ  и охране окружающей среды.14

  Общественный  контроль — от имени общественных организаций, контрольные полномочия которых не носят, как правило, юридически властного характера. Формирование гражданского общества и построение правового государства в России, безусловно, активизируют вопросы  осуществления общественного контроля во всех сферах государственной жизни. Государство в лице соответствующих органов и должностных лиц – это исполнитель воли граждан, народа, общества, но не наоборот. Именно поэтому необходима система органов общественного контроля, наделенная  эффективным механизмом функционирования, соответствующими правами.15   Эти виды контроля используются во всех сферах государственной и общественной жизни. 

2. Повышение роль  контроля в условиях  административной  реформы.

      Проведенные за последние годы серьезные  политические реформы разрушили  вертикаль тотального контроля в виде партийного и негосударственного народного контроля. Сегодня Россия оказалась в ситуации, когда, по существу, нет общегосударственной системы контроля, которая была бы ориентирована на новые, демократические задачи. Эффективное осуществление регулирующей функции государства, роль которого на переходном этапе к рыночной экономике достаточно велика, предполагает наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного контроля над исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.16 Многочисленные контрольные органы - от управления Администрации Президента Российской Федерации до региональных - были три-четыре года тому назад во многом самостоятельны, вплотную не соотнесенными и не связанными друг с другом структурами.17 Происходящие в стране коренные преобразования не могли не сказаться и на системе контроля. Какое-то время, к сожалению, ему не уделялось должного внимания со стороны федеральных органов государственной власти, в регионах, а так же на местах. Проверки проводились редко, не контролировалось выполнение нормативных правовых актов, не проводился анализ состояния контрольной работы.

      На  протяжении длительного  времени в субъектах Федерации местными органами власти принято несметное количество нормативных актов, противоречащих Российской Конституции, указам и распоряжениям Президента. За всем этим стоят слабость действующей государственной власти, незавершенность и несовершенство государственного строительства, отсутствие системности и хаотичность в правотворческом процессе как на федеральном, так и на местном уровнях и, как следствие низкий уровень исполнительской дисциплины.18

            В связи с этим принципиально  важно было обеспечить действенный и эффективный контроль за исполнением решений на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, а так же на местах. Причем под эффективностью контроля следовало понимать не только осуществление контрольных действий с целью выявления нарушений. Это не такая уж сложная задача. Главное, вскрыть причины этих нарушений, обеспечить оперативное устранение выявленных недостатков и, что особенно важно, организовать контрольную работу таким образом, чтобы исключить в дальнейшем возможность повторения ошибок.19

      Контрольная деятельность должна изменять, гармонизировать  отношения между  людьми на всех уровнях  и во всех звеньях  государственной  и муниципальной  системы управления.20 Конечным же результатом взаимодействия в процессе контроля должен стать возросший профессионализм управленцев и более рациональное использование всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных, трудовых, информационных и других.21

      В России отсутствует  единая методологическая база и технология проведения государственного контроля. Существующая система контроля в целом не отвечает таким основным принципам ее организации как самостоятельность, независимость, четкое определение правового положения контрольных органов. Главные  причины неэффективности ее функционирования связаны с негативным влиянием двух факторов. Первый – отсутствие надежной правовой базы государственного контроля; второй – разобщенность многочисленных контрольных органов, рассогласованность их действий, что приводит, с одной стороны, к дублированию в работе контрольных органов, а с другой стороны – к функциональному вакууму, когда вне контроля остаются важные  стороны государственного управления и деятельности хозяйствующих субъектов. 22

   В период Административной реформы 2003-2005 годов, а так же второго её этапа «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах»  много проделано с целью оптимизации деятельности исполнительных органов власти. В соответствии с «Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» в 2006 году включена такая позиция, как «разработка и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами  исполнительной власти, позволяющие передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти, а также закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности государственных органов». На 2007 год намечены «продолжение ликвидации избыточных функций федеральных органов исполнительной власти», «оптимизация функционирования органов исполнительной власти в субъектах РФ», а также «совершенствование действующей системы контроля и надзора, пробное внедрение механизмов аутсорсинга административно –управленческих процессов, развитие механизмов  взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом, в том числе участия его представителей в подготовке и принятии общественно значимых решений, информирования общества о ходе административной реформы».23

Информация о работе Бюджет и его роль в экономике и социальном развитии страны