Безработица –
опасное и в политическом отношении
явление. На волне массовой
безработицы возникли самые массовые
в истории человечества политические
режимы (примером может служить
приход к власти Гитлера в
Германии и Пиночета в Чили).
Экономические
последствия:
Реформирование трудовой
сферы происходит медленно и
противоречиво. Масштабы безработицы,
снижение жизненного уровня большинства
населения, правовая незащищенность
работников свидетельствует о
том, что за пореформенные годы
трудящиеся больше потеряли, чем
приобрели.
Уже к началу 90-х
годов миллионы граждан, потеряв
работу, лишились единственного
источника дохода и оказались
за чертой бедности.
Происходит отставание
объема ВНП по сравнению с
тем объемом, которое общество
могло бы иметь при своих
потенциальных возможностях. Происходит
неравномерное распределение издержек
безработицы среди различных
социальных групп населения. Теряется
квалификация работников.
Известный исследователь
макроэкономики Артур Оукен (США)
математически выразил отношение
между уровнем безработицы и
так называемым отставанием –
не выпущенной или безвозвратно
потерянной продукцией. Такое отношение,
получившее название закон Оукена,
показывает: если фактический уровень
безработицы превышает ее естественный
уровень на 1%, то потеря объема
валового национального продукта
составляет 2,5%.
Например, если в
начале фактический ВВП составлял
100% от своего потенциального объема,
а затем понизился до 98%, то
уровень безработицы должен
увеличиться на 1%.
Закон Оукена выражает
ключевую взаимосвязь между рынком
благ и рынком труда. Он описывает
зависимость между краткосрочным
движением реального ВВП и
изменение уровнем безработицы.
Несмотря, что в
России в последнее время наблюдается
стабильный экономический рост,
этого не достаточно, чтобы достичь
уровня развитых государств Запада.
По признанию западных
экономистов, безработица сегодня
– центральная проблема стран
с развитой рыночной экономикой.
Экономические потери периода
массовой безработицы значительно
больше, нежели потери, связанные,
например, с монополизацией.
Можно предложить
развернутую классификацию наиболее
значимых экономических последствий
безработицы, рассматриваемых с
точки зрения отрицательного
и положительного влияния на
систему:
Отрицательные |
Положительные |
Обесценение последствий
обучения |
Создание резерва
рабочей силы для структурной
перестройки экономики |
Сокращение производства |
Конкуренция между
работниками как стимул к развитию
способностей к труду |
Затраты на помощь
безработным |
Перерыв в занятости
для переобучения и повышения
уровня образования |
Утрата квалификации |
Стимулирование
роста интенсивности и производительности
труда |
Снижение жизненного
уровня |
|
Недопроизводство
национального дохода |
|
Снижение налоговых
поступлений |
|
Одно из главных
негативных последствий безработицы
- нерабочее состояние трудоспособных
граждан и, соответственно, невыпущенная
продукция. Если экономика не в состоянии
удовлетворить потребности в рабочих
местах для всех, кто хочет и может работать,
кто ищет работу и готов приступить к ней,
то теряется потенциальная возможность
производства товаров и услуг. Следовательно,
безработица мешает обществу развиваться
и двигаться вперед с учетом своих потенциальных
возможностей. В конечном итоге это рассматривается
как снижение темпов экономического роста,
отставание объемов увеличения валового
национального продукта.
Повышение или
снижение экономической активности
являются основными причинами роста и
снижения занятости и уровня безработицы
в стране. Циклическое развитие экономики,
следующие друг за другом подъемы и спады
экономической активности в течение нескольких
лет или десятков лет ведут к определенным
колебаниям численности занятых и безработных.
Так, когда в экономике наблюдается пик
почти полной занятости и производство
работает с максимальной эффективностью,
следует ожидать, что через некоторое
время начнется снижение деловой активности,
спад производственной деятельности и
рост безработицы. После этого вполне
закономерно наступает следующий этап
- оживление производства, которое опять
ведет к повышению занятости до ее максимального
значения.
1.4 Методы регулирования
безработицы.
Дж. М. Кейнс писал:
"Хроническая тенденция к неполной
занятости, характерная для современного
общества, имеет свои корни в
недопотреблении...".
Недопотребление выражается
в том, что по мере повышения
доходов у потребителя у него
в силу психологических факторов
"склонность к сбережению" превышает
"побуждение к инвестициям",
что влечет спад производства
и безработицу. Таким образом,
кейнсианцы, показав неизбежность
кризиса саморегулирующейся экономики,
указывали на необходимость государственного
экономического воздействия для
достижения полной занятости.
Прежде всего, следует повысить
эффективный спрос, снижая ссудный
процент и увеличивая инвестиции.
Многообразие типов безработицы
делает задачу ее сокращения
чрезвычайно сложной. Поскольку
единого способа борьбы с безработицей
не существует, любой стране для
решения этой проблемы приходится
использовать различные методы.
Используя опыт ряда иностранных
государств, выделим некоторые пути
решения проблемы безработицы.
Уровень фрикционной
безработицы может быть снижен
за счет:
улучшения информационного
обеспечения рынка труда. Во
всех странах эту функцию выполняют
организации по трудоустройству
(биржи труда). Они собирают
у работодателей информацию о
существующих вакансиях и сообщают
ее безработным; устранения факторов,
снижающих мобильность рабочей силы. Для
этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка
жилья;
б) увеличение масштабов жилищного
строительства ;
в) отмена административных преград
для переезда из
одного населенного пункта в
другой.
Регулирование структурной
безработицы является задачей
государства и бизнеса. Создание
рабочих мест и обеспечение
занятости важны для всей экономики.
Для сокращения этого типа
безработицы необходимо переобучение,
своевременная дополнительная подготовка,
повышение квалификации. Программы
профессиональной подготовки обеспечивают
как подготовку на рабочих
местах, так и в специальных
учебных заведениях для безработной
молодежи, а также для рабочих
старших возрастов, чья профессия
оказалась устаревшей. В ряде
городов такая переподготовка
осуществляется через городскую
службу занятости и Центр социальной
подготовки. Наиболее трудно бороться
с циклической безработицей. Для
решения такой задачи наиболее
эффективными являются следующие
меры:
Создание условий для
роста спроса на товары. Способами
увеличения спроса являются:
стимулирование
роста экспорта. Это может привести
к росту объемов производства
и , соответственно, - занятости
на них;
поддержка и
поощрение инвестиций в реконструкцию
предприятия с целью повышения
конкурентоспособности продукции.
Создание условий
для сокращения предложения труда.
Очевидно, что чем меньше людей
претендуют на рабочие места,
тем легче найти работу даже
при том же числе свободных
рабочих мест. Сократить число
претендентов на эти места
и, более того высвободить дополнительные
вакансии для безработных вполне
реально. Некоторое облегчение
может принести, например, предоставление
возможности досрочного выхода
на пенсию работникам, еще не
достигшим пенсионного возраста.
Создание условий для роста
самозанятости. Смысл такого рода
программ состоит в том, что
людям помогают открыть собственное
дело, чтобы они могли прокормить себя
и свою семью, даже если им не удается найти
работу по найму. В России это реализуется
через программы поддержки малого предпринимательства.
Для помощи молодежи могут
использоваться различные методы:
-экономическое стимулирование
молодежной занятости;
-создание специальных
фирм, предлагающих работу именно
молодежи;
-создание центров обучения
молодых людей тем профессиям,
шансы на занятость в которых
наиболее высоки.
Список программ
сокращения безработицы можно
продолжать еще долго, но важно
понимать, что все эти программы
не могут полностью ликвидировать
или существенно сократить циклическую
безработицу. Такой результат
достигается лишь при общем
улучшении экономической ситуации
в стране.
1.5 Порядок и основания
признания граждан безработными.
В российском законодательстве
нет определения ”безработный гражданин”,
но в ст.3 Закона о занятости названы
условия, с учетом которых гражданин
может быть признан безработным:
он должен быть трудоспособным, не иметь
работы и заработка (трудового дохода),
должен искать работу и быть готовым
приступить к ней, быть зарегистрирован
в органах службы занятости.
Наличие у гражданина
инвалидности (при любой степени
потери трудоспособности) не означает,
что ему будет автоматически
отказано в присвоении статуса
безработного. Для решения вопроса
о признании его безработным
он должен предъявить в орган
службы занятости индивидуальную
программу реабилитации инвалида,
выданную бюро медико-социальной
экспертизы и содержащую заключение
о рекомендуемом характере и
условиях труда.
Второе условие,
необходимое для признания гражданина
безработным, предполагает, что он
относится к числу незанятых
граждан и, как следствие, не
имеет заработка.
Третье условие, поиск
подходящей работы и готовность приступить
к ней - документальное подтверждение
имеет не всегда. В некоторых случаях можно
заметить, что, несмотря на уверения гражданина,
готовность приступить к работе у него
явно отсутствует (это может быть связано
с временной нетрудоспособностью, нахождением
на медицинском обследовании в стационарном
учреждении и т.д.). Поскольку начать работать
он в данный момент не может, признавать
его безработным нет оснований. Нельзя
также считать готовой к работе мать,
осуществляющую уход за больным ребенком,
ребенком-инвалидом, требующим постоянного
ухода со стороны взрослого члена семьи
(если, конечно, в семье нет других лиц,
которым можно перепоручить уход).
Регистрация в
органах службы занятости (четвертое
условие) производится следующим образом:
в день, когда гражданин, претендующий
на получение статуса безработного, приходит
в службу занятости со всеми необходимыми
документами, заводится карточка персонального
учета. Законом о занятости (п.1 ст.3) установлено
минимальное количество документов, которые
необходимо представить: паспорт, трудовая
книжка, документы, удостоверяющие профессиональную
квалификацию, справка о среднем заработке
за последние три месяца по последнему
месту работы. Впервые ищущие работу и
не имеющие профессии (специальности)
предъявляют паспорт или иной документ,
удостоверяющий личность, и документ об
образовании.
Для подбора подходящей
работы, назначения пособия по
безработице отдельным категориям
граждан могут понадобиться и
другие документы: инвалидам -
индивидуальная программа реабилитации,
выданная в установленном порядке
и содержащая заключение о
рекомендуемом характере и условиях
труда; лицам, имеющим ограничения
в работе по состоянию здоровья,
- соответствующие заключения из
учреждений здравоохранения. Уволенные
с военной службы предъявляют
военный билет, беженцы и вынужденные
переселенцы - удостоверение установленного
образца и документы, подтверждающие
их регистрацию по месту жительства.
Служба занятости
в течение десяти дней со
дня обращения гражданина в
целях поиска подходящей работы
по возможности предлагает ему
два варианта работы, включая
работы временного характера,
а впервые ищущему работу (ранее
не работавшему) и при этом
не имеющему профессии (специальности)
- два варианта получения профессиональной
подготовки или оплачиваемой
работы, включая работу временного
характера.
Повторное обращение
в службу занятости для признания
безработным возможно через месяц.
Исходя из п.4 ст.13
Федерального закона ”О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации” от 25
июля 2002 г. № 115-ФЗ безработными могут
быть признаны иностранные граждане, постоянно
проживающие в Российской Федерации, то
есть имеющие вид на жительство, а также
временно проживающие, имеющие разрешение
на временное проживание.
2 Безработица в российской экономике.
2.1. Причины возникновения
и роста безработицы в РФ.