Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:35, курсовая работа
Безработными считаются лица, которые по действующему законодательству могут быть приняты на работу и активно ее ищут. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий:
13.2.2. Безработица
Безработными считаются лица, которые по действующему законодательству могут быть приняты на работу и активно ее ищут. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий:
регистрация в службе занятости;
активный поиск работы;
отсутствие других источников дохода;
сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций.
1 При изложении проблемы
эластичности использованы
Г. В. Шнееровой.
2 В разделе 13.2.2 использованы материалы А. С. Семенова [Экономика
труда. С. 165—175].
13.2. Рынок труда и управление занятостью 389
Поскольку эти условия не всегда выполнимы, то пособие по
безработице получают не все ищущие работу: в США — 30%, во
Франции — 39, в Швеции — 68%. Длительность выплаты посо-
бия: в США — 26 недель, во Франции и ФРГ — 52 недели, в Да-
нии и Голландии — 130 недель, в России — до 12 месяцев.
Уровень безработицы определяется на начало (или на конец) пе-
риода как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к
численности экономически активного населения. Эта категория
включает работающих по найму или на собственных предприяти-
ях, в том числе в личном подсобном хозяйстве, или имеющих такие
предприятия, но не работающих на них, а также лиц без работы, но
желающих работать.
Так называемый естественный уровень безработицы для разви-
тых стран Запада принято считать равным 4—6%. Фактически
уровни безработицы в развитых странах за период 1970—1991 гг.
колебались от 1,2 (Япония) до 12,3% (Италия). В годы экономи-
ческого кризиса 30-х гг. XX в. безработица в США и Европе дос-
тигала 25—32%.
Принято различать следующие типы безработицы:
фрикционная;
сезонная;
структурная;
циклическая;
скрытая.
Фрикционная безработица связана с изменением места работы,
в том числе из-за изменения места жительства.
Сезонная безработица
обусловлена сезонными
спроса на рабочую силу.
Структурная безработица
вызвана изменениями в
спроса на труд в связи с технологическими изменениями в эко-
номике. Этот вид безработицы является следствием различий в
структуре как рабочей силы, так и рабочих мест.
Циклическая безработица вызвана спадом производства в свя-
зи с фазой экономического цикла. Безработицу в России 90-х гг.
XX в. можно считать
циклической, так как ВВП
од 1990—1997 гг. сократился наполовину.
Скрытая безработица определяется численностью работников,
которые формально считаются занятыми, но не выполняют
сколько-нибудь значимого объема работы. Необходимо отличать
скрытую безработицу от частичной занятости, которая при опре-
деленных условиях вполне эффективна. В настоящее время зна-
чительная часть циклической безработицы в России является
скрытой.
390 Глава 13. Системы
управления человеческими
Таблица 13.2.1
Безработица в России в 1992—2004 гг.
Все безработные,
тыс. чел.
их доля в эконо-
мически активном
населении, %*
Численность безработ-
ных, зарегистрирован-
ных в органах государ-
ственной службы за-
нятости на конец
года, тыс. чел.**
их доля, %
1992
3877
5,17
578
0,77
1995
6712
9,47
2327
3,28
1996
6732
9,66
2506
3,60
1997
8058
11,84
1999
2,94
1998
8902
13,22
1929
2,86
1999
9094
12.60
1263
1,75
2000
6999
9,79
1037
1,45
2001
6303
8,88
1122
1,58
2002
6268
8,69
1500
2,08
2003
5951
8,13
1639
2,24
2004
6116
8,34
1920
2,62
* По материалам выборочных обследований населения по проблемам за-
нятости: 1992, 1995, 1997, 1998 гг. — на конец октября; 1996 г. — на конец
марта; 1999—2004 гг. — на конец ноября; с 2002 г. — в итоги включены дан-
ные по Чеченской Республике:
среднегодовая численность
сведениям организаций и численность безработных, зарегистрированных в
органах государственной службы занятости, в среднем за год.
** По данным Роструда.
Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат.
М, 2006. С. 139.
Основные характеристики безработицы в России приведены в
табл. 13.2.1.
О безработице в европейских странах можно судить по
табл. 13.2.2.
Социально-экономические характеристики безработицы в
России за период 1992—1998 гг. значительно отличаются от ди-
намики соответствующих процесс
Восточной Европы (ЦВЕ). Особый интерес представляет собой
соотношение уровней ВВП, безработицы и оплаты труда
(табл. 13.2.3).
13.2. Рынок труда и управление занятостью 391
Таблица 13.2.2
Безработица в странах Европы, Азии, Америки
Страна
Япония
Финляндия
Франция
Италия
Швейцария
США
Швеция
Бельгия
Германия
Великобри-
тания
Республика
Корея
Дания
Нидерланды
Австрия
Польша
Австралия
Венгрия
Канада
Норвегия
Болгария
Литва
Количество безработных
в численности активного населения, %
1995 г.
3,2
15,2
11,4
11,3
3,3
5,6
7,7
9,3
10,1
8,6
2,0
7,0
7,1
3,7
13,3
8,4
10,2
9,5
4,9
15,7
17,1
1996 г.
3,4
14,4
12,0
11,4
3,7
5,4
8,0
9,6
8,8
8,2
2,0
6,9
6,6
4,1
12,3
8,3
9,9
9,7
4,8
13,5
16,4
1997 г.
3,4
12,5
12,1
11,5
4,1
4,9
8,0
8,9
9,8
7,1
2,6
6,1
5,5
4,2
11,2
8,4
8,7
9,2
4,0
13,7
14,1
1998 г.
4,1
11,3
11,5
11,7
3,6
4,5
6,5
9,1
9,7
6,1
6,8
5,5
4,4
4,2
10,5
7,8
7,8
8,3
3,2
12,2
13,2
1999 г.
4,7
10,1
10,8
11,4
3,1
4,2
5,6
8,6
8,8
6,0
6,3
5,5
3,5
3,8
13,9
7,0
7,0
7,6
3,2
14,1
14,6
2000 г.
4,7
9,7
9,5
10,5
2,7
4,0
4,7
7,0
7,9
5,5
4,1
4,6
3,3
3,6
16,1
6,4
6,4
6,8
3,4
16,3
16,4
2001 г.
5,0
9,1
8,7
9,5
2,5
4,8
4,0
6,6
7,9
4,8
3,8
4,8
2,7
3,6
18,2
6,9
5,7
7,2
3,6
19,4
17,4
2002 г.
5,4
9,1
9,0
9,0
2,9
5,8
4,0
7,5
8,7
5,1
3,1
4,7
3,1
4,0
19,9
6,4
5,8
7,7
3,9
17,6
13,8
2003 г.
5,3
9,0
9,7
8,7
4,1
6,0
4,9
8,2
10,0
4,8
3,4
5,5
4,3
4,3
19,6
6,0
5,3
7,6
4,5
-
12,4
Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат.
М., 2006. С. 770.
392 Глава 13. Системы управления человеческими ресурсами
Таблица 13.2.3
Показатели максимальных уровней снижения
общественного производства, роста безработицы и падения
реальной заработной платы в России и странах ЦВЕ в 1990-е гг.
Страна
Индекс
объема ВВП
(1989 г. = 100)
Доля безработных
в экономически
активном
населении, %
Индекс реальной
заработной
платы
(1989 г. = 100)
Страны с умеренной безработицей
и очень большим снижением реальных заработков
Россия*
Румыния
57 (1998 г.)
79 (1992 г.)
11-12 (1998 г.)
10-12 (1994 г.)
43** (1998 г.)
55 (1993 г.)
Страны со значительной безработицей
и умеренным понижением заработков
Польша
Венгрия
Словакия
83 (1991 г.)
85 (1993 г.)
78 (1993 г.)
16-17 (1993 г.)
12-13 (1992 г.)
15 (1993 г.)
80 (1993 г.)
80 (1995 г.)
67 (1991 г.)
Страны с умеренным снижением заработков
и небольшой безработицей
Чехия 80 (1993 г.) 6 (1991 г.) 72 (1991 г.)
Страны с очень большим снижением заработков
и значительной безработицей
Болгария 67 (1996 г.) 17 (1996 г.) 35 (1996 г.)
* Индекс объема ВВП и реальной заработной платы к 1990 г. (=100).
** Без учета скрытых заработков.
Источник: [Гордон, Клопов. С. 26].
Приведенные данные иллюстрируют различные формы осу-
ществления экономических преобразований. Наиболее мягкий
(«бархатный») и разумный вариант реализован в Чехии, где пере-
ход от социализма к капитализму был осуществлен при относи-
тельно небольшом снижении объемов производства (на 20%) и
реальной заработной платы (на 28%). Польша, Венгрия и Слова-
кия осуществили «шоковую терапию», которая привела к резко-
му росту безработицы (до 17% в Польше) при относительно не-
большом (на 20%) снижении заработка тех, кто не потерял рабо-
13.2. Рынок труда и управление занятостью 393
ту. Наихудший вариант реализован в Болгарии: по сравнению с
Чехией безработица выше в 3 раза, а заработки работающих ниже
в 2 раза.
Несколько лучше ситуация в России. Благодаря экспорту
нефти, газа и оружия при почти двукратном снижении объема
ВВП уровень безработицы составил 12% (в 2 раза выше, чем в
Чехии), а индекс реальной заработной платы — 43% (в 1,5 раза
ниже, чем в Чехии). Одна из причин того, что безработица в Рос-
сии не достигла уровня Польши, состоит в резком снижении
уровня заработков на предприятиях, что, в свою очередь, было
обусловлено содержанием формально занятых (т. е. практически
лишних) работников. Численность таких работников, по оцен-
кам Министерства экономики РФ, составила 12—13 млн чел.,
или 20% работающих.
Содержание лишнего персонала некоторые авторы склонны
объяснять «пережитками социализма» в сознании руководителей
крупных предприятий (особенно оборонных). Весьма вероятно,
что указанные пережитки проявились и в желании руководить
большим коллективом, что повышает престиж директора, сте-
пень его влияния
в регионе и вероятность
сударства. В. Полтерович объясняет сохранение лишнего персо-
нала на предприятиях России следующим образом: «Стремясь не
допустить создания коллективных фирм, плохо поддающихся ре-
структуризации, и взрастить на российской почве систему корпо-
раций западного типа, правительство вывело гибрид, менее всего
способный к обновлению — открытое акционерное общество,
управляемое работниками. Если основная часть акций фирмы рас-
пределена между менеджерами и рабочими, то менеджеры не мо-
гут позволить себе массового увольнения рабочих: в случае если
уволенные продадут акции внешним инвесторам, велика вероят-
ность смены менеджеров. По аналогичным причинам рабочие
должны опасаться увольнения менеджеров, ибо после продажи
ими акций контроль над фирмой может перейти в руки новых
хозяев, так что рабочие окажутся под угрозой увольнения. Мно-
гие российские фирмы страдают от низкой квалификации управ-
ляющих, однако их парадоксальная организационная структура
препятствует и существенному сокращению затрат труда, и при-
влечению новых менеджеров» [Полтерович. С. 40—41].
Чем бы ни объяснялось сохранение лишних работников на
предприятии и соответствующее снижение реальной оплаты тру-
да, несомненно, что это существенно уменьшило величину без-
работицы в России и связанную с ней социальную напряжен-
ность [Гордон, Клопов. С. 26].
394 Глава 13. Системы управления человеческими ресурсами
13.2.3. Управление занятостью
Основная цель систем управления занятостью состоит в сти-
мулировании спроса на рабочую силу и в приближении структу-
ры предложения труда к
это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспе-
чению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся
структуре рабочих мест.
Управление занятостью является важнейшей частью экономи-
ческой и социальной политики страны. Эта политика осуществ-
ляется Министерством финансов, Министерством здравоохране-
ния и социального развития, Федеральной службой по труду и
занятости, Федеральной миграционной службой, другими мини-
стерствами и ведомствами.
Непосредственное управление занятостью осуществляют орга-
ны Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран пока-
зывает, что в центральном аппарате службы занятости должно
работать около 5% общей численности службы. Основной объем
работы по управлению занятостью выполняют региональные и
местные (городские и районные) службы занятости.
Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и
активную. При пассивной основную роль играет государство, ко-
торое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих
мест, работодателям — поддержание спроса на продукцию, без-
работным — выплату пособий и помощь в трудоустройстве. Ак-
тивная политика занятости предполагает, что основную роль иг-
рает человек, который чувствует свою ответственность за матери-
альное благополучие
своей семьи и активно
сохранению занятости, а при ее потере — к активному поиску
работы. Деление политики занятости на пассивную и активную
достаточно условно. Практически во всех странах пытаются про-
водить активную политику, стимулируя работников к участию в
создании общественного продукта и помогая в трудоустройстве.
Активная политика занятости проявляется по следующим ос-
новным направлениям:
1) помощь в трудоустройстве;
2) содействие в профессиональной подготовке и переподго-
товке;
3) содействие самозанятости и предпринимательству;
4) организация общественных работ;
5) помощь людям, испытывающим особые объективные труд-
ности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.
Помощь в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через
содействие контактам между ищущими работу и работодателями.
13.2. Рынок труда и управление занятостью 395
Для этого предназначена система информации (банки данных) о