Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:52, курсовая работа
Конкурентная среда предприятия постоянно меняется. Может случиться так, что при проведении новых стратегий возникнут проблемы. С точки зрения покупателя предприятия предлагают похожие или равноценные продукты и услуги.
Число производителей изменяется с изменением стадий жизненного цикла развития рынка. На стадии внедрения чаще всего на рынке присутствует небольшое число производителей, представляющих новый товар.
Пищевая промышленность является основным потребителем упаковки в ЮФО и, в наибольшей степени близка к современному пониманию упаковки, как инструмента маркетинга. Лидерами в области упаковки на рынке пищевой промышленности являются предприятия кондитерской и молочной промышленности [31]. В настоящее время существенно улучшились дела с упаковкой у производителей хлебобулочной продукции. Большинство предприятий мясоперерабатывающей отрасли широко использует вакуумную упаковку, лотки из вспененного полистирола пищевых марок.
В парфюмерной промышленности также уделяется особое внимание упаковке и внешнему оформлению производимой продукции, поскольку каждый покупатель сугубо индивидуально подходит к выбору товара. Здесь требуется широкий ассортимент упаковочных форм и материалов.
Легкая и текстильная промышленность в основном используют пленочные и целлофановые виды упаковок, позволяющие производить как индивидуальную, так и групповую комплектацию товаров.
Общая характеристика рынка
Рынок изделий из полимерных материалов характеризуется определенными особенностями:
компании, действующие в рассматриваемой отрасли, специализируются на своем, достаточно узком, ассортименте продукции;
компании - производители действуют каждый на своем рыночном сегменте и имеют свои группы покупателей;
выпускаемая предприятиями аналогичная по назначению продукция, имеет отличие по таким параметрам, как дизайн, форма, цвет и ориентирована на удовлетворение различных специфических нужд конкретных потребителей.
Сложившаяся рыночная конъюнктура характеризуется тем, что основным определяющим фактором ее состояния является устойчивый рост спроса на продукцию из пластмасс отечественных производителей. В целом, сектор российского рынка пластмассовой тары, удовлетворяемый за счет отечественных производителей, является быстрорастущим, причем темпы роста его емкости оцениваются не менее 15 - 20 % в год [31].
Состояние спроса на упаковку
В России годовое количество упаковки на душу населения увеличилось почти в три раза и достигло 30 кг на душу населения. Для сравнения укажем, что в Европе в среднем этот показатель составляет 100 - 120 кг, а наиболее популярными материалами, применяемыми в упаковке европейских стран, являются бумага и картон. За ними следуют пластмассы, металл, стекло, дерево.
Уровень цен на пластиковую тару
Уровень цен на пластиковую тару зависит от вида выпускаемой продукции. Одной из составляющих стоимости зарубежной упаковки является размер ввозной таможенной пошлины, который в зависимости от упаковочного материала (металл, пластмасса, стекло, бумага или картон) составляет от 5 до 25% таможенной стоимости товара. В этой связи, а также учитывая транспортные расходы и более дорогую стоимость рабочей силы, цена импортной продукции практически вдвое дороже изготавливаемой на российских предприятиях.
Стоимость отечественной тары из полипропилена емкостью 0,2 - 0,5 л составляет 0,3 – 1,3 руб. за единицу продукции.
Факторы конкуренции
В целом, основными факторами конкуренции в области упаковки, определяющими спрос на российском рынке со стороны потребителей, являются[31]:
качество продукции
сервис поставок упаковки
разнообразность форм и видов
скорость исполнения заказов
цена упаковки
Именно указанные критерии наиболее актуальны на целевом рынке, и именно они объясняют то, что цена упаковки стала наиболее значимым для потребителя фактором.
В целом, рост объемов продаж готовой продукции нашего предприятия напрямую зависит от оптимального соотношения указанных показателей.
Экологические аспекты
По мере развития полимерной упаковки (да и упаковки вообще) возникает новая, острейшая проблема: опасность засорения окружающей среды отходами упаковки. Проблема получения экологически чистой упаковки возникла особенно остро в последнее десятилетие в связи с резким ростом применения полимерной упаковки и опасности серьезного загрязнения среды обитания человека отходами использованной упаковки. Ежегодно десятки и даже сотни миллионов тонн отходов упаковки ухудшают экологические характеристики окружающей среды развитых стран. Наиболее распространенный до последнего времени способ борьбы с отходами упаковки - вывоз на свалки - не решает экологических проблем. Особенно остро опасность накопления отходов упаковки ощущается в таких странах, как Япония, где 70% территории непригодно для жилья, а плотность населения достигает 1500 чел/кв.км. Остро проблемы экологии стоят в США, Великобритании, Швейцарии, Дании, Нидерландах, Германии и других развитых странах. В конкурентной борьбе с традиционными видами упаковки полимерная находит все больше и больше аргументов усиления своих позиций: с одной стороны, усиливая позитивные стороны использования, с другой – снижая и устраняя трудности, связанные с ее использованием. По мере роста доли полимерных материалов в балансе упаковки развитых стран возник вопрос о разработке эффективных способов утилизации или уничтожения отходов упаковки. Во многих странах в настоящее время созданы или разрабатываются системы утилизации отходов упаковки. Утилизация отходов упаковки применяется в нескольких вариантах. Регенераты некоторых видов отходов упаковки (например, полистирол, полиэтилентерефталат) могут быть добавлены в небольших количествах в первичное сырье при изготовлении обычной пищевой упаковки. Известны установки, работающие по схеме сбор отходов - деполимеризация - очистка мономера - полимеризация. По такой схеме работают установки по утилизации ПЭТ, полистирола и ряда других полимеров. Однако распространение их пока ограниченно из-за технических сложностей и недостаточной экономичности.
2.3 Построение конкурентного профиля предприятия и определение ключевых факторов успеха.
Для оценки положения предприятия по отношению к его конкурентам служит конкурентный профиль[25]. Он дает возможность, как оценить преимущества данной фирмы по сравнению с аналогичными предприятиями, так и выявить его слабые места. Такой анализ проводится с помощью методов экспертной оценки. В начале производится выбор сфер деятельности предприятия и определяется набор параметров для их оценки. Далее эксперты из данной организации или приглашенные специалисты определяют значимость определенных параметров. Затем производится балльная оценка отдельных параметров по заранее составленной шкале. Все оценки соединяются для получения конкурентного профиля. Общая оценка сравнивается с данными конкурирующей фирмы.
Отдельные критерии оценки конкуренции представлены в таблице 2.3.1.
От трех до пяти конкурентов необходимо сравнить с собственным предприятием. В табл. 2.3.1 представлена оценочная шкала, в которой знак "+" означает превосходство конкурента по какому-либо параметру над собственным предприятием. Если конкурент не отличается от нас, то используется знак "=", а параметр, по которому собственное предприятие превосходит конкурентов, оценивается знаком “-“.
Для проведения конкурентного анализа необходимо привлекать руководителей предприятия, хорошо знающих продукцию рыночного лидера и других конкурентов. Это, в частности, работники отделов маркетинга и сбыта, производства, НИОКР. Для того чтобы оценка была объективной, целесообразно проводить опросы сотрудников анонимно [5].
На рис. 2.3.1 представлены конкурентные профили [5], как анализируемого «Полипак-Юг», так и четырех его основных конкурентов, специализирующихся на снабжении молочных производств упаковочной продукцией.
1.компания Полекс
2.компания Формалайн
3.компания Полипак г. Лермонтов
4.компания Мастер Пак
Таблица 2.3.1
Анализ конкуренции для предприятия ООО «Полипак-Юг»
Критерии оценки | Конкуренты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Качество | = | = | = | - |
Цена | = | + | = | - |
Месторасположение относительно ЮФО | - | - | = | = |
Концепция маркетинга | = | = | = | - |
Ассортимент продуктов | = | = | - | - |
Соотношение между ценой и качеством | =
| +
| -
| -
|
Сервисные услуги | - | - | - | - |
Рыночная доля | = | = | - | - |
Области бизнеса | - | - | = | - |
Гибкость | = | = | = | - |
Инновационная способность | = | = | = | - |
Сроки поставки | + | + | - | + |
Производительность | = | = | - | - |
Персонал |
= |
=
| = | - |
Продолжение таблицы 2.3.1
Материалы |
| |||
Качество сырья |
= | = | = | - |
Цены | = | = | = | - |
Поставщики | = | = | = | - |
Информация о работе Стратегия конкурентного анализа предприятия