Стратегия конкурентного анализа предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Конкурентная среда предприятия постоянно меняется. Может случиться так, что при проведении новых стратегий возникнут проблемы. С точки зрения покупателя предприятия предлагают похожие или равноценные продукты и услуги.

Число производителей изменяется с изменением стадий жизненного цикла развития рынка. На стадии внедрения чаще всего на рынке присутствует небольшое число производителей, представляющих новый товар.

Работа содержит 1 файл

стратегия конкурентного анализа.doc

— 420.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

1  ОСНОВНЫЕ   ПОДХОДЫ  И  МЕТОДОЛОГИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ  КОНКУРЕНТНОГО   АНАЛИЗА

 

1    Необходимость проведения анализа конкуренции

 

Конкурентная среда предприятия постоянно меняется. Может случиться так, что при проведении новых стратегий возникнут проблемы. С точки зрения покупателя предприятия предлагают похожие или равноценные продукты и услуги.

Число производителей изменяется с изменением стадий жизненного цикла развития рынка. На стадии внедрения чаще всего на рынке присутствует небольшое число производителей, представляющих новый товар. В процессе рыночной экспансии число конкурентов обычно увеличивается[10].

Если другие предприятия решат, что с новым продуктом, находящимся в стадии роста, можно заработать много денег, они попытаются проникнуть на этот рынок. До стадии зрелости конкуренция будет все время расти. Поскольку рынок к этому времени уже больше не растет, а даже начинает стагнировать, то быстро начинают вытесняться конкуренты. К стадии насыщения станет еще больше проблем.

Опасность исходит от нынешних и потенциальных конкурентов. Предприятия должны заботиться о получении текущей информации об известных им и новых конкурентах. Поэтому оценка будущего поведения старых и новых конкурентов имеет большое значение для планирования собственной конкурентной стратегии.

Стратегии и причины успеха важнейших конкурентов необходимо тщательно изучать. Очень важно в интересах собственного предприятия иметь ясное представление о стратегических целях, рыночных позициях и источниках роста конкурентов. Необходимо также собирать информацию об инвестициях и клиентах конкурентов. Важное значение имеет информация о рыночных долях, областях бизнеса, имеющихся мощностях конкурентов, а также об их ресурсах, организации и квалификации руководителей. [10]

От правильной оценки конкуренции часто зависит собственный успех на рынке. Поэтому по наиболее важным конкурентам необходимо регулярно проводить анализ конкуренции. [2] Важны также вопросы о том, какую стратегию - наступательную или оборонительную - проводят конкуренты на рынке, и как они будут реагировать на изменение нашей рыночной стратегии. Кроме того, конкурентный анализ предполагает сравнение продуктов и продуктовых групп собственного предприятия с аналогичными у предприятий-конкурентов. Лучше всего сравнивать собственное предприятие с рыночным лидером. Из такого сравнения всегда можно понять, в силу каких причин собственное предприятие не является рыночным лидером, поскольку сразу же становится видно, что по ряду критериев рыночный лидер на голову выше нашего предприятия.

 

1. 2  Методика  исследования  конкуренции  по  модели  М.Портера

       

Большинство современных рынков характеризуется как конкурентные.

          Отсюда вытекает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы. [1]

Основным этапом анализа конкуренции на рынке является оценка на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции, степени подверженности рынка процессам конкуренции.

Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М. Портера [2] учитываются следующие группы факторов (рис. 1):

           Соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов («центральный ринг») – ситуация  в отрасли;

           Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями, - влияние товаров – заменителей;

           Угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;

           Позиции поставщиков, их экономические возможности – влияние поставщиков;

           Позиции потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей.

 

 

Рис. 1.2.1    Модель 5 сил конкуренции М. Портера

 

Каждая из рассматриваемых сил конкуренции может оказывать различное как по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность.

М.  Портер  аргументировал эту модель тем [2], что, чем выше давление этих сил, тем меньше  у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.

Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила[13] этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль).

Имеется три основных источника таких барьеров:

- лояльность   к    торговой   марке   покупателей (входящие компании  должны перекрыть это значительными  инвестициями);

- абсолютное преимущество по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают существующим компаниям существенные преимущества, которые трудно достичь новым компаниям);

- экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями). Она связана со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снижением удельных расходов на рекламу и т.д. Все это создает значительные трудности для компаний, начинающих производство.

Второй конкурентной силой по Портеру является соперничество существующих в отрасли компаний.

Здесь следует выявить влияние трех факторов:

-структуру  отраслевой  конкуренции;

-условия  спроса;

- высоту барьеров выхода в отрасли.

Структура отраслевой конкуренции зависит от степени консолидации в отрасли (фрагментарная ли она, имеются условия олигополии или монополии). Фрагментарная отрасль представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, т.к.  вход в такие отрасли сравнительно легок.

В консолидированных отраслях, компании, как правило, большие и независимые. Таким образом, конкурентные действия одной компании прямо воздействуют на рыночную долю конкурентов, вызывая их ответные действия и раскручивая спираль конкуренции. Возможности таких компаний вести ценовую войну представляют главную конкурентную угрозу. В этом случае компании стремятся конкурировать по качественным отличительным преимуществам, т.е. конкурентная война ведется с позиций лояльности к торговой марке и минимизации вероятности ценовой войны. Успех такой тактики зависит от возможностей в отрасли дифференциации продукции.

Рост спроса в отрасли ведет к умеренной конкуренции при обеспечении больших возможностей для экспансии. Спрос растет вместе с рынком, компании могут увеличить скорость возврата инвестиций, и это делает компанию более привлекательной. Наоборот, снижение роста вызывает большую конкуренцию, компании могут отобрать рынки сбыта только у других компаний. Таким образом, уменьшение спроса - главная опасность увеличения конкуренции.

Барьеры выхода являются серьезной опасностью, когда спрос в отрасли падает. Барьеры выхода являются экономическими и эмоциональными факторами, которые удерживают компанию, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к интенсификации ценовой конкуренции, т.к. компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности.

Обычно барьеры выхода включают следующие обстоятельства [2]: - инвестиции в оборудование не имеют альтернатив их использования и, если компания оставит отрасль, их надо списывать; - высокая фиксированная стоимость выхода из-за выплат увольняемым рабочим; - эмоциональное тяготения к отрасли; - стратегические взаимоотношения между стратегическими  зонами  хозяйствования[14] (СЗХ), например, соображения синергизма или интеграции между ними; - экономическая зависимость от отрасли: например если компания не диверсифицирована, она вынуждена остаться в отрасли.

Силы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Быстрый рост отрасли ослабляет конкурентные силы. На этой стадии имеются благоприятные возможности для экспансии и захвата рыночных сфер. Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии зрелости угрозы конкуренции спадают, и имеется возможность ограничить ценовую конкуренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относительно высокая прибыльность. Неценовая конкуренция может играть большую роль на этой стадии, и она важна для компаний, использующих преимущества дифференциации продукции. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барьеры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.

Третьей Портеровской силой является возможность покупателей "торговаться"[15]. Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях: - когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие, - когда покупатели делают закупки в больших количествах, - когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности, - когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли, - когда экономически для покупателей приобретения у разных компаний  рассматриваются как единое целое, - когда покупатели используют угрозу реализации своего снабжения путем  вертикальной интеграции.

Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Альтернативно - слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях [2]:

- когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании;

- когда компании отрасли неважны для снабжающих фирм;

- когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;

- когда поставщики используют угрозу вертикальной интеграции[16] вперед;

- когда покупающие компании неспособны, использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад.

Пятой конкурентной силой является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Однако если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.

 

Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.2.1

Факторы конкуренции на рынке отрасли

п/п

Факторы конкуренции

Признаки проявления факторов

на рынке

1.  Ситуация   в  отрасли

1.1

Число и мощность фирм,  конкурирующих на рынке

Имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более фирм, явно превосходящих исследуемую по мощности

1.2

Изменение платежеспособности спроса

Платежеспособный спрос на товар падает, прогноз неблагоприятен

1.3

Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке

Фирмы–конкуренты не  специализированы по видам товара. Товар фирмы и товары-конкуренты практически взаимозаменяемы

1.4

Издержки переключения  клиента с одного производителя на другого

Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, т.е. вероятность ухода  клиентов фирмы к конкурентам и наоборот велика

1.5

Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли

Набор сервисных услуг фирм-конкурентов отрасли в целом идентичен

1.6

Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование)

Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики  (переподготовка персонала, потеря  сбытовой сети, ликвидация  основных фондов и др.)

1.7

Барьеры проникновения

на  рынок

Начальные затраты для  развертывания работ на рынке данного товара невелики. Товар стандартизирован.

Продолжение   таблицы  1.2.1

1.8

Ситуация на смежных  товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения)

Уровень конкуренции на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и др.)

1.9

Стратегии конкурирующих фирм(поведение)

Отдельные фирмы осуществляют или готовы к осуществлению агрессивной политики укрепления своих позиций за счет конкурентов

1.10

Привлекательность рынка

данного продукта

Имеется явно расширяющийся спрос, большие потенциальные возможности,  благоприятный прогноз

2.  Влияние   потенциальных   конкурентов

2.1

Трудности входа на отраслевой рынок

Величина требуемого капитала  для входа на рынок отрасли  невысока. Эффективный масштаб производства, может быть, достигнут достаточно быстро. Фирмы отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против «новичков» и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль

2.2

Доступ к каналам распределения

На рынке отрасли большое число торговых посредников, слабо связанных с производителями. Создание собственной сети распространения или привлечения  имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны  «новичков».

Информация о работе Стратегия конкурентного анализа предприятия