Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма. Экономика - наука о жизни людей, неудивительно поэтому, что большинство людей обладают глубоким интуитивным знанием тех истин, которые сегодня подразумевают, когда говорят о теории потребительского спроса и предложения. Теория спроса и предложения являются одними из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке какого либо товара или услуги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……………..3
Спрос……………………………………………………………………………………………………4
1.1Закон спроса………………………………………………………………….……………...4
1.2 Спрос и закономерности его изменения…………………………………...7
1.3 Факторы спроса……………………………………………………………………….….8
1.4Ценовая эластичность спроса…………………………………………………....16
Предложение……………………………………………………………………………………..19
2.1 Закон предложения…………………………………………………………………....19
2.2 Факторы приводящие к изменению предложения…………………..25
2.3 Эластичность предложения……………………………………………………….26
3. Основы теории спроса и предложения……………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………………………………….37
Библиографический список…………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 892.50 Кб (Скачать)

К другим неценовым  факторам предложения относят:

     Ожидания  производителя. Предложение может  изменяться в зависимости от потребительских  ожиданий относительно будущих цен  на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.

     Цены  на другие товары. Производители находятся  в постоянном поиске наиболее выгодного  вложения капитала. При повышении  цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.

2.2  Факторы приводящие  к изменение предложения

     1.Изменения  в себестоимости произволства  за Счет повышения цен на  ресурсы, изменения цен на ресурсы,  налогов и дотаций, достижений  науки и техники, новых технологий. Понижение себестоимости позволяет  производителю выбросить на рынок  больше товара. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.

2.Изменение пен  на другие, в том числе взаимозаменяемые  товары. Например, повышение цен  на новые автомобили сокращает  предложение подержанных. Это  объясняется тем, что многим автолюбителям станет не по карману покупка нового автомобиля, и они будут продолжать пользоваться старыми.

3.Перспективные ожилания  производителей. При Прогнозах относительно  роста цен в будущем производители  могут сократить предложение,  чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и, наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не понести убытки в будущем.

4.Количество    товаропроизводителей    непосредственно  воздействует на предложение, т.к. чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

Пластичность предложения  зависит от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными  областями их использования. В свою очередь, зта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены.

2.3 Эластичность предложения.

     Предложение товаров является результатом производственного процесса и отражает желание и возможность продавца продать определенное количество товаров (услуг) по определенной цене[6].

Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара производители могут продать  при различных уровнях цены (рис. 8.1). Кривая S демонстрирует действие закона предложения: чем выше цена (P) на товар, при прочих равных условиях, тем больше объем предложения (Q) и наоборот. Свойства кривой S:

1) возрастающая;

2) тангенс угла  наклона положительный; 

3) отражает прямую зависимость между P и Q.

     Предложение испытывает влияние ценовых и  неценовых факторов. Эта функция  может быть представлена в виде формулы

где, PA – цена данного  товара;

PX, PУ – цены  на экономические ресурсы;

Nt – применяемая  технология;

T – налоги и дотации.

     Изменение цены данного товара (PA), при прочих равных условиях (неценовые факторы  неизменны), влияет на величину предложения (QS) (то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях, в данный момент времени), что графически выражается в движении вдоль кривой S: при увеличении цены от P1 до P2 увеличивается QS от Q1 до Q2, представлены на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2 - Изменение объема предложения и функции предложения

Изменение неценовых  факторов (PL, PK, Nt, T), при неизменности цены данного товара,влияет на изменение предложения (функции предложения), что графически выражается смещением кривой S (рис. 8.1). То есть при той же цене P2, при снижении издержек, производитель предложит больший объем Q3>Q2 (кривая S1), при увеличении издержек – меньший объем – Q1<Q2 (кривая S2).

Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения  по цене показывает, на сколько изменится  объем предложения товара (QS) при изменении P на    1 %:

Коэффициент ES всегда положительный, потому что по закону предложения P и QS изменяются в одном  направлении. Так как производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

1) Кратчайший период, когда производителю не хватает  времени, чтобы изменить объем  производства при изменении рыночной  цены (кривая S0 на рис.8.2). Увеличение  спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным  – предложение неэластично (ES=0).

2) Короткий период, в течение которого производственные  мощности остаются неизменными,  но объем производства может  быть изменен за счет интенсивности  их использования (работа в  две смены), (кривая S1). То есть  с ростом спроса (D -> D1) значительное изменение цены (P0 -> P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).

3) В длительном  периоде предприятие имеет возможность  перестроить производство за  счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1 стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0 -> P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES >1), представлена на рисунке 2.3:

Рисунок 2.3 - Влияние фактора времени на эластичность предложения

Таким образом, чем  больше времени имеется в распоряжении производителя, для реагирования на изменение цены, тем больше будет  изменение в объеме предложения.

     Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны[1].

В экономике, экономическое равновесие, характеризует состояние в котором экономические силы сбалансированы и в отсутствии внешних воздействий (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

     Рыночное  равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом. 

Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой  объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и  предложения она определяется в  точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.

Цена при рыночном равновесии:

P — цена

Q — количество  товара

S — предложение

D — спрос

P0 — цена при  рыночном равновесии

A — увеличение  спроса — при P<P0

B — увеличение предложения — при P>P0 

РЫНОЧНОЕ  РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем  спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок  цен" устанавливается ниже равновесной  цены, образуется дефицит (иногда его  называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные  уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него, представлены на рисунке 2.4:

Рисунок 2.4 - Рыночное равновесие 

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и  объем благ.

Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная  цена и равновесный объем блага.

Увеличение предложения  блага сдвигает кривую предложения  вправо, в результате чего снижается  равновесная цена и увеличивается  равновесный объем блага.

Уменьшение предложения  блага сдвигает кривую предложения  влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

     Используя указанные четыре варианта изменения  спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную  точку в случае любых колебаний  спроса и предложения.

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

а) отличать изменение  спроса или предложения, которые  ведут к сдвигу кривой, от изменения  объема спроса или предложения, которые  вызывают движение вдоль кривой;

б) соблюдать все  остальные условия равными, что  требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный  период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Если допустить, что  под воздействием спроса реакция  предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения. 
 
 
 
 

4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление  о спросе имеют все: это потребность  в определенных благах. В экономической  теории обычно рассматривают платежеспособный спрос.

Спрос -  желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах[7]. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского   demand -спрос), представлено на рисунке 3.1: 

Рисунок 3.1 - Кривая спроса 

     Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.

Величина спроса - это то количество товара, которые  потребители готовы купить на рынке  при  данных  ценах  при прочих равных условиях. Изменение  величины спроса  происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.

Сдвиг кривой спроса  вправо означает увеличение спроса, сдвиг  кривой влево - уменьшение спроса. Изменение  спроса происходит под действием неценовых факторов, представлена на рисунке 3.2:

Информация о работе Спрос и предложение