Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:58, реферат
Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения и их влияние на ценообразование в рыночной экономике.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить зависимость спроса от цены;
- изучить зависимость предложения от цены;
- эластичность спроса;
- эластичность предложения.
Введение
В Древней Греции под словом «экономика» понимали ведение домашнего хозяйства, которым руководит хозяин или нанятый им человек. В центре экономических процессов всегда были конкретные люди - собственники, производители, посредники. От успешного ведения хозяйства зависело благосостояние тысяч граждан.
Прошли столетия и эпохи. Слово «экономика» приобретало разное содержание, но суть его оставалась все той же, изменились лишь масштабы этого понятия. Теперь, говоря об экономике, мы имеем в виду не столько домашнее, сколько общественное, национальное и мировое хозяйство.
Несравненно
более сложными стали процессы производства,
усовершенствовались системы
Именно потребности во все времена заставляли людей одолевать огромные расстояния в поисках новых земель и рынков сбыта, осваивать неизведанные территории. Именно потребности были и остаются главным стимулом развития науки, техники и производства, способствуя тем самым расцвету культуры и образования и повышению уровня жизни.
Каждый из нас стремится жить как можно лучше. Однако сделать это не так уж легко. Издавна эту проблему люди решали по-разному.
Одни ограничивались самыми необходимыми вещами, другие силой или обманом отбирали у своих ближних все, что можно было отнять, третьи совершенствовали средства производства, делали изобретения, находили новые источники прибыли, осваивали новые территории, новые промыслы. Наука и технологии достигли очень высокого уровня развития, но даже его недостаточно для удовлетворения всех потребностей человечества.
Поэтому такое большое значение приобретает изучение современной экономики, знания которые помогут значительно повысить уровень нашего благосостояния, к чему мы и стремимся. Как и каждая наука, экономика имеет свои законы, принципы, правила, по которым развивается.
Экономическими
законами (или принципами, как их
часто называют на западе) называются
проверенные и успешно
Рыночная экономика (современная) - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения.
Действительно,
любому акту купли-продажи предшествуют
два феномена – «спрос» и «предложение»,
величины которых определяют объем
сделок и уровень цен на рынке.
А поскольку рыночная экономика
есть динамика цен и объема сделок,
то добиваться их желаемого изменения
можно, регулируя величину спроса (влияя
на доходы потребителей) и величину
предложения (влияя на прибыль производителей).
В такие сделки вступает каждый, когда,
например, покупает продукты в магазине,
приобретает билет на самолет.
Объектом исследования является рыночная
экономика, предметом исследования –
спрос и предложение, их влияние на ценообразование
в рыночной экономике.
Цель исследования – изучить особенности
спроса и предложения и их влияние на ценообразование
в рыночной экономике.
Для реализации данной цели необходимо
рассмотреть следующие задачи:
- изучить зависимость спроса от цены;
- изучить зависимость предложения от
цены;
- эластичность спроса;
- эластичность предложения.
2. Закон спроса
Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар увеличивается, при понижении цены, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.
Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремиться заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Действует закон постепенного убывания спроса. Покупатель приобретает то количество данного товара, которое ему нужно. За пределами этого количества "ценность" этого товара для него уменьшается. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, оказывается меньше полезности предыдущей единицы. Ее называют предельной полезностью. Первые два яблока человек может съесть с аппетитом, третье - с меньшим желанием, а четвертое может вызвать у него неприятные ощущения. С увеличением количества яблок предельная полезность убывает, т.е. каждое дополнительное яблоко все меньше приносит дополнительное удовлетворение. Предположение об убывающей предельной полезности позволяет нам объяснить поведение потребителя, максимизирующего общую полезность и определить тем самым характер зависимости спроса от цены. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход. Если цена какого-либо товара повышается, он старается заменить его другими товарами. Приличная кожаная куртка стоит около 200 долларов. Многие молодые люди хотели бы иметь такой вид одежды, но ограничиваются покупкой более простой и дешевой куртки. Приобретение кожаной связано с ограничением удовлетворения других более насущных потребностей, т.е. с определенными жертвами.
Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс.долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.
Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса.
Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand cuive - англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
По вертикальной оси мы откладываем величину цены (Р - price), а по горизонтальной - объем приобретаемого блага (Q - quantity).
На
нашем графике точка А характеризует
повышение цены, а значит, уменьшение объема
приобретаемого блага. Точка В - показывает
понижение цены, а значит, увеличение количества
приобретаемого блага.
В
общем виде уравнение кривой спроса
мы можем определить по формуле:
где Q - величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;
Р - цена (price).
f - показатель функциональной зависимости величины спроса от цены (function)
То есть если
проговорить это уравнение
Величина спроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера цены на это благо. Функция спроса (demand function - англ.) - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.
Например.
Если допустить, что на каком-то местном
рынке люди будут приобретать
разное количество картофеля, если их
цена будет снижаться так, как
показано в шкале спроса.
Шкала спроса
Цена картофеля (за кг) | Продано |
15 | 3 |
13 | 4 |
11 | 6 |
9 | 8 |
7 | 12 |
5 | 20 |
Шкала спроса показывает, сколько товаров
можно купить по различным ценам
за данный период.
Величина Спроса определяется затратами. Но понятие спроса ни в коей мере не предполагает, что деньги - это единственное, что имеет значение для людей.
В здоровой экономике молоко продается в бутылках и пакетах (предлагается выбор). В пакетах дешевле, так как за бутылку надо платить залоговую сумму. Что предпочтет домохозяйка? Тут надо взвесить все затраты: расстояние до дома, до приемного пункта тары, наличие очереди, мытье посуды, для дома покупка или для дачи, близость мусоропровода и т.д. Весь этот набор затрат при совершении самой обыденной покупки молниеносно просчитывается в нашем сознании, и только тогда принимается решение. Деньги же - это общий знаменатель, и поэтому они удобны как средство для изменения поведения людей. Более высокая цена побуждает людей к нахождению новых решений. Высокая цена на товар А может вести к снижению спроса на товар Б, рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И, наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.
Движение кривой спроса
Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами - это «движение» по кривой спроса (см. рисунок ниже). Однако на спрос влияют не только цены, но и иные неценовые факторы:
Спрос
является функцией всех этих факторов
(то есть зависит от них):
где Q - спрос;
Р - цена;
I - доход (income);
Z - вкусы;
W - ожидания (waiting);
Psub - цена на товары-заменители (substitute);
Pcom - цена на дополняющие товары (complement);
N - количество покупателей;
В - прочие факторы.
Эти
факторы способствуют сдвигу кривой
спроса вправо или влево, то есть при
тех же ценах количество покупок
может увеличиваться или
Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.
Рост
цены товара, который замещает данный
товар, повышает спрос на данный товар.
Например, рост цен на молочный шоколад
производства одной фирмы может
переключить часть спроса на похожий
шоколад другой фирмы, вследствие чего
цена его тоже начнет расти. Итак, рост
цен на продукт одной фирмы
привел к росту спроса на похожий
товар другой фирмы. То есть при условии
товаров-заменителей между