Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:43, курсовая работа
Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма. Экономика - наука о жизни людей, неудивительно поэтому, что большинство людей обладают глубоким интуитивным знанием тех истин, которые сегодня подразумевают, когда говорят о теории потребительского спроса и предложения. Теория спроса и предложения являются одними из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке какого либо товара или услуги.
Введение…………………………………………………………………………………..……………..3
Спрос……………………………………………………………………………………………………4
1.1Закон спроса………………………………………………………………….……………...4
1.2 Спрос и закономерности его изменения…………………………………...7
1.3 Факторы спроса……………………………………………………………………….….8
1.4Ценовая эластичность спроса…………………………………………………....16
Предложение……………………………………………………………………………………..19
2.1 Закон предложения…………………………………………………………………....19
2.2 Факторы приводящие к изменению предложения…………………..25
2.3 Эластичность предложения……………………………………………………….26
3. Основы теории спроса и предложения……………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………………………………….37
Библиографический список…………………………………………………………………..38
Рисунок 3.2 – Действие неценовых факторов
Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о "прочих равных условиях". Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.
Субституты (взаимозаменяемые) - это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар ( свинина и говядина, молоко и сливки и т.п.)
Комплементы (взаимодополняемые)- это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т.п.).т
Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.
Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).
Предложение - это
желание и способность
Между ценой и
количеством предлагаемого
Рисунок 3.3 – Кривая предложения
Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A в B связано с изменением величины предложения.
Величина предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S1 вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов, представлено на рисунке 3.4:
С
Рисунок 3.4 – Величина предложения
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования: цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится, представлено на рисунке 3.5:
Рисунок 3.5 – Цены и рыночные зоны
Совместим кривые спроса и предложения. Полученная точка пересечения E - точка равновесия, где P1 -равновесная цена, а Q1- равновесный объем. Всю координатную плоскость кривые D и S делят на четыре различные зоны, которые можно описать следующим образом:
I - зона возможных покупок, но невозможных продаж (дефицит);
II - зона возможных продаж, но невозможных покупок (излишек);
III - зона невозможных покупок и продаж (мертвая зона);
IV - зона наиболее благоприятных сделок.
При вмешательстве
государства в установление цен
говорят о политическом ценообразовании.
Цена потолка - максимальная цена дает
ожидаемый результат только в
случае, если она ниже равновесной.
Она служит для защиты потребителей
и создает, как правило, превышение
спроса над предложением и образование
" черного рынка". Цена пола - минимальная
цена, которая служит для защиты производителей
и создает превышение предложения над
спросом. Она имеет смысл только тогда,
когда выше равновесной. Однако стремление
производителей в условиях перепроизводства
(например, сельхозпродукции) избавиться
от товара ведет к образованию "серого
рынка".
Заключение
Важнейшими
категориями
Библиографический список:
1. Государственное регулирование экономики в условиях рынка. //Экономика и управление в зарубежных странах, 2000, №5-6.
2. Долишний М.,
Корозид М. Модели
3. Лукинов И. Методы и средства государственного регулирования экономики переходного периода. // Экономика Украины, 1999, №5.
4. Сатановская Е.
Роль государства в
5. Терещенко О.
Государственное содействие
6. Шишков Ю. Экономическая
роль государства в
7. Экономическая
теория (политэкономия): Учебник / Под
общей ред. акад. В.И. Видятина,
акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М,
1997. – 560с.