Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы спроса;
- раскрыть теоретические основы предложения;
- рассмотреть рыночное равновесие, цену равновесия.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными и практическими выводами по рассматриваемой теме.
В первой главе мы описали теоретические основы спроса, во второй главе раскрыли теоретические основы предложения. В третьей главе рассмотрели рыночное равновесие, цену равновесия и проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.
Введение 3
1. Теоретические основы спроса 5
1.1. Спрос и закон спроса 5
1.2. Неценовые факторы изменения спроса 8
1.3. Эластичность спроса 10
2. Теоретические основы предложения 15
2.1. Предложение и закон предложения 15
2.2. Неценовые факторы изменения предложения 16
2.3. Эластичность предложения в различные временные периоды 19
3. Рыночное равновесие. Цена равновесия 23
3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена 23
3.2. Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 25
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Содержание
Введение |
3 | |
1.
Теоретические основы спроса |
5 | |
1.1. Спрос и закон спроса | 5 | |
1.2. Неценовые факторы изменения спроса | 8 | |
1.3. Эластичность спроса | 10 | |
2. Теоретические основы предложения | 15 | |
2.1. Предложение и закон предложения | 15 | |
2.2. Неценовые факторы изменения предложения | 16 | |
2.3. Эластичность предложения в различные временные периоды | 19 | |
3. Рыночное равновесие. Цена равновесия | 23 | |
3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена | 23 | |
3.2. Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике | 25 | |
Заключение |
31 | |
Список
использованной литературы |
34 |
Введение
Актуальность темы. Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке. Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
В
настоящее время
Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.
Степень разработанности проблемы. Методологическую основу
теории спроса и предложения составляют идеи основоположников экономической науки.
В работе использованы труды таких теоретиков, как Галаевой, Е.В., Корсаковой, А.А., Марыгановой, Е.А., Назаровой, Е.В., Юрьевой, Т.В., Добрынина, А.И., Салова, А.И., Елецкого, Н.Д. Корниенко, О.В., Журавлевой, Г.П., Ивашковского, С. Н., Куракова, Л.П., Яковлева, Г.Е., Нуреева, Р. М., Липсица, И. В., Седова, В.В., Тарасевича, Л.С., Гребенникова, П.И., Леусского, А.И. и др.
Цель данной курсовой работы - изучить спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы спроса;
- раскрыть теоретические основы предложения;
- рассмотреть рыночное равновесие, цену равновесия.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Приемы
и методы исследования, использованные
в процессе написания курсовой работы,
заключаются в синтезе и
В
первой главе мы описали теоретические
основы спроса, во второй главе раскрыли
теоретические основы предложения.
В третьей главе рассмотрели
рыночное равновесие, цену равновесия
и проблемы соотношения спроса и
предложения в современной российской
экономике.
1. Теоретические
основы спроса
1.1.
Спрос и закон
спроса
Основные вопросы любой экономической системы (что, как и для кого производить) решаются в рыночной экономике главным образом с помощью механизма спроса, предложения и конкуренции.
Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей.
Спрос показывает объем возможной купли товара, который потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени и с учетом имеющейся у них величины дохода. Спрос – это потенциальная купля товара. Ее реализация на практике зависит от множества факторов. Это сигнал производителям и коммерсантам.
Зависимость количества товаров и услуг, покупаемых на рынке, от их цен можно проиллюстрировать на условном примере.
Зависимость
величины спроса от цены представлена
в таблице 1.
Таблица 1.
Зависимость величины спроса от цены
Цены за единицу товара, Р | Величина спроса, Q |
10 | 2 |
8 | 3 |
6 | 5 |
4 | 8 |
2 | 12 |
Источник: Хорошун, К.Н. Микроэкономика. Минск. 2005. – 6 с.
По данным таблицы можно построить график.
Кривая спроса представлена на рис.1.
Рис.1.
Кривая спроса
Если
на оси абсцисс откладывать
Кривая DD называется кривой спроса. Она иллюстрирует обратную зависимость величины спроса от цены. Координаты каждой точки кривой представляют собой возможные сочетания цены и величины спроса. Каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.
Обратная зависимость величины спроса от цены получила в экономической теории название закона спроса [1, C.162].
Сформулировать закон спроса можно следующим образом:
Между
уровнем цены Р товара и величиной
спроса на него Q существует обратная зависимость,
т.е.
Или: чем выше цены, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем
ниже цены, тем больше величина спроса.
Эту зависимость экономисты объясняют возникновением трех «эффектов» при снижении цены на товар:
1. «Эффект нового покупателя». Он означает, что снижение цен увеличивает число покупателей за счет тех лиц, которые раньше были не в состоянии приобрести данный товар. Кроме того, потребление подвержено действию закона убывающей предельной производительности.
2. «Эффект дохода». Он указывает на то, что снижение цен позволяет покупателю на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару. При этом покупатель не отказывает себе в покупке других товаров.
3. «Эффект замещения». Он проявляется в том, что подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены могут остаться прежними. Поэтому «замещая» другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:
1. Величина спроса на некоторые товары абсолютной жизненной необходимости, составляющие основу потребления низкооплачиваемых слоев населения, при повышении цены может не измениться или даже возрасти. Этот эффект получил название «парадокс Р. Гиффена», подметившего еще в прошлом веке, что при увеличении цены картофеля ирландские бедняки увеличивали его потребление. Это связно с тем, что даже при повысившейся цене он остался самым доступным продутом, а более дорогие продукты (например, мясо) и при неизменных ценах стали менее доступными, чем раньше.
2. Рост цен на престижные предметы роскоши, которые не
поглощают большей части доходов наиболее богатых потребителей, может сопровождаться повышением величины спроса на них. Напротив, спрос на данные товары может упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько товар, сколько престиж, связанный с обладанием данным товаром. А престиж изменяется вместе с ценой: при ее повышении он также повышается, а при понижении – падает [2, C.57].
Таким
образом, спрос показывает объем
возможной купли товара, который
потребители готовы и в состоянии купить
по определенной цене в течение определенного
периода времени и с учетом имеющейся
у них величины дохода. Обратная зависимость
величины спроса от цены получила название
закона спроса. При снижении цены возможно
возникновение следующих «эффектов»:
«эффект нового покупателя», «эффект дохода»,
«эффект замещения». Из общего правила
убывания величины спроса при росте цены
товара имеются исключения.
1.2.
Неценовые факторы
изменения спроса
Цена является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако существуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые факторы, которые оказывают влияние на изменение «самого» спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает) [4, C.14].
Важнейшими неценовыми факторами изменения спроса (т.е. независимо от изменения цены) являются:
1. Вкусы и предпочтения потребителей. Изменение потребительских вкусов может быть вызвано рекламой, изменением моды, появлением новых продуктов в связи с новыми технологиями и т.д. Например, появление компакт - дисков привело к сокращению спроса на