Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма. Экономика - наука о жизни людей, неудивительно поэтому, что большинство людей обладают глубоким интуитивным знанием тех истин, которые сегодня подразумевают, когда говорят о теории потребительского спроса и предложения. Теория спроса и предложения являются одними из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке какого либо товара или услуги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……………..3
Спрос……………………………………………………………………………………………………4
1.1Закон спроса………………………………………………………………….……………...4
1.2 Спрос и закономерности его изменения…………………………………...7
1.3 Факторы спроса……………………………………………………………………….….8
1.4Ценовая эластичность спроса…………………………………………………....16
Предложение……………………………………………………………………………………..19
2.1 Закон предложения…………………………………………………………………....19
2.2 Факторы приводящие к изменению предложения…………………..25
2.3 Эластичность предложения……………………………………………………….26
3. Основы теории спроса и предложения……………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………………………………….37
Библиографический список…………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 892.50 Кб (Скачать)

На коэффициент  эластичности влияют главным образом  три фактора:

— величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар,

— качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов),

— число конкурирующих продавцов данного товара.

Мы можем сделать  некоторые практические выводы из характеристик ценовой эластичности спроса.

При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен. Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.

   В каком  же соотношении находятся “эластичность” и “не эластичность” спроса? Практика показывает, что величина спроса всегда реагирует на изменение цены. А если к тому же учесть конкурентную организацию рыночного производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами на все товары и фиксированность дохода потребителей, то закон спроса можно выразить так: в диапазоне возможных цен спрос бывает только эластичным (мы говорим о диапазоне “возможных” цен потому, что “невозможные” цены, убивающие спрос, разрушают и саму рыночную экономику).

   Экономический прогресс состоит, в частности, и  в росте числа тех товаров, спрос на которые характеризуется  высокой эластичностью. И чем  выше доля высокоэластичных товаров  в структуре совокупного продукта, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателя[4]. 
 
 
 

2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2.1 Закон предложения.

     Предложение — это номенклатура продукции, представленная на рынке товаров продавцом (товаропроизводителем или его представителем) для реализации по установленной или договорной цепе. Иными словами, предложение — это желание продать товар или услугу на определенных условиях. Существует несколько видов предложения[5].

     Предложение инициативное — предложение о  товаре, сделанное по инициативе продавца.

     Предложение действующее — предложение, которое со стороны покупателя оформлено документально, т.е. заключена сделка между продавцом и покупателем на конкретную продукцию, в заданном объеме по договорной цене, в оговоренный срок поставки. Данный вид предложения может выступать как выполнение заказа. Такая сделка предусматривает двойную неустойку.

     Предложение свободное — предложение без  обязательств. Эта форма используется в основном для выяснения спроса.

Согласно закону предложения по мере его роста  растет цена. С позиции потребителя  закон предложения выступает  как сдерживающнй фактор, поскольку  покупатель не будет приобретать товар в большом количестве при высокой цене. Но по мере снижения цены объем реализации возрастет, так как покупатель увеличит количество покупок. Для производителя конечными целями реализации являются выручка и прибыль. Оба этих показателя зависят от цены. Но при росте цены темпы роста прибыли могут отставать от темпов роста выручки, поскольку увеличиваются издержки производства и кредиторская задолженность. Для устранения этих потерь товаропроизводитель должен увеличить цену или объем реализации.

Существует определенный перечень факторов, влияющих на изменение  величины предложения.

1. Стоимость ресурсов. В текущих издержках производства  единицы продукции (себестоимость)  стоимость ресурсов включает  стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, заработной платы и т.д.

Каждый элемент  материальных и трудовых ресурсов зависит  от роста цены и удельного расхода  на единицу продукции, трудоемкости изготовления и часовой ставки.

2. Современные технологические  процессы. Внедрение прогрессивных технологических процессов способствует снижению цены единицы произведенной продукции. Так, в результате использования новых технологий растет удельная амортизация, но снижаются затраты труда и заработная плата, что оказывает непосредственное влияние на снижение текущих издержек производства на единицу продукции, так как темпы снижения заработной платы опережают темпы роста амортизационных отчислений. Высокий технический уровень заготовительного производства позволяет повысить точность литья и сократить допуски, что, в свою очередь, ведет к экономии металла и снижению себестоимости единицы продукции.

3. Налоги и льготы. Налоговая политика, направленная  на повышение ставки налогообложения,  приводит к тому, что товаропроизводитель  снимает с производства отдельные номенклатурные позиции, поскольку чистая прибыль по этим товарам резко сокращается и даже при значительном увеличении предложения их производство экономически не оправдано.

Льготные санкции  для товаропроизводителя являются источником расширения номенклатуры продукции и увеличения предложения.

4. Конкурентоспособность  и цены на аналогичные товары. При повышении конкурентоспособности  аналогичной продукции у других  товаропроизводителей сокращается  объем производства данной номенклатурной  позиции или она снимается с производства, так как покупательная способность этой продукции резко падает. Используя разработки, выполненные на предпроектной стадии жизненного цикла нового изделия, товаропроизводитель осваивает его производство либо расширяет производство конкурентоспособной продукции.

5. Численность работающих  реализаторов. Рост количества продавцов  ведет к увеличению предложения  и снижению цены единицы продукции  на действующем рынке, так как  смысл продажи заключается в  том, чтобы реализовать больше  продукции, но по более низкой цене и за счет роста объема реализованной продукции увеличить выручку.

Например (рис. 1), если реализуется продукция по цене 350 руб., объем реализации 300 ед., то выручка  составит 105 000 руб. (точка А,).

При цене 250 руб. и  объеме 150 ед. она сократится до 37 500 руб. и точка на кривой опустится до А2, но излишек не будет устранен и составит 50 ед. [предложение (150) - спрос (100)], а в стоимостном выражении он составит 12 500 руб. = 250 руб. • 50 ед. Наличие излишка означает, что в сфере материального производства возник разрыв между потребительной стоимостью товара (его способностью удовлетворять какие-либо общественные потребности) и стоимостью товара в сторону опережающего роста последней. По мере снижения цены излишек будет сокращаться, и при пересечении с кривой спроса он исчезает. Эта точка пересечения носит название равновесия спроса и предложения, а цена для этой точки отражает нижнюю границу стоимости товара, которая используется для определения минимальной выручки. Дальнейшее снижение цены приведет к дефициту, так как спрос будет превышать предложение. Так, при цене 100 руб. и спросе 230 ед. (точка А3) дефицит составит 170 ед. = 230 - 60 (точка А4).

В случае когда наблюдается  опережение роста потребительной стоимости, возникает дефицит, что является следствием несбалансированности воспроизводственного процесса. Наличие дефицита благоприятно отражается на финансовом положении предприятия, так как продукция освобождается от влияния покупателей на цену дефицитного товара. Покупатель приобретает товар по установленной цене без учета его качественных характеристик, поскольку товар более высокого качества отсутствует. Такая ситуация возникла в результате либерализации цен, представлена на рисунке 2.1:

Рисунок 2.1 - Рост потребительной стоимости

Для взаимной заинтересованности покупателя и продавца следует устанавливать  такую цену на товар и такое  его количество, которые будут  взаимовыгодны, т.е. необходимо создать  равновесие рыночного спроса и предложения. При этом кривые спроса и предложения должны пересечься. Экономически оправданная цена устанавливается на основе анализа спроса и предложения в определенной последовательности.

     ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.

Можно рассматривать  как индивидуальное предложение (предложение  конкретного продавца), так и общую  величину предложения (предложение  всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке. Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.

     ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.

Закон предложения  может иметь исключения. Так, для  целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.

Закон предложения  имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика предложения.

     ГРАФИК  ПРЕДЛОЖЕНИЯ – график, показывающий зависимость величины предложения от цены. Каждой величине цены соответствует свое значение величины предложения. Эту зависимость можно выразить графически в виде кривой предложения (линии предложения) на графике предложения.

Обратите внимание на то, что, хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой  переменной, на графике предложения, наоборот, по оси абсцисс принято  откладывать цену (P), а по оси ординат – количество (Q).

     КРИВАЯ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения. Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер. Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений. Кривая предложения может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов предложения.

     ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.

     НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

К неценовым факторам относят:

  Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.

     Цены  ресурсов. Цена на ресурсы существенно  влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости  продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

     Величина  налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают  цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.

     Количество  производителей. При увеличении числа  производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать  ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

Информация о работе Спрос и предложение