Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:42, реферат
Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных процесса :
макроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ;
ВВЕДЕНИЕ
Экономика как наука включает
в себя два взаимосвязанных
процесса :
макроэкономику
, которая рассматривает экономические
явления и процессы на уровне мирового
хозяйства ;
микроэкономику
, которая рассматривает экономические
явления и процессы на уровне отдельно
хозяйствующих субъектов .
Таким образом
микроэкономику в современных
условиях можно рассматривать
как науку и инструмент
В условиях рыночной
" исследование
факторов производства и их
влияния на механизм
" исследования
стратегии конкуренции в
" анализ спроса
и предложения в условиях
" анализ формирования
уровня цен на производимую
предприятием продукцию в
При этом следует
учитывать , что любое управленческое
решение на уровне предприятий принимается
в условиях ограниченного объема информации
и в условиях системы ограничений на используемые
предприятием ресурсы .
В основе экономической
науки лежит представление о
неограниченности потребностей
и редкости ресурсов . Поэтому эффективное
использование редких ресурсов составляет
одну из главных задач экономической системы.
Известно , что одной из важнейших характерных
черт экономики является непосредственная
опора на рыночную систему как на механизм
распределения ресурсов . Поэтому главным
предметом анализа являются индивидуальные
цены и рыночная система . Точнее говоря
, основная задача заключается в том , чтобы
достаточно полно рассмотреть функционирование
и сравнительную эффективность рыночной
системы в распределении ресурсов.
Как и любая другая наука , микроэкономика использует определенные методы для определения законов и закономерностей , которые она исследует . Реальная жизнь отличается огромным многообразием различных явлений . Поэтому для нас не всегда будут интересны те или иные факты , не характерные для этого процесса . Учитывая это систематизируются только те стороны , которые составляют суть этого явления. Такой метод называется научной абстракцией . Кроме этого метода применяются и другие:
метод анализа - объект исследования делится на составляющие части , которые изучаются в отдельности;
метод синтеза - информация , характеризующая отдельные объекты исследования , соединяется в единое целое и делаются общие выводы;
функциональный анализ - позволяет вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами;
экономико-математическое моделирование - метод описания любого явления словами , графически , таблично , а также вывод закономерности его появления в математической форме;
а также статистический
и динамический анализ , который включает
фактор времени .
.СПРОС (понятие, величина,
факторы)
В основе ценообразования
лежит взаимодействие
Человеку свойственно
естественное желание
Итак , спрос можно определить как то количество товара , которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени .
Объемом спроса на какой - либо товар называется максимальное количество этого товара , которое согласно купить отдельное лицо , группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях . К числу этих условий относятся : цена данного товара , цены других товаров , величина денежных доходов , вкусы и предпочтения потребителей,
накопленное имущество и другие .
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса .Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой . Понятно , что обычно люди стремятся купить товары подешевле , но это не говорит о том , что они готовы покупать товары менее качественные и только дешевые .
Но какой бы качественный
, технически сложный или дорогой товар
человек ни покупал , все равно сохраняется
обратная зависимость между ценой товара
и величиной спроса на него . То есть при
прочих равных условиях спрос на товар
тем больше , чем ниже его цена . Именно
эта зависимость называется законом спроса
. Эту зависимость можно преобразовать
в функцию спроса от цены , если прочие
факторы , влияющие на объем спроса , принять
за неизменные величины :
Функция спроса
от цены может задаваться
Кривая спроса показывает
, как меняется объем спроса потребителя
в зависимости от уровня цены на товар
. Изменение объема спроса в зависимости
от изменения цены на товар представляет
собой движение по кривой спроса .
К числу прочих факторов
, определяющих объем спроса , относятся
:
" размер дохода потребителя (I)
" вкусы покупателей (T)
" цены на другие товары (P.....P )
" общее число покупателей , размер рынка (Х)
" накопленное имущество (W)
" инфляционные ожидания (IE)
В общем виде функция
спроса записывается так :
Но не всегда
этот закон спроса бывает
Англичанин Роберт
Гиффен описал случай , при котором во
времена голода спрос на картофель , цена
которого существенно поднялась , также
возрос . Причина состояла в том , что картофель
был продуктом , потребляемым бедняками
, и повышение цены на него вынудило их
отказаться от других видов потребления
, что привело к потреблению лишь картофеля
. Кривая спроса на эти продукты будет
отличаться от типичного графика спроса
.
Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях , когда выпускается новый товар с повышенной ценой . Как правило , прежде чем покупатели разберутся в свойствах нового товара , спрос на него может существенно подскочить , несмотря на высокую цену . Но как только потребители поймут , что по качеству новый товар не лучше прежнего , спрос немедленно вернется на линию d .
Помимо этого
принято различать изменение
объема спроса и изменение
функции спроса . Изменение объема спроса
возникает при изменении цены данного
товара и при фиксированных значениях
прочих факторов . В таких случаях имеет
место движение вдоль линии спроса . Если
же изменятся прочие факторы, то произойдет
сдвиг линии спроса вправо или влево .
Тогда говорят об изменении функции спроса
. Смещение кривой спроса вправо и вверх
соответствует увеличению спроса. Это
означает , что в единицу времени большее
количество товара по более высокой цене
будет востребовано покупателями . И наоборот,
если кривая спроса сдвигается влево и
вниз, то это свидетельствует о том ,что
спрос уменьшается .
Также , одному и тому же объему спроса соответствуют разные цены спроса ( Р и Р , соответствующие объему Q).
А теперь рассмотрим неценовые факторы , сдвигающие кривую спроса , более подробно .
1.Вкусы и предпочтения потребителей.
Очевидно , что изменения
во вкусах , предпочтениях , моде оказывают
существенное воздействие на величину
спроса на
товар или услугу . Возраст и семейное положение , а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей . Иногда вкусы меняются быстро , в этом случае кривая спроса совершает сдвиги в сторону увеличения , или в обратную сторону очень быстро . В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно .
2.Цены на другие товары.
По характеру воздействия на спрос на какой-то товар разграничивают изменения цен на три вида товаров :
товары-заменители(конкуренты)
товары-взаимодополнители
(комплементы)
товары
, относительно независимые друг то друга.
Возьмем к , примеру , бензин и автомобили . Резкое воздоражание бензина способствует существенному снижению цен на автомобили (пока к нашей стране это не относится) , и наоборот .
3.Размер рынка.
Чем больше покупателей , тем больший совокупный спрос они предъявляют .
4.Доходы населения и размеры накопленного имущества .
Чем богаче население , тем больше спрос , и кривая движется вправо и вверх. Причем следует отметить , что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары , а , главным образом , на товары более высокого качества .
5.Инфляционные ожидания.
Довольно часто
увеличение спроса на товар , по причине
ожидания быстрого роста цен на него ,
принимают за нарушение закона спроса
, хотя в данном случае мы говорим об изменении
функции спроса .
Предложение (понятие,
величина, факторы)
На рынке спросу
противостоит определенное
В то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции.
Если рыночная цена товара имеет тенденцию к повышению , то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот.
Кроме цены , на уровень предложения влияют следующие факторы :
" наличие производственных
мощностей и природных ресурсов
, рабочей силы (R)
" характер технологии
(К)
" налоги и дотации
(ТS)
" природно-климатические
условия (С)
" цены на ресурсы
и другие товары (от Р до Р )
Итак объем
предложения - это максимальное
количество какого-то товара , которое
согласен выставить на продажу продавец
или группа продавцов в единицу времени
при определенных условиях , перечисленных
выше .
Зависимость объема
предложения от определяющих
его факторов называется
Если все факторы , кроме цены данного товара , принять за неизвестные , то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции от ее цены :
Зависимость объема предложения от цены может быть различной ,
однако самой типичной будет следующая : чем выше рыночная цена , тем больше объем предложения , и наоборот .
Функция предложения
от цены может ка и функция спроса
задаваться тремя способами :
1.Аналитическим
Эта линия называется кривой предложения . Имеет , как правило , положительный наклон и выпукла в сторону объема. Но в некоторых случаях могут использоваться линейные характеры функций спроса и предложения (прямые).
А теперь рассмотрим
некоторые неценовые факторы , влияющие
на объем предложения :
" цены на исходные
ресурсы . Чем ниже затраты на исходное
сырье , материалы, топливо , а также рабочую
силу , тем большее количество продукции
по более низкой цене предприниматель
сможет предложить на рынок . Таким образом
кривая предложения сместиться вправо
и вниз .
" технологические
возможности производителей . Чем выше
уровень прогресса , тем эффективнее становиться
производство , то есть на каждую единицу
затраченных ресурсов производителя все
больше количество конечного продукта
. Кривая предложения в этом случае сдвигается
вправо и вниз .
" цены на другие
продукты . Рассмотрим пример : снижение
цены на говядину , в частности как это
было совсем недавно с говядиной , зараженной
бешенством , побудило фермеров выращивать
больше птицы . Следовательно , изменение
цен на другие товары способно смещать
кривую предложения .