Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:42, реферат

Описание работы

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных процесса :
макроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ;

Работа содержит 1 файл

микроэкономика спрос предложения.docx

— 33.73 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

 
 
 
 Экономика как наука включает  в себя два взаимосвязанных  процесса : 
 
 

 макроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ; 
 
 

 микроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно хозяйствующих субъектов . 
 
 

 Таким образом  микроэкономику в современных  условиях можно рассматривать  как науку и инструмент принятия  управленческих решений на уровне  одного хозяйствующего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В условиях рыночной экономики  ведущее место в микроэкономике  как науке , занимают следующие основные вопросы:

" исследование  факторов производства и их  влияния на механизм формирования  производственных издержек и  себестоимости , прибыли

" исследования  стратегии конкуренции в условиях  различных типов рынка

" анализ спроса  и предложения в условиях различного  уровня диверсификации производства  и в условиях различных типов  рынка

" анализ формирования  уровня цен на производимую  предприятием продукцию в условиях  конкурентного рынка

При этом следует  учитывать , что любое управленческое решение на уровне предприятий принимается в условиях ограниченного объема информации и в условиях системы ограничений на используемые предприятием ресурсы . 

 В основе экономической  науки лежит представление о  неограниченности потребностей  и редкости ресурсов . Поэтому эффективное использование редких ресурсов составляет одну из главных задач экономической системы. Известно , что одной из важнейших характерных черт экономики является непосредственная опора на рыночную систему как на механизм распределения ресурсов . Поэтому главным предметом анализа являются индивидуальные цены и рыночная система . Точнее говоря , основная задача заключается в том , чтобы достаточно полно рассмотреть функционирование и сравнительную эффективность рыночной системы в распределении ресурсов. 

 Как и любая  другая наука , микроэкономика использует определенные методы для определения законов и закономерностей , которые она исследует . Реальная жизнь отличается огромным многообразием различных явлений . Поэтому для нас не всегда будут интересны те или иные факты , не характерные для этого процесса . Учитывая это систематизируются только те стороны , которые составляют суть этого явления. Такой метод называется научной абстракцией . Кроме этого метода применяются и другие:

метод анализа - объект исследования делится на составляющие части , которые изучаются в отдельности;

метод синтеза - информация , характеризующая отдельные объекты исследования , соединяется в единое целое и делаются общие выводы;

функциональный анализ - позволяет вскрыть взаимосвязи  между различными экономическими процессами;

экономико-математическое моделирование - метод описания любого явления словами , графически , таблично , а также вывод закономерности его появления в математической форме;

а также статистический и динамический анализ , который включает фактор времени . 
 

.СПРОС (понятие, величина, факторы) 

 В основе ценообразования  лежит взаимодействие продавцов  и покупателей , представляющих на рынке предложение и спрос .

 Человеку свойственно  естественное желание потреблять , однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями , которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.

 Итак , спрос можно определить как то количество товара , которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени .

 Объемом спроса  на какой - либо товар называется  максимальное количество этого  товара , которое согласно купить отдельное лицо , группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях . К числу этих условий относятся : цена данного товара , цены других товаров , величина денежных доходов , вкусы и предпочтения потребителей,

накопленное имущество  и другие .

 Зависимость объема  спроса от определяющих его  факторов называется функцией  спроса .Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой . Понятно , что обычно люди стремятся купить товары подешевле , но это не говорит о том , что они готовы покупать товары менее качественные и только дешевые .

Но какой бы качественный , технически сложный или дорогой товар человек ни покупал , все равно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него . То есть при прочих равных условиях спрос на товар тем больше , чем ниже его цена . Именно эта зависимость называется законом спроса . Эту зависимость можно преобразовать в функцию спроса от цены , если прочие факторы , влияющие на объем спроса , принять за неизменные величины : 

 Функция спроса  от цены может задаваться тремя  способами: 

Кривая спроса показывает , как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар . Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса .  

К числу прочих факторов , определяющих объем спроса , относятся : 

" размер дохода  потребителя (I)

" вкусы покупателей  (T)

" цены на другие  товары (P.....P )

" общее число  покупателей , размер рынка (Х)

" накопленное  имущество (W)

" инфляционные  ожидания (IE)

В общем виде функция  спроса записывается так : 

 Но не всегда  этот закон спроса бывает верным . Существуют отклонения от него . Например известен парадокс Гиффена .

Англичанин Роберт Гиффен описал случай , при котором во времена голода спрос на картофель , цена которого существенно поднялась , также возрос . Причина состояла в том , что картофель был продуктом , потребляемым бедняками , и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления , что привело к потреблению лишь картофеля . Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от типичного графика спроса . 

Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются  и в тех случаях , когда выпускается новый товар с повышенной ценой . Как правило , прежде чем покупатели разберутся в свойствах нового товара , спрос на него может существенно подскочить , несмотря на высокую цену . Но как только потребители поймут , что по качеству новый товар не лучше прежнего , спрос немедленно вернется на линию d .

 Помимо этого  принято различать изменение  объема спроса и изменение  функции спроса . Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях прочих факторов . В таких случаях имеет место движение вдоль линии спроса . Если же изменятся прочие факторы, то произойдет сдвиг линии спроса вправо или влево . Тогда говорят об изменении функции спроса . Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это означает , что в единицу времени большее количество товара по более высокой цене будет востребовано покупателями . И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, то это свидетельствует о том ,что спрос уменьшается . 

 Также , одному и тому же объему спроса соответствуют разные цены спроса ( Р и Р , соответствующие объему Q).

 А теперь рассмотрим  неценовые факторы , сдвигающие кривую спроса , более подробно .

1.Вкусы и предпочтения  потребителей.

Очевидно , что изменения во вкусах , предпочтениях , моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на  

товар или услугу . Возраст и семейное положение , а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей . Иногда вкусы меняются быстро , в этом случае кривая спроса совершает сдвиги в сторону увеличения , или в обратную сторону очень быстро . В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно .

2.Цены на другие  товары.

По характеру воздействия  на спрос на какой-то товар разграничивают изменения цен на три вида товаров :

товары-заменители(конкуренты)

товары-взаимодополнители (комплементы) 

      товары , относительно независимые друг то друга. 

Возьмем к , примеру , бензин и автомобили . Резкое воздоражание бензина способствует существенному снижению цен на автомобили (пока к нашей стране это не относится) , и наоборот .

3.Размер рынка.

Чем больше покупателей , тем больший совокупный спрос они предъявляют .

4.Доходы населения  и размеры накопленного имущества .

Чем богаче население , тем больше спрос , и кривая движется вправо и вверх. Причем следует отметить , что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары , а , главным образом , на товары более высокого качества .

5.Инфляционные ожидания.

Довольно часто  увеличение спроса на товар , по причине ожидания быстрого роста цен на него , принимают за нарушение закона спроса , хотя в данном случае мы говорим об изменении функции спроса . 

Предложение (понятие, величина, факторы) 

 На рынке спросу  противостоит определенное предложение  товаров. Под предложением понимают  чью-либо готовность продать товар . Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется нескольким целям , главная из которых - максимизация прибыли .

В то же время объем  прибыли напрямую зависит от цены продукции.

 Если рыночная  цена товара имеет тенденцию  к повышению , то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот.

 Кроме цены , на уровень предложения влияют следующие факторы :

" наличие производственных  мощностей и природных ресурсов , рабочей силы (R) 

" характер технологии (К) 

" налоги и дотации  (ТS) 

" природно-климатические условия (С) 

" цены на ресурсы и другие товары (от Р до Р ) 

 Итак объем  предложения - это максимальное  количество какого-то товара , которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях , перечисленных выше . 

 Зависимость объема  предложения от определяющих  его факторов называется функцией  предложения . В общем виде функция предложения имеет вид :

Если все факторы , кроме цены данного товара , принять за неизвестные , то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции от ее цены :

Зависимость объема предложения от цены может быть различной ,

однако самой типичной будет следующая : чем выше рыночная цена , тем больше объем предложения , и наоборот .

Функция предложения  от цены может ка и функция спроса задаваться тремя способами : 

1.Аналитическим 

Эта линия называется кривой предложения . Имеет , как правило , положительный наклон и выпукла в сторону объема. Но в некоторых случаях могут использоваться линейные характеры функций спроса и предложения (прямые).

А теперь рассмотрим некоторые неценовые факторы , влияющие на объем предложения : 

" цены на исходные  ресурсы . Чем ниже затраты на исходное сырье , материалы, топливо , а также рабочую силу , тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок . Таким образом кривая предложения сместиться вправо и вниз . 

" технологические  возможности производителей . Чем выше уровень прогресса , тем эффективнее становиться производство , то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производителя все больше количество конечного продукта . Кривая предложения в этом случае сдвигается вправо и вниз . 

" цены на другие  продукты . Рассмотрим пример : снижение цены на говядину , в частности как это было совсем недавно с говядиной , зараженной бешенством , побудило фермеров выращивать больше птицы . Следовательно , изменение цен на другие товары способно смещать кривую предложения . 

Информация о работе Спрос и предложение