Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:22, реферат
Важнейшей целью этого реферата является уяснение природы рынков и процесса формирования цен и объемов производства. В реферате будут раскрыты такие понятия и термины, как рынок, спрос, шкала ( кривая ) спроса, закон спроса, убывающая предельная полезность, доход и эффект замещения, нормальный ( высший категории ) товар, товар низшей категории, взаимозаменяемые товары, сопряженные, сопутствующие товары, изменение в спросе ( предложении ) в отличии от изменения величины спроса ( предложения ), излишек, избыток, нехватка, дефицит, предложение, закон предложения, шкала ( кривая ) предложения, равновесная цена и равновесное количество ( продукта ), уравновешивающая функция цен.
1. Введение
2. Определение рынков
3. Спрос
4. Закон спроса
5. Кривая спроса
6. Индивидуальный и рыночный спрос
7. Детерминанты спроса
8. Изменение в спросе
9. Изменения величины спроса
10. Предложение
11. Закон предложения
12. Кривая предложения
13. Изменения в предложении
14. Изменения величины предложения
15. Предложение и спрос: рыночное равновесие
16. Уравновешивающая функция цен
17. Изменения предложения и спроса
18. Рынок ресурсов
19. Вывод
20. Список, использованной литературы
Каковы важнейшие
ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ
Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Ответ таков: изменение одной детерминанты ( или более ) изменяет данные шкалы спроса в таблице 1-3, а следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 1-3. такое изменение данных шкалы спроса или графически- смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе.
Конкретнее, если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в колонке 4 таблице 1-3, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рисунке 1-3 это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например от D1 к D2. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из- за изменения в одной его детерминанте ( или более ) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в колонке 4 таблице 1- 3. В графическом изображении сокращение спроса влечет за собой смещение кривой спроса влево, например от D1 к D3 на рисунке 1-3.
А теперь рассмотрю влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше неценовых детерминант.
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировала спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт- дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведу примеры. Резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание, на места в интернатах для престарелых и частных больницах.
3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше дорогих товаров. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Хотя большинство
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим в вышесказанном является: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и ксилитом, чаем и кофе и т. д.
Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они “сопутствуют” друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля ( рис. 4 ) повысит ваш спрос на моторное масло. И напротив, повышение цены на бензин сократит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен- это дополняющее друг друга товары. То же относится к ветчине и яйцам, учебе и учебникам, видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке, велосипедам ( рис. 5 ) и насосам и т. д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Разумеется, многие пары товаров вовсе не являются взаимозаменяемыми. Это независимые, самостоятельные товары. Можно считать, что для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей ( рис. 6 ) для игры в футбол, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов ( рис. 7 ), изменение цены очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос другой.
5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущих доходов, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы “упредить” угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижение доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Вот такой пример. Когда холода уничтожают значительную часть урожая цитрусовых во Флориде, у потребителей есть основания считать, что предстоящие нехватки апельсинового сока повысят цену на него. Поэтому они “запасают” апельсиновый сок, скупая его немедленно в необычайно больших количествах. Из всего сказанного можно вывести заключение, что повышение спроса на продукт Х, то есть решение потребителей покупать больше этого продукта по любой возможной цене, может быть вызвано следующими причинами: 1) благополучным изменением потребительских вкусов; 2) увеличением числа покупателей на рынке; 3) повышением дохода, если продукт Х является нормальным товаром; или снижением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории; 4) повышением цены на сопряженный товар Y, если последний является заменителем для продукта Х, или снижением цены на сопряженный товар Y, если последний является дополняющим к товару Х; 5) ожиданием повышения в будущем цен и доходов. Напротив, сокращение спроса на продукт Х может быть обусловлено следующими факторами: 1) неблагоприятным изменением потребительских вкусов; 2) уменьшением числа покупателей на рынке; 3) повышением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории, или снижением дохода, если товар Х является нормальным товаром; 4) повышением цены на сопряженный товар Y, если этот последний является дополняющим для Х, или снижением цены сопряженного товара Х; 5) ожиданием падения в будущем цен и доходов. В таблице 1-4 приводится наглядный перечень детерминант спроса с дополнительными примерами.
Таблица 1-4. Детерминанты спроса: факторы, смещающие кривую спроса
______________________
1. Изменение вкусов
покупателей. Пример: физической
здоровье становится все более
популярны, а это повышает
2. Изменение числа покупателей. Пример: снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
3. Изменение доходов. Пример: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, ношеную одежду.
4. Изменение цен на сопряженные товары. Пример: сокращение цен на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
5. Изменения в ожиданиях
потребителей. Пример: неблагоприятная
погода в Южной Америке
______________________
ИЗМЕНЕНИЯ
ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА
“Изменение в спросе” не следует
смешивать с “изменением величины спроса”.
Ранее в реферате я уже говорила, что
изменение в спросе
выражается в смещении всей кривой спроса
либо вправо ( увеличение спроса ), либо
влево ( сокращение спроса ), Намерения
потребителей относительно покупки продукта
изменились. Причина: изменение одной
или более детерминант спроса. На языке
экономистов понятие “спрос” выражается
в виде шкалы или кривой, а поэтому “изменение
в спросе” должно означать, что вся шкала
изменилась и что кривая изменила свое
положение.
В противоположность этому,
изменение величины
спроса означает передвижение с одной
точки на другую точку на постоянной кривой
спроса, то есть переход от одной комбинации
“цена- количество продукта” к другой
их комбинации. Причиной изменения величины
спроса служит изменение цены данного
продукта. В таблице 1-3 снижение цены, запрашиваемой
поставщиками кукурузы, с 5 до 4 долларов,
повышает величину спроса на кукурузу
с 2 тыс. до 4 тыс. бушелей.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Это шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, какие показаны в таблице 1-5 для индивидуального производителя.
Предложение показывает,
какие количества продукта будут предъявлены
к продаже по разным ценам, притом все
прочие факторы остаются неизменными.
В данном случае предположим, что производителем
является фермер, выращивающий кукурузу,
спрос на которую мы только что рассматривали.
Определение понятия “предложение” показывает,
что предложение обычно рассматривается
с точки зрения выгодности цены. Иными
словами, предложение указывает на количество
продукта, которое производители станут
предлагать по разным возможным ценам.
Однако в равной мере правильно, а в ряде
случаев даже полезнее рассматривать
предложение с точки зрения его величины.
Вместо того чтобы спрашивать, какое количество
будет предлагать по разным ценам, мы вправе
спросить, какими должны быть цены, которые
побудят производителя предлагать разное
количество товара.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Легко заметить, что таблица 1-5 показывает положительную, или прямую, связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовит и предложить к продаже большее количество продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом.
Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
Теперь представлю себе фермера, ресурсы которого в определенных пределах поддаются переключения производства одних продуктов на другие. По мере повышения цены ( см. табл. 1-5 ) фермер сочтет выгодным изъять земли из производства пшеницы, овса и соевых бобов и переключить их на производство кукурузы. К тому же более высокие цены на кукурузу предоставят фермеру возможность покрывать издержки, обусловленные более интенсивной обработкой земли и применением в большом количестве минеральных удобрений и пестицидов. Все эти затраты приводят к увеличению объема производства кукурузы.