Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Важнейшей целью этого реферата является уяснение природы рынков и процесса формирования цен и объемов производства. В реферате будут раскрыты такие понятия и термины, как рынок, спрос, шкала ( кривая ) спроса, закон спроса, убывающая предельная полезность, доход и эффект замещения, нормальный ( высший категории ) товар, товар низшей категории, взаимозаменяемые товары, сопряженные, сопутствующие товары, изменение в спросе ( предложении ) в отличии от изменения величины спроса ( предложения ), излишек, избыток, нехватка, дефицит, предложение, закон предложения, шкала ( кривая ) предложения, равновесная цена и равновесное количество ( продукта ), уравновешивающая функция цен.

Содержание

1. Введение

2. Определение рынков

3. Спрос

4. Закон спроса

5. Кривая спроса

6. Индивидуальный и рыночный спрос

7. Детерминанты спроса

8. Изменение в спросе

9. Изменения величины спроса

10. Предложение

11. Закон предложения

12. Кривая предложения

13. Изменения в предложении

14. Изменения величины предложения

15. Предложение и спрос: рыночное равновесие

16. Уравновешивающая функция цен

17. Изменения предложения и спроса

18. Рынок ресурсов

19. Вывод

20. Список, использованной литературы

Работа содержит 1 файл

referat..DOC

— 139.00 Кб (Скачать)

            Рассмотрю также предприятие  в обрабатывающей промышленности. На каком- то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того ка фирма наращивает количество более мобильных ресурсов- например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь. 

            КРИВАЯ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

            Как и в отношении  спроса, полезно представить понятие  предложения в графическом изображении. Оси на рисунке 1-4 такие же, как  и на рисунке 1-3, здесь лишь место  величины спроса заняла величина предложения. Техника построения графика такая  же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные. Данные о рыночном предложении, изображенные на рисунке 1-4 в виде кривой S1, приведены в таблице 1-6. В ней сделало допущение, что у представленных на рынке 200 поставщиков имеются такие же шкалы предложения, как у производителя в таблице 1-5.

            ДЕТЕРМИНАНТЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

            При построении кривой предложения  экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения  любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением “при прочих равных условиях”. Иными словами, кривая предложения строится на предложении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

            К основным неценовым детерминантам  предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Перемещение одной ( или более ) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо, с S1 к  S2  на рисунке 1-4, означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, с S1 к S3 на рисунке 1-4, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен. 

            ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

            Рассмотрю теперь воздействие  на предложение каждой из перечисленных  детерминант.

            1. Цены на ресурсы. Как отмечалось выше при объяснении закона предложения, существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево.

            2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример: мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.

            3. Налоги  и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив,  дотации считаются “налогом наоборот”. Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

            4. Цены  на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы.

            5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения.

            6. Число  продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево. В таблице 1-7 приведены перечень детерминант предложения и иллюстрирующие их примеры.

            Таблица 1-7. Детерминанты предложения: факторы вызывающие изменения криво  предложения.

            1. Изменение ресурсных  цен. Пример: снижение цены на  минеральные удобрения увеличивает  предложение пшеницы.

            2. Изменение технологии. Пример: создание более эффективного инсектицида против кукурузного вредителя увеличивает предложение кукурузы.

            3. Изменение налогов  и дотаций. Пример: повышение акцизного  налога на сигареты сокращает  их предложение.

            4. Изменение цен на  другие товары. Пример: снижение  цен на баранину и свинину  увеличивает предложение говядины.

            5. Изменение ожиданий. Пример: ожидание существенного снижения в будущем цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение.

            6. Изменение числа поставщиков.  Пример: увеличение количества фирм, производящих персональные компьютеры, увеличивает  предложение этих  компьютеров. 
     
     

            ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

            Различие между изменением в предложении изменением  величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает кривую влево. Причиной изменения предложения служит  изменение одной или более детерминант предложения. Экономисты используют понятие “предложение” для обозначения шкалы или кривой. Поэтому изменение в предложении должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону.

            Напортив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт. В таблице 1-6 снижение цены на кукурузу с 5 до 4 дол. уменьшает величину предложения кукурузы с 12 тыс. до 10 тыс. бушелей.

            Смещение кривой предложения  на рисунке 1-4 от S1 к S2 или к S3 означает изменение в предложении. Между тем передвижение на кривой S1 от точки a  к точке b подразумевает лишь изменение величины предложения.  

            ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

            Теперь можно свести вместе понятия предложения и  спроса, чтобы выяснить, как  взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже определяет  цену продукта и количество, которое реально покупается и продается на рынке.

            В таблице 1-8 колонки (1) и (2) воспроизводят шкалу рыночного предложения кукурузы (из таблицы 1-6), а колонки (2) и (3) - шкалу  рыночного спроса на кукурузу (из таблицы 1-3).

            Здесь перед нами возникает  следующий вопрос: какая из пяти возможных цен, по которой кукуруза может продаваться на рынке, действительна признана рыночной ценой на кукурузу? Начну с цены 5 дол. Может ли эта цена быть признанной рыночной ценой на кукурузу? “НЕТ” по той простой причине, что производители желают произвести и предложить к продаже на рынке по этой цене примерно 12 тыс. бушелей, тогда как покупатели со своей стороны желают приобрести по этой цене лишь 2 тыс. бушелей. Иными словами, относительно высокая цена - 5 дол. - побуждает фермеров вырастить большое количество кукурузы, но данная высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество кукурузы. При такой высокой цене кукурузы покупка других продуктов представляется более “выгодной сделкой”. В данном случае результатом является  образование на рынке избытка в 10 тыс. бушелей кукурузы, или избыточное предложение кукурузы. Этот избыток, показанный в колонке (4) таблицы 1-8, представляет собой превышение величины предложения над величиной спроса при цене 5 дол. Практически у фермеров - производителей кукурузы на руках оказывается ненужный запас продукции.

            Может ли цена 5 дол., даже если бы она временно и существовала на рынке кукурузы, удержаться в течение какого-то периода времени? Безусловно нет. Очень большой излишек кукурузы заставил бы конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить покупателей избавить их от этого излишка. Допущу, что цена опускается до 4 дол.. Теперь ситуация существенно изменилась. Более низкая цена подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше кукурузы, но вместе с тем побудила производителей использовать для выращивания кукурузы меньше ресурсов. В результате излишек сократился до 6 тыс. бушелей. Однако излишек, или избыточное предложение, все еще существует, а конкуренция между продавцами вновь сбивает цену. Можно следовательно, сделать вывод, что цены 5 дол. и 4 дол. окажутся неустойчивыми, поскольку они “чересчур высоки”. Рыночная цена на кукурузу должна быть несколько ниже 4 дол.

            Перешагну на другой конец  колонки цен и приму в качестве возможностей рыночной цены кукурузы 1 дол. Из колонки (4) видно, что по этой причине величина спроса превышает величину предложения на 15 тыс. единиц. Эта относительно низкая цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на производство кукурузы; та же низкая цена побуждает потребителей покупать больше кукурузы, чем  они хотели бы купить при высокой цене. Кукуруза, когда цена на нее относительно низка, - это “удачная покупка”. Короче, при цене в 1 дол. возникает нехватка в 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос на кукурузу. Может ли эта цена удержаться на рынке? Нет. Конкуренция между покупателями поднимет цену выше 1 дол. Иными словами , при цене в 1 дол. многие потребители, которые желают и в состоянии покупать кукурузу по этой цене, останутся за бортом. Чтобы не оказаться в таком положении, многие потребители выразят готовность платить цену выше 1 дол. и. таким образом, обеспечить себе какую-то часть имеющейся на рынке кукурузы. Предположу, что такое конкурентное предложение более высокой цены поднимет ее до 2 дол. Эта более высокая цена сокращает, но не ликвидирует  нехватку кукурузы. При цене 2 дол. фермеры готовы направить большее количество ресурсов в производство кукурузы, а часть покупателей, желавшая платить за бушель 1 дол., предпочитает не покупать кукурузу по цене 2 дол., а решает либо использовать свои доходы для покупки других продуктов, либо, быть может направить большую долю доходов на сбережение. Между тем при цене 2 дол. на рынке все еще существует нехватка 7 тыс. бушелей. Следовательно, можно заключить, что конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше 2 дол.

            При цене 3 дол., и только при этой цене, количество кукурузы, которое фермеры желают вырастить  и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители  желают и в состоянии купить. В  результате на рынке нет ни излишка, ни  нехватки кукурузы по этой цене. Я уже говорила, что избыток продукта толкает цену на него вниз, а нехватка его вызывает повышение  цены. Когда при цене 3 дол. нет ни нехватки, ни излишка, не существует никаких оснований к тому, чтобы реальная цена на кукурузу отклонялась от этой цены. Экономист  называет эту цену ценой рыночного клиринга, или равновесной ценой, причем равновесие здесь означает “в гармонии” или “в покое”. При цене 3 дол. величина предложения и величина спроса уравновешиваются, то есть равновесное количество составляет 7 тыс. бушелей. Следовательно, цена 3 дол. выступает как единственная устойчивая цена кукурузы в условиях предложения и спроса, продемонстрированных  в таблице 1-8. Иначе говоря , цена кукурузы устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются. Такие решения совместимы друг с другом лишь при цене 3 дол. По любой  более высокой цене поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребители  готовы купить, - в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители  хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Расхождения между  предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменения цены, которые в конечном итоге завершаются согласованием между собой этих двух противоположных желаний.

Информация о работе Спрос и предложение