Спрос и предложение. Эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Целью данной курсовой работы является изучение спроса и предложения, а также их эластичности

Содержание

Введение…………………………….……………….……..………….3

1. Спрос, эластичность спроса……………………………………..…5

1.1. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса….…5

1.2. Факторы ценовой эластичности спроса………………....…..…..11

1.3 Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…16

2. Предложение товаров на рынке.………………………………..…14

2.1. Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения.………………………………………………………………….20

2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения……………………………………………….….………..….…23

2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения…..…25

3. Равновесие. Равновесная цена………………………………….…..27

3.1. Рыночный механизм спроса и предложения…………….……....27

3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»………… …….31

Заключение ……………………………………………….….………..35

Список использованной литературы……………………….……...37

Работа содержит 1 файл

!.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

     Цены  потолка занижены по сравнению с  равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.

     Многие  экономисты - сторонники неолиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченной свободы рыночных отношений, возражают против применения цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя.

     Приверженцы других направлений экономической  науки, нисколько не умаляя роли рынка  и его законов, предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы); другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения).

     Так или иначе, но фирмы, вступающие в  дело, должны считаться с уровнем  цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.

     Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной  цены позволяет сделать следующие  выводы.

     1. В рыночной экономике существует  механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

     фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в  выборе объема и структуры выпуска;

     цены  гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

     наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать  не будет.

     2. Если на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то:

     фирмы-производители  обязательно среагируют на изменение  рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет  производителям, куда следует направить  свои усилия);

     начнется  процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

     В этом смысле рыночная экономика оказалась  более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.

     Значительная  часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предприятий-производителей, ожиданием  привычной помощи «сверху», нежеланием формировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка. 
 
 
 
 

     Заключение 

     Рассмотрев  тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

     Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

     Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия  изменения цены на величину общей  выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

     Количество  доступных товаров-заменителей, место  продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

     Эластичность  предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

     Практическое  значение коэффициента эластичности заключается  в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли. 
 

 

Список использованной литературы: 

        1. Борисов Е. Экономическая теория. Учебник. -  М.: Проспект 2007, Гл. 8.
        2. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
        3. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 1999. – 272 с.: ил.
        4. Курс экономики / под ред. проф. Б. А. Райзберга – М.: ИНФРА-М, 2007. – 720 с.
        5. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.
        6. Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов.
        7. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие / под ред. О. Мамедова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 544 с.
        8. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина.  Таганрог: ТРТУ, 2006.
        9. Фролова Т.А.Микроэкономика: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2006
        10. Экономика : учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : Экономистъ, 2006, Гл. 4.

Информация о работе Спрос и предложение. Эластичность