Спрос и предложение. Эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Целью данной курсовой работы является изучение спроса и предложения, а также их эластичности

Содержание

Введение…………………………….……………….……..………….3

1. Спрос, эластичность спроса……………………………………..…5

1.1. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса….…5

1.2. Факторы ценовой эластичности спроса………………....…..…..11

1.3 Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…16

2. Предложение товаров на рынке.………………………………..…14

2.1. Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения.………………………………………………………………….20

2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения……………………………………………….….………..….…23

2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения…..…25

3. Равновесие. Равновесная цена………………………………….…..27

3.1. Рыночный механизм спроса и предложения…………….……....27

3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»………… …….31

Заключение ……………………………………………….….………..35

Список использованной литературы……………………….……...37

Работа содержит 1 файл

!.doc

— 259.50 Кб (Скачать)
 

      Тема 11 Спрос и предложение. Эластичность

     План:

     Введение…………………………….……………….……..………….3

     1. Спрос, эластичность спроса……………………………………..…5

     1.1. Эластичность спроса. Коэффициент  эластичности спроса….…5

     1.2. Факторы ценовой эластичности  спроса………………....…..…..11

     1.3 Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…16

     2. Предложение товаров на рынке.………………………………..…14

     2.1. Цена и объем предложения на  рынке. Особенности рыночного  предложения.………………………………………………………………….20

     2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения……………………………………………….….………..….…23

     2.3. Влияние фактора времени на  эластичность предложения…..…25

     3. Равновесие. Равновесная цена………………………………….…..27

     3.1. Рыночный механизм спроса и  предложения…………….……....27

     3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»………… …….31

     Заключение  ……………………………………………….….………..35

     Список  использованной литературы……………………….……...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Спрос и предложение – два важнейших  понятия, с помощью которых описывается  взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.

     Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой,  на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.

     Поскольку стремления покупателей и продавцов  удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются  друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.

     В  данной курсовой работе рассматриваются  спрос, эластичность спроса, кривые спроса, цена и объем предложения на рынке их эластичность, а также рыночный механизм спроса и предложения и регулирование цены. Цены «пола» и «потолка».

     Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые  она была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

     Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том  на какую величину изменится объем  спроса и предложения при изменении  цены.

     Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

     Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

     С повышением цен на продукцию фирмы  можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

     Целью данной курсовой работы является изучение спроса и предложения, а также  их эластичности. 

 

     1. Спрос, эластичность спроса 

     1.1. Понятие спроса. Закон спроса 

     Любой покупатель стремится максимально  полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.

     Спрос – это платежеспособная потребность  покупателей в данном товаре при данной цене [7]

     Спрос - это количество товара, которое  хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при  всех возможных ценах на этот товар. [2]

     Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату—т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей—мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы. [6]

     Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее.

     Покупатель  предлагает цену спроса - предельно  максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться  не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при  неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это соотношение называется кривой спроса. Ее графическое изображение представлено на графике.

         
 
 
 
 
 
 
 

     Для исследования спроса в экономическом анализе используется функция спроса, которая отражает зависимость величины спроса на товар (услугу) от цены этого товара (услуги): Q = F (P), где P – это цена товара, а Q – это величина спроса.

     Величина  спроса (объем спроса) – это то количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят, могут) купить по данной цене в течение определенного периода.

     Более наглядно зависимость между ценой  товара и величиной спроса можно  показать, отобразив функцию спроса графически:

     На  графике изображена шкала спроса на один товар за определенный период.

     На  горизонтальной оси откложены значения величины спроса (Q), а на вертикальной – цена товара (P): 
 

     Таблица 1

Цена  за единицу товара (P) Величина спроса на этот товар (Q)
2 13
3 10
5 6
8 3
10 2

Шкала спроса 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Кривая спроса 

     Полученная  на графике кривая называется кривой спроса. Каждая точка этой кривой отражает зависимость величины спроса от уровня цены.

     Кривые  спроса принято обозначают буквой D («demand» – спрос).

     Кривая  спроса показывает, какое количество данного товара согласны купить покупатели при различных ценах, но при данном рыночном предложении, данных доходах потребителей и т.д. [1]

     Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

     В законе спроса есть несколько исключений, касающихся так называемых низших и высших товаров. К первым относятся товары, потребление которых уменьшается с увеличением доходов. Это объясняется тем, что для таких благ существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами. Когда товар для данного потребителя становится менее полезен, он переходит на потребление других товаров. Возможна и такая ситуация, когда с ростом цен на определенные товары (как правило, это товары первой необходимости) величина спроса на них снижаться не будет. Вряд ли мы сократим потребление хлеба, если цена на него несколько возрастет. В экономической теории это явление получило название «парадокса Гиффена». Ко второй группе относят, как правило, предметы роскоши. При снижении цены на такие товары снижается и величина спроса на них. Это относится к товарам, посредством которых индивиды стремятся подчеркнуть свое высокое социальное положение. В экономической теории такое явление называют «эффектом сноба», или «эффектом Веблена».

     Значение  закона спроса:

     он  придает поведению покупателей  и продавцов объективную экономическую  логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены;

     он  показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития, так  как спрос может «нормально»  себя проявлять—уменьшаться при  росте цены и увеличиваться при  снижении цены только при отсутствии дефицита. В дефицитной экономике  все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия.

     Формально закон спроса излагается следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.

     Это происходит по двум причинам.

     Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым  товаром те товары, которые он использовал  ранее.

     Во-вторых, когда цена одного товара падает при  постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.

Информация о работе Спрос и предложение. Эластичность