Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:51, курсовая работа
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Целью данной курсовой работы является изучение спроса и предложения, а также их эластичности
Введение…………………………….……………….……..………….3
1. Спрос, эластичность спроса……………………………………..…5
1.1. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса….…5
1.2. Факторы ценовой эластичности спроса………………....…..…..11
1.3 Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…16
2. Предложение товаров на рынке.………………………………..…14
2.1. Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения.………………………………………………………………….20
2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения……………………………………………….….………..….…23
2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения…..…25
3. Равновесие. Равновесная цена………………………………….…..27
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения…………….……....27
3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»………… …….31
Заключение ……………………………………………….….………..35
Список использованной литературы……………………….……...37
1.4.
Эластичность спроса
по доходу. Перекрестная
эластичность
Эластичность спроса относительно дохода (Еi) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Определяется по формуле:
(5)
где Δ I – относительное изменение дохода потребителя.
Если показатель Еi является отрицательным, то товары являются недоброкачественными. Если Еi > 0, благо является нормальным. Если 0 < Еi < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При Еi > 1 спрос на благо опережает рост доходов (предметы роскоши).
Закон Энгеля: для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с Еi > 1 для конкретного потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI) на 1 %
В зависимости от связи между QD и I (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным.
1) EI(D) > 0 означает, что рост I вызывает рост QD (качественный товар: мясо, молоко) (кривая I1 на рис.7).
2) EI(D) < 0 означает, что рост I вызывает сокращение QD (товары низшей категории: заменители масла) (кривая I2 на рис.7).
3) EI(D) > 1 означает, что рост QD превышает рост I на 1% (кривая I3) (товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода). [3]
Рис. 7. Варианты зависимости спроса от дохода
Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.
(7)
где QB1 , QB 0 - величина спроса на благо B до и после изменения цены блага "А";
PA1 , PA 0 – цена блага "А" до и после изменения.
Если Е > 0, то перед нами товары-субституты, если Е < 0 – взаимодополняемые.
Чем выше эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е = + ∞, товары – совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Е = -∞, то это пример жесткой взаимодополняемости).
Однако
это правило может
Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, насколько изменится объем спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара (PB)
Знак коэффициента EPB (DA) зависит от связи между товарами:
– если товары взаимозаменяемы (масло/маргарин), то EPB (DA) (+) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А увеличится (кривая D1 на рис.8);
– если товары взаимодополняемые (фотоаппарат/ф.пленка), то EPB (DA) (-) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А сокращается (кривая D2 на рис.8).
Рис. 8 Кривые спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
2.
Предложение товаров
на рынке
2.1.
Цена и объем
предложения на
рынке. Особенности
рыночного предложения.
Предложение - это количество товара, которое хотят и могут 'предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. [2]
Предложением называется количество товара или услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая.
Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара производители могут продать при различных уровнях цены (рис. 9). Кривая S демонстрирует действие закона предложения: чем выше цена (P) на товар, при прочих равных условиях, тем больше объем предложения (Q), и наоборот. Свойства кривой предложения (S):
1) возрастающая;
2)
тангенс угла наклона
3) отражает прямую зависимость между P и Q.
Предложение испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы
где,
PA – цена данного товара; PX,
PУ – цены на экономические ресурсы;
Nt – применяемая технология; T –
налоги и дотации.
Изменение цены данного товара (PA), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину предложения (QS) (то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях, в данный момент времени), что графически выражается в движении вдоль кривой S: при увеличении цены от P1 до P2 увеличивается QS от Q1 до Q2 (рис. 9).
Рис. 9. Изменение объема предложения и функции предложения
Изменение неценовых факторов (PL, PK, Nt, T), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение предложения (функции предложения), что графически выражаено смещением кривой S (рис. 9). Т.е. при той же цене P2, при снижении издержек, производитель предложит больший объем Q3>Q2 (кривая S1), при увеличении издержек – меньший объем – Q1<Q2 (кривая S2).[8]
Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.
Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов:
а) изменения издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо;
б) выхода на рынок новых фирм, что увеличивает предложение вне зависимости от цен;
в) изменения цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов (уход фирм из отраслей), что уменьшит предложение;
г) природных катастроф, политических действий, войн, разрушающих экономику, что вызовет сокращение предложения.
Рыночному
предложению товаров
Все
перечисленные факторы влияют на
издержки производства данного товара,
что оказывает решающее влияние
на изменения в предложении этого
товара на рынке.
2.2.
Эластичность предложения.
Коэффициент эластичности
предложения.
Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:
Ценовая эластичности предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров.
Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1%
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.
(11)
Для понимания эластичности предложения необходимо учесть фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Е=0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.
В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства.
В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.[9]
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При эластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически
можно предусмотреть и другой
крайний случай: бесконечное эластичное
предложение, которое на графике
имеет вид абсолютно
Показатели
эластичности предложения подтверждают
весьма важную закономерность: в течение
длительного периода времени, когда
спрос уже приспособился к возросшей
цене, эластичность предложения способствует
установлению так называемой нормальной
цены равновесия (в отличие от цен мгновенного
и краткосрочного равновесия).