Спрос и предложение. Эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Целью данной курсовой работы является изучение спроса и предложения, а также их эластичности

Содержание

Введение…………………………….……………….……..………….3

1. Спрос, эластичность спроса……………………………………..…5

1.1. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса….…5

1.2. Факторы ценовой эластичности спроса………………....…..…..11

1.3 Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…16

2. Предложение товаров на рынке.………………………………..…14

2.1. Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения.………………………………………………………………….20

2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения……………………………………………….….………..….…23

2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения…..…25

3. Равновесие. Равновесная цена………………………………….…..27

3.1. Рыночный механизм спроса и предложения…………….……....27

3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»………… …….31

Заключение ……………………………………………….….………..35

Список использованной литературы……………………….……...37

Работа содержит 1 файл

!.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     Но  существует такой важный момент. Формулируя закон спроса цену берем относительную, т. е. рассчитанную по отношению к другим товарам.

     К исключению из закона спроса относится  также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянный рост цен, увеличение спроса может наблюдаться при росте цен.

     Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика (см. рис. 3) или таблицы:

Цена. тыс. руб. 8 6 4 2
Спрос, шт. 1 2 3 4

         
 
 
 
 
 

         
 
 

     Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

     а) изменения в денежных доходах  населения. Например, рост доходов увеличивает  спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания и др.) при всех возможных ценах на них;

     б) изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание;

     в) изменение цен на другие товары, особенно на товары (субституты). Так  рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин;

     г) экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличивает спрос на товары, потребляемые этой группой населения;

     д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортивную обувь в 80-х гг. Было связано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день.

     Если  спрос изменился под воздействием неценовых факторов, то при той  же цене это уже новый спрос и он будет иметь другое графическое отображение (см. рис. 4).

         
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 

     1.2. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса 

     При снижении цены на благо на каждую долю (процент) снижения цены приходится определенное увеличение спроса, при увеличении -наоборот, снижение спроса. Например, на один процент снижения цены приходится пятипроцентное увеличение спроса. То есть величина спроса реагирует на изменение цены с определенной степенью эластичности.

     Эластичность (elasticity) характеризует наклон кривых спроса и предложения в зависимости от изменения какой-либо величины, значит, это относительная величина (то есть определяется по отношению к чему-либо), Относительная величина всегда зависит от изменений какой-либо другой величины (соответственно, она может являться абсолютной, то есть ее изменения не зависят от других величин напрямую).

     Определить  эластичность можно относительно изменений цены. Изменение цены не можем вычисляться математически, и, хотя на ее изменения влияют многие факторы, она является абсолютной величиной. Более информативны для экономического анализа именно относительные величины, потому что простое изменение цены на продукцию может ничего не сказать, а вот изменение цены по отношению к предыдущей цене говорит нам о многом. Например, товар существенно подорожал (или обесценился) или, наоборот, - изменение цены (рост или уменьшение) серьезно не повлияло на изначальную цену. Итак, относительное изменение цены можно вычислить по следующей формуле:

     Относительное изменение цены:

     

       (1)

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

     Если  обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер  равен:

     

            (2)

     где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

     «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене. [2]

     Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

     Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен: 

     

,               
            (3)
 

     Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то спрос относительно эластичный, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

     Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

     При коэффициенте эластичности равном 1 говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

     На  рис. 5 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 5, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации продукции увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

     Рис. 5, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов. [7]

Рис. 5. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос 

     Существует  два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 6, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Рис. 6. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

     Другой  крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 6,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п. [7]

     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

        — спрос эластичен;

        — спрос неэластичен;

            — спрос с единичной эластичностью. 

     1.3. Факторы ценовой эластичности спроса 

     Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

     Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше. [3]

     Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

     Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

     Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

     Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

     Измерение эластичности спроса

     Для измерения эластичности спроса необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: 

     

          (4) 

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и  объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 5), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

     Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности: объем продукции и уровень цены, используемые при расчете: до изменения или после. 

Информация о работе Спрос и предложение. Эластичность