Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Выявить условия возникновения рынка и его функции;
Изучить структуру рынка, виды и сегменты;
Проанализировать роль государства в рыночной экономике и выявить специфику финансового рынка;
Охарактеризовать особенности и модели российской рыночной экономики.
В рыночной системе общественные интересы - это защита общества и каждого гражданина, это обеспечение уверенного плавания в бушующем конкурентном "море" мирового хозяйства общего "корабля", в котором плывут все граждане страны. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в том случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
Поэтому государство может стать одним из институтов рыночной модели лишь тогда, когда оно является институтом демократического общества, что характерно для многих передовых стран. Правда, история человечества, как известно, богата исключениями. Были случаи, когда государство поддерживало частную собственность и рыночное развитие, но при этом преследовало любые демократические начала. Такое состояние не может продержаться долго. И в конечном счете объективные закономерности проложили себе дорогу, связав рыночную модель с демократическим устройством.
Оставаясь в рамках экономической теории, трудно представить действующую рыночную модель без введения множества различных предпосылок. В действительности любая рыночная модель реализуется под воздействием как экономических, так и внеэкономических факторов. Причем по мере возрастания сложности экономического развития той или иной страны роль внеэкономических факторов возрастает, ибо рыночная модель экономики - это не самоцель, а средство повышения благосостояния населения и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, так и во всех звеньях человеческой деятельности. Контроль общества и социальная ответственность каждого вынуждают и бизнес, и государственных чиновников считаться с общественными интересами, гармонизировать частные и общественные интересы.
Особо следует обратить внимание на ту сторону теоретической рыночной модели, которая на первый взгляд размывает ее "рыночную чистоту", так как по различным параметрам представляет ее как модель смешанной экономики. Это относится и к сочетанию различных форм собственности и предпринимательства, и к взаимосвязи различных по сути и масштабу видов регулирования - рыночного, корпоративного, государственного, международного, и к повышению значимости общественных интересов (экономических, культурных, национальных и др.) в выборе стратегии и тактики развития стран просто в механизме функционирования экономики. Индивидуальный, частный интерес сохраняет свою роль как источник необходимых обществу инициативы и предприимчивости. Поэтому, когда речь рыночной модели экономики, то и в теории, и на практике в нас время имеется в виду "модель смешанной экономики", стержнем которой является именно рынок, сохраняющий все атрибуты своего развития и функционирования, но не в условиях необузданной конкурентной стихии, а с учетом требований человеческой цивилизации XXI века
Многовековая история рыночного развития позволила не только выявить общие закономерности и сформировать общетеоретическую рыночную модель, но и раскрыть специфику использования рыночных принципов в каждой стране. Действительно, если бы экономический успех зависел только от того, что народное хозяйство развивается по рыночным законам, то сегодня практически все человечество находилось бы в состоянии социального и экономического расцвета. По официальным данным международных экономических организаций, из 6 млрд. человек, населяющих нашу планету, 5,8 млрд. человек в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения. Однако по последней классификации Международного валютного фонда, к числу передовых отнесено всего 29 стран, а остальные - это развивающийся мир и страны с переходной экономикой. Причем на долю передовых стран приходится всего 15,4% населения Земли, но в то же время они производят 57,1% ВВП всего мира (по ППС). Огромное число людей продолжают жить в ужасающей бедности, имея до одного человека менее 1 долл. в сутки. В последнее десятилетие: число таких людей сократилось всего на 120 млн. за счет экономим роста в основном в КНР и Индии. Но разрыв между бедными и богатыми странами продолжает возрастать. Причем в разряд беднейших государств попали и некоторые бывшие республики СССР.
Даже не вдаваясь во все детали происходящих явлений, нельзя избежать общего вопроса - каковы причины громадных различий в результативности рынка. Среди множества вариантов ответов и вопрос можно по меньшей мере выделить два. Во-первых, исторический опыт стран и их современное развитие говорят о том, что единственной, стандартной рыночной модели, которая отвечала бы условиям всех и каждой страны, нет. Во-вторых, внеэкономические факторы в каждой стране отличаются существенной спецификой, различным воздействием на сугубо рыночные, экономические процессы. Даже граждане передовых стран (скажем, США, Японии и Германии) хорошо знают, что их страны отличаются друг от друга не только государственным языком, но и рыночным устройством, как, впрочем, и большим числом других характеристик.
В
этой связи игнорирование
В докладе Всемирного банка обращается особое внимание на внеэкономические факторы, которые оказывают существенное влияние на реализацию различных национальных рыночных моделей. Методологические подходы специалистов Всемирного банка целесообразно использовать для анализа российской модели рыночного развития и условий, определяющих ее эволюцию.
Как и любая другая страна, Россия не только может, но и обязана использовать рыночные инструменты в развитии своей экономики и становлении демократического общества только при глубоко взвешенном и математически смоделированном учете всех своих специфических особенностей. При таких предпосылках сама по себе постановка вопроса о российской модели рыночного развития выглядит не как нечто с "таежной спецификой" и теоретическими "вывертами", а как вполне нормальная научно-практическая проблема, находящаяся в русле современной экономической наука и смежных с ней областей - в рамках междисциплинарных исследований. Здесь не следует вновь "изобретать велосипед", но и от догматичного использования теоретических штампов какой-либо ветви экономического знания, как видно, пользы ждать не приходится.
Прежде всего важно подчеркнуть, что Россия начала переход на рыночные принципы, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший всю территорию страны и включавший соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Не с чистого листа, а обладая громадным потенциалом, страна установила рыночные ориентиры. Общество поддержало перемены и поверило в то, что рыночная мотивация приведет к росту эффективности экономики и повышению уже достигнутого на тот момент уровня жизни населения. По многим параметрам стартовая позиция России вполне вписывалась в рыночные вызовы новой эпохи, эпохи глобализации рыночных принципов экономического развития.
Между тем Россия - страна, обладающая самой большой в мире территорией, которая покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные зоны. Вовлечение всей территории в экономический оборот было достигнуто в период существования СССР. Для страны характерен также многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закрепленной за ними территории. Ясно, что в условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории России. А это, в свою очередь, невозможно без учета территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов, которые напрямую не подвластны рыночной мотивации, а нередко и противоречат ей. Снять такие противоречия можно путем гармонизации общенациональных, общегосударственных и частных интересов, что особенно актуально для российских условий. Одномоментная ориентация только на частные интересы неизбежно угрожает (о чем свидетельствует опыт российского переходного периода) целостности страны, создает предпосылки для нарастания противоречий между 89 российскими регионами, способствует появлению признаков рыночной дезинтеграции.
Вместе с тем само геополитическое положение России, по существу, выступающей связующим звеном между Востоком и Западом, Севером и Югом, дает ей несомненные преимущества. Однако ни те, ни другие факторы автоматически не включаются в рыночный процесс и предполагают национальный консенсус для своего использования.
Нельзя забывать также, что структура экономики и хозяйствующих субъектов допереходной России носила смешанный характер, несмотря на тотальное господство государственной собственности. Поэтому с самого начала рыночное строительство могло разворачиваться как построение не чисто рыночной модели, а модели рыночной смешанной экономики. Тем самым объективно ставилась задача, адекватная не условиям XIX в., а реалиям конца XX в., когда во всех развитых странах фактически функционировала смешанная экономика на прочной рыночной основе.
Особую роль в механизме функционирования российской экономики до 1991 г. играла партийная доминанта. Фактически именно этот внеэкономический фактор обеспечивал сочетание индивидуальных и общественных интересов при преобладании последних, а через партийные структуры поддерживался определенный уровень контроля и ответственности по горизонтали и вертикали в обществе и экономике. Обычно партийная составляющая как политический элемент не исследуется в экономических работах, даже если они относятся к России. Но без партийной дисциплины не было бы и советской экономики. Поэтому, когда не стало партийного принуждения, в общественных отношениях возникла пустота, которая долгое время тормозила экономическое развитие, ибо важнейшие черты ответственности бизнеса и государства перед обществом, обычные для нормальных демократических условий, на время оказались исключенными из практики российских рыночных преобразований. И в этом также проявилась особенность российского пути к рыночной экономике.
Позади десятилетний период
Но подобные рассуждения имеют смысл только в экономическом контексте. Если же в переходный период "правит бал" политическая целесообразность, то главным становится принцип - "любой ценой" сделать события необратимыми. Понятно, что при выдвижении на передний план политических мотивов и целей оценка самих трансформационных процессов и их результатов в рамках экономических и социальных координат приобретает условный, подчиненный характер. Поэтому с самого начала нельзя не отметить, что движущими факторами российского переходного периода оказались внеэкономические. Не случайно при таких обстоятельствах экономическая эффективность принималась во внимание преимущественно сквозь призму частного интереса лиц, оказавшихся в разной степени организаторами приватизационных и других переходных процессов.
Если сосредоточиться на экономических результатах переходного десятилетнего процесса, то можно констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня налицо, Россия получила статус страны с рыночной экономикой. Страна рассталась с монополизмом государственной собственности, и теперь абсолютное большинство экономических единиц и хозяйствующих субъектов образуют негосударственный сектор экономики, который занимает господствующие позиции во всех отраслях и сферах хозяйства. Значительную роль играют акционерные общества, крупнейшие из которых составляют наиболее действенное звено экономики. Причем государство сохранило свою долю в акционерном капитале практически всех ведущих акционерных компаний.
Получила развитие рыночная инфраструктура экономики. К традиционному рынку товаров стали присоединяться рынки капитала, труда, услуг, информации. Система частных банков сформировала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований Государство формирует хозяйственное законодательство, чтобы установить адекватные правила игры и развивать конкурентный механизм экономики. Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции. Многообразие форм собственности и предпринимательства с самого начала придало российской экономике смешанный характер в период рыночной трансформации. Сильное воздействие на внутреннюю конкуренцию оказывают внешняя торговля и внутренняя конвертируемость рубля, когда у населения появился выбор не только на потребительском рынке, но и в сфере сбережений - делать личные накопления в долларах, евро или предпочесть рубли. В конечном счете граждане привыкли к тому, что свои проблемы им перекладывать не на кого и необходимо во всем искать выход самостоятельно. Рыночная атмосфера пронизала не только экономику, но и все сферы жизни общества. И с этой точки зрения можно сказать, что Россия разорвала финишную ленточку переходной дистанции и приобрела все формальные рыночные атрибуты.