Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Выявить условия возникновения рынка и его функции;
Изучить структуру рынка, виды и сегменты;
Проанализировать роль государства в рыночной экономике и выявить специфику финансового рынка;
Охарактеризовать особенности и модели российской рыночной экономики.
Федеральное агентство РФ по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Псковский
государственный
политехнический
институт»
Кафедра
экономики и управления на предприятии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ
на тему:
Рыночная экономика:
необходимость, сущность,
пути перехода. Роль
государства в рыночной
экономике
Выполнил студент: Мухина Регина Владимировна
Научный
руководитель: Красева Татьяна Анатольевна
Псков
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов.
Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок. Поэтому проблемы, с которыми мы сталкиваемся довольно часто раскрываются в этой теме. А рассмотрение рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации. Да и государство в котором мы непосредственно живем стало на путь рыночной экономики. Для меня важно разобраться в условиях возникновения и развития рыночных отношений в России.
Перемены
в общественно-политической жизни
государства привели к коренной
перестройке экономических
Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Предстоит выяснить сущность рыночной экономической системы, как господствующей формы экономической жизни современного общества со своими функциями, особенностями проявления, рычагами регулирования. И особенности проявления рыночной экономики в России. Проблемы и перспективы дальнейшего развития, стоящие перед современным обществом.
При написании курсовой были использованы следующие методы исследования: метод научной абстракции, методы анализа и синтеза, метод сравнительного анализа, метод индукции и дедукции.
Изучением проблем рыночной экономики занимались многие экономисты: В.Д.Камаев, А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевич, С.Л.Брю, К.Р.Макконнелл.
Кроме того известны работы следующих авторов: А. Расулев, Р. Гринберг, А. Пороховский, Р. Исянов, Р. Алимов, С. Воронин, О. Исмаилов.
Рынок – это важнейшая экономическая категория
Первое условие - общественное разделение труда и специализация.
В любом
многочисленном сообществе людей никто
из участников хозяйства не может
жить за счет полного самообеспечения
всеми производительными
Определяющим моментом специализации считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др.
Второе условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием).
Третье условие - разрешение проблемы трансакционных издержек. Это издержки, связанные с функционированием рынка, с поиском поставщиков или потребителей, заключением контрактов с ними, контролем соблюдения контрактов, юридической защитой и издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
-рынок
продовольственных товаров (
-
рынок непродовольственных
-
рынок услуг охватывает
Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
-
рынок жилья распространяет
-
особой категорией рынка
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
Рынок труда, или рабочей силы - это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
Рынок реального капитала представляет собой товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально - экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли - продажи - патенты, лицензии.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий - здесь объектом купли - продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).
По экономическому назначению субъектов рыночных отношений:
1. Рынок покупателей - предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
2. Рынок продавцов - значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
3. Рынок государственных учреждений - совокупность актов купли - продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.