Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода. Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Выявить условия возникновения рынка и его функции;
Изучить структуру рынка, виды и сегменты;
Проанализировать роль государства в рыночной экономике и выявить специфику финансового рынка;
Охарактеризовать особенности и модели российской рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

     Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

     В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

     Обладая самостоятельностью, предприниматель  берет на себя личную ответственность  за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

     Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

     Характерным признаком предпринимательских  экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. По словам Джеймса Бэрка из компании "ДЦ", одно из правил его фирмы гласит: "Вы должны быть готовы к неудаче". Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

     Не  всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

     Еще один характерный признак предпринимательства  заключен в его принадлежности к  относительно кратковременным, тактическим  способам действия. Предпринимательство  в узком смысле слова не относится  непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

     Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

     При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации, определяет сделку следующим образом: "Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей".

     Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.

     Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности).

     Граждане  иностранных государств и лица без  гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.

     Наряду  с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

     Законодательство  о предпринимательстве предусматривает  возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.

     Обобщая изложенное выше, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.

     Развитие  предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

     Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

     На  экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

     Предпринимательство действует и развивается в  рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

     Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

     Организационно-техническая  среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

     Макросреда - экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства. [5, C. 739] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Российская рыночная  модель: путь реализации

     Современное социально-экономическое развитие России - это многофакторное и многоаспектное явление. Теоретический анализ позволяет выделить несколько подходов, которые в своей совокупности, с одной стороны, не искажают реальную картину происходящих событий, а с другой - предоставляют возможность вычленить ключевые элементы российских рыночных преобразований. С учетом современных теоретических достижений в этой области можно предложить следующую логику и структуру анализа.

     Необходимо, во-первых, представить общую модель рыночной экономики, которая в известном смысле выступает как идеальный вариант, не зависящий от научных парадигм и политических пристрастий. Во-вторых, раскрыть те специфические черты России, которые при любом варианте событий неизбежно оказывают свое влияние и формируют "национальный колорит" как перехода к рынку, так и самого рыночного развития. В-третьих, остановиться на реальных результатах прошедшего десятилетия, оценить ту атмосферу, в которой сегодня находятся наше общество и экономика, в политико-экономическом аспекте. В-четвертых, сформулировать теоретическую основу назревших изменений и выверить вектор преобразований в рыночных координатах.

3.1.Теоретические  контуры рыночной  модели

     Безусловно, конституирует рыночное развитие частная собственность. Исторический опыт передовых стран показал, что развитие частной инициативы и индивидуальной предприимчивости далеко продвинуло экономику и привело к эволюции собственности. Современная рыночная модель опирается на сочетание индивидуально-частной, партнерски-частной, акционерной, государственной и смешанной форм собственности. И хотя по-прежнему наиболее распространена: индивидуальная частная собственность, экономически господствующие позиции заняла акционерная собственность, она является ведущей, наиболее эффективной в условиях современных производительных сил и технологий. Это обстоятельство становится решающим при формировании институциональных основ рыночной модели, где институт собственности выступает как сочетание различных форм собственности, в свою очередь, служащих базой для различных форм предпринимательских структур - от индивидуального предприятия до партнерств, акционерных обществ, совместных и других предприятий. Таким образом, по формам собственности и по формам предпринимательства рыночная модель имеет смешанную основу, но покоится при этом на частнособственническом фундаменте.

     XX век расширил базис рыночной модели. Хотя в передовых странах малый бизнес, индивидуальные предприятия составляет около 70% от числа всех предпринимательских единиц в стране, но пальма лидерства в экономике принадлежит именно акционерный обществам, на долю которых приходится львиная доля производства ВВП и национального дохода.

     Всех  агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты. Единое рыночное пространство опирается на конкурентный механизм, который пронизывает систему рынков - рынок товаров, рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации и другие рынки. И хотя все рынки переплетены и взаимосвязаны, каждый из них имеет свои особенности функционирования. К примеру, особой автономией отличается финансовый рынок, где движение фиктивного капитала нередко приобретает самодовлеющее значение, напрямую не связанное с движением реального капитала. Эта подсистема финансового рынка особенно усилилась в связи с активным использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Поэтому несмотря на органическое единство рынков, их динамика не совпадает. Это, в частности, провоцирует кризисные явления в экономике и сохраняет циклическую форму воспроизводства и экономического роста.

     Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере - функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и прозрачность фондового рынка, и адекватная степень открытости национальной экономики, и расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - и создание правового поля в предпринимательской сфере в связи с развитием интеллектуальной собственности в условиях бурной экспансии новых средств информации и коммуникации, и многое другое. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взвалить на себя интересы всего общества.

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода. Роль государства в рыночной экономике