Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Выявить условия возникновения рынка и его функции;
Изучить структуру рынка, виды и сегменты;
Проанализировать роль государства в рыночной экономике и выявить специфику финансового рынка;
Охарактеризовать особенности и модели российской рыночной экономики.
Для условий современного этапа рыночных преобразований целесообразно не заниматься поиском основы цены в целях регулирования («стоимость», «потребительная стоимость», «общественно необходимые затраты труда», «среднеотраслевая себестоимость» и др.), а при помощи обоснованных целевых нормативов сдерживать необоснованное изменение цен на продукцию (услуги) монополистов. Действие вводимых нормативов необходимо направить на сдерживание роста отдельных затрат предприятий и размеров прибыли, полученной в основном за счет роста цен. Для этого целесообразно использовать прямые и косвенные методы государственного воздействия на ценообразование.
Все
цены в экономике следует
В первую группу целесообразно включить цены на продукцию естественных монополий, предприятий-монополистов и отдельные стратегические и социально важные товары. Данный перечень должен быть максимально ограниченным, а процесс формирования цен данной группы товаров (услуг) должен находиться под постоянным контролем государства. В настоящее время цены на данную группу товаров регулируются государством. Однако из-за использования малоэффективных методов регулирования, по-прежнему наблюдается рост цен на товары (услуги) данной группы.
Все
остальные виды цен и тарифов
целесообразно считать
Отсутствие
прямого регулирования
Необходимо отметить, что для обеих ценовых групп целесообразно оставить действующий в настоящее время единый порядок состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, одинаковые правила формирования финансовых результатов и налогообложения. Кроме того, в целях повышения устойчивости цен можно использовать ресурсные платежи (уменьшая или увеличивая их ставки в зависимости от динамики цен на внутреннем и мировых рынках и действия других факторов). При этом целесообразно максимально упрощать и сближать механизмы налогообложения как малых предприятий, так и остальных хозяйствующих субъектов. Сближение механизмов налогообложения, а также отмена налоговых и других льгот позволят повысить эффективность устанавливаемых антизатратных инструментов. Повышение значения стимулирующих налогов и платежей возможно только при ослаблении роли чисто фискальных изъятий (НДС, налог на имущество юридических лиц, налог на развитие социальной инфраструктуры и др.) Введенный с 1 января 2008 г. новый Налоговый кодекс еще не включает многих инструментов, оказывающих антиинфляционное воздействие на ценообразование.
Введение предлагаемого механизма государственного воздействия на ценообразование позволит нацелить деятельность хозяйствующих субъектов на снижение издержек производства и цен. Кроме того, все хозяйствующие субъекты будут поставлены в одинаковые конкурентные условия. Данный механизм позволяет стимулировать развитие инновационной деятельности (путем исключения отдельных расходов предприятия из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль). Кроме того, необходимо отметить, что и для 1-й, и для 2-й ценовой группы сохраняется необходимость развития и защиты конкурентных условий на соответствующих рынках. В условиях повышения устойчивости цен деятельность хозяйствующих субъектов будет направлена на рост качества выпускаемой продукции (услуг).
При разработке нормативов, механизма налогообложения и других инструментов, воздействующих на ценообразование, государству целесообразно придерживаться принципов формирования равных конкурентных условий, эквивалентного межотраслевого и межрегионального товарообмена, выравнивания условий оплаты в отраслевом и региональном разрезе, поддержания сбалансированности между уровнем потребительских цен и доходами населения, ресурсосбережения, экологической устойчивости, инновационной и социальной направленности развития экономики.
Государственное регулирование ценообразования не противоречит установленному требованию «сокращения регулирующей, функции государства», так как объектом прямого регулирования будут цены на продукцию монополистов, а также на отдельные стратегические и социально важные товары. Разработка научно обоснованного, системного подхода позволит сдерживать необоснованный рост цен на продукцию (услуги) соответствующих хозяйствующих субъектов, что станет действенным фактором обеспечения устойчивости всей системы цен. Эффективное воздействие государства на ценообразование позволит создать бизнес-среду, в которой возрастает роль цены в реализации инновационной и социальной политики, а также в достижении ресурсосбережения и экологической устойчивости производства. [8, C. 5]
Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:
1.государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;
2.банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;
3.подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.
Государство управляет обществом и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной и др.
Основу
экономической структуры
Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:
Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживают определённую группу финансовых отношений.
Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.
Территориальные
финансы выполняют ту же задачу,
что и общегосударственные, но применительно
к административно-
Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено факторами:
источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах;
объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.[10, C. 354]
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
Следует отметить, что в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.
Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.
Приватизация
призвана возродить частную
Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует "вымыванию" устаревших.
Оно способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.