Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода. Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Выявить условия возникновения рынка и его функции;
Изучить структуру рынка, виды и сегменты;
Проанализировать роль государства в рыночной экономике и выявить специфику финансового рынка;
Охарактеризовать особенности и модели российской рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

2.2. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики

     В настоящее время в мировой  экономике усиливаются процессы глобализации, которые для каждой страны могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Если в экономике созданы соответствующие условия для производства конкурентоспособной продукции, то страна в целом получает пользу от интеграционных процессов. Благоприятное влияние оказывает ситуация, когда отечественные товаропроизводители производят высококачественную продукцию с высокой долей добавленной стоимости. В этом случае повышается эффективность производства, увеличивается занятость, растут доходы государственного бюджета, рационально используются материальные и трудовые ресурсы. Если экономике в течение длительного времени не удается преодолеть сырьевую направленность производства, то это свидетельствует о том, что действующие инструменты регулирования экономики недостаточно эффективны. В этом случае общество растрачивает ограниченные природные ресурсы и при действующем механизме государственного регулирования экономики не сможет эффективно обеспечивать развитие страны.

     Достижение  высокого качества и конкурентоспособности производимых товаров - это важная стратегическая задача любого государства, решение которой зависит от действия многих факторов. Во-первых, для изготовления качественной продукции необходимо иметь высококвалифицированную рабочую силу. Во-вторых, предприятие должно иметь современное, высокопроизводительное оборудование. В-третьих, необходимо иметь опыт проникновения на рынки сбыта, на которых уже имеется определенная конкурентоспособная продукция. Кроме того, для производства качественной продукции необходимы долговременные стимулы (прибыль, дивиденды и др.). В стране должна быть создана обстановка повышенного внимания к качеству, при которой каждый участник экономических отношений должен быть нацелен на достижение высокого качества продукции на всех стадиях ее производства. Качественное отношение к труду можно воспитать в человеке только в течение многих лет. Так как сразу эту задачу решить невозможно, то многие страны на начальных этапах реформирования уделяют внимание именно достижению ценовой конкурентоспособности товара, а качество продукции повышается постепенно, в процессе развития конкуренции (например, Китай). Важность достижения ценовой конкурентоспособности объясняется еще и тем, что в современном мире многие потребители не имеют доходов, которых хватило бы для приобретения высококачественных товаров. В связи с этим в развитых странах динамика цен всегда находится в поле зрения государства.

     Во  многих странах мира правительства  оказывают воздействие как на процессы ценообразования в целом, так и на уровень цен важнейших  стратегических, базовых и социальных товаров (услуг). Основной целью государственного регулирования цен является защита отдельных секторов национальной экономики (например, сферы сельскохозяйственного производства), а также уязвимых слоев населения от необоснованного роста цен на отдельные товары, которые реализуются данным потребителям. В отдельных случаях государство заботится о поддержании цен на уровне, обеспечивающем минимальную окупаемость обоснованных затрат товаропроизводителей (сельское хозяйство). Данная мера реализуется путем установления закупочных цен, по которым государство закупает определенный объем произведенной продукции. Кроме того, многие государства заботятся о недопущении реализации товаров по демпинговым ценам, которые используются недобросовестными товаропроизводителями для подавления конкурентов. Важный аспект государственного воздействия состоит также в том, чтобы содействовать развитию высокотехнологических отечественных производств при помощи установления таможенных пошлин на импортируемую продукцию, аналогичную по своим технико-экономическим параметрам.

     В целях содействия модернизации национального производства многие правительства стараются создавать условия для снижения издержек отечественных предприятий. Это реализуется путем проведения эффективной налогово-бюджетной, таможенной, кредитной, валютной и других политик. В данном случае все звенья хозяйственного механизма нацеливаются на снижение материальных и других расходов хозяйствующих субъектов, способствуя повышению ценовой конкурентоспособности отечественной продукции. Государство создает эффективную систему регулирования экономики, содействует поддержанию баланса между спросом и предложением, потреблением и накоплением, товарной и денежной массой, монополией и конкуренцией, не нарушая при этом действие механизма рыночного саморегулирования.

     Большинство стран с рыночной экономикой в качестве общей стратегии воздействия на формирование цен используют соответствующие правила ценообразования, которые подкрепляются принятием законодательных актов. Законодательные основы регламентируют порядок и методологию формирования цен. В развитых странах методологический аспект ценообразования заключается в разработке государственными органами общих принципов и механизмов установления цен. Государство берет на себя функцию установления цен на отдельные товары и услуги, которые имеют стратегическое или социально важное значение для развития национальной экономики.

     Наряду  с прямым фиксированием и регулированием цен правительства многих развитых стран организуют мониторинг изменения цен. В этих странах сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10-30% от общего объема выпускаемой продукции. Прямое регулирование цен осуществляется в основном в сферах транспорта, связи, электроэнергетики, коммунальном хозяйстве. Косвенное регулирование ценообразования направлено на изменение конъюнктуры, на создание определенного режима финансирования, налоговых и валютных операций.

     Представляет  интерес российский опыт государственного воздействия на ценообразование, который существенно отличался на различных этапах формирования рыночной экономики. Поспешно проведенная «шоковая терапия», сопровождающаяся масштабной либерализацией цен и приватизацией государственной собственности, привела к галопирующему росту цен, падению объемов производства и занятости. До 1998 г. субъектами регулирования цен выступали различные органы государственного управления: правительство, министерства, ведомства, комитет цен и др. В этот период происходили снижение степени регулирования цен и передача данной функции территориальным органам. Регулирование цен министерствами заменялось контролем их уровня специальными федеральными службами. В 1995 г. функция регулирования цен на продукцию естественных монополий была передана специальному государственному органу. В соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен и тарифов осуществлялось в основном только на продукцию естественных монополий.

     Оценивая  результативность государственного регулирования ценообразования в России за период 1992-1998 годов, можно сказать, что их эффективность была недостаточной. Об этом свидетельствуют последствия финансово-экономического кризиса, который имел место в этой стране в августе 1998 года. По мнению российских специалистов, с самого начала либерализации цен отсутствовало четкое представление о целях и методах регулирования рыночного ценообразования. Государственное воздействие на цены имело противоречивый характер.

     С 1998 г. по настоящее время государственное  регулирование цен в России осуществляется в нижеследующих формах:

  • предоставление дотаций отдельным товаропроизводителям в целях поддержания цен на уровне более низком, чем «диктует рынок»;
  • установление предельных уровней рентабельности, дифференцированных по отраслям экономики;
  • установление фиксированных цен на отдельные товары (услуги);
  • ограничение уровня рентабельности и цен на продукцию естественных монополий, предприятий-монополистов, а также для оптовой и розничной торговли;
  • установление налоговых льгот для сельскохозяйственных предприятий, реализующих продукцию по ценам ниже рыночных;
  • установление коэффициентов роста цен в целях сдерживания их повышения;
  • установление единой номенклатуры состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, а также единого порядка определения финансовых результатов;
  • декларирование роста свободных цен.

     В России действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми хозяйствующими субъектами действующего законодательства и других нормативных документов в сфере ценообразования. Контроль соблюдения правил ценообразования во всех отраслях экономики осуществляется Инспекцией по ценам Департамента Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Реализация данных мер благоприятно отразилась на развитии экономики России за последние годы. В то же время, в настоящее время сохраняется ситуация нестабильности цен даже в тех отраслях, в которых используются преимущественно отечественные ресурсы (нефть, хлеб, коммунальные услуги и др.). По-прежнему остро стоит проблема цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, что сдерживает развитие экономики.

     Опыт  США также свидетельствует о наличии разных подходов к ценообразованию. В начале 70-х годов прошлого века в экономике этой страны широко использовался метод прямого государственного контроля над ценами. По инициативе президента США Р. Никсона даже были «заморожены» цены на многие товары, а также был зафиксирован сложившийся уровень заработной платы. В 1974 г. администрация президента Д. Форда отказалась от данного метода воздействия на цены, однако, в 1974-1981 годах вновь были зафиксированы цены на энергоносители (нефть, нефтепродукты и природный газ). В январе 1981 г. президент Р. Рейган отменил государственный контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. С этого момента и до настоящего времени государство ограничивает государственное финансирование экономики и не использует механизм прямого регулирования цен. Акцент делается на использование рыночных инструментов и методов косвенного регулирования. Среди них используются такие инструменты, как регулирование учетной ставки, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки, налоговая политика. Методы прямого регулирования цен используются только на монопольных рынках, подпадающих под действие антитрестовского законодательства (тарифы на электроэнергию, коммуникационные услуги). В экономике США государством регулируется от 5 до 10% всех цен.

     В целях поддержки производства зерновых культур правительство США осуществляет государственные закупки зерна  по контролируемым ценам. Это происходит в случаях падения рыночных цен на зерно. Фермеры всегда могут реализовать урожай государству по фиксированной цене, расплачиваясь за предоставленный заем и получая прибыль. Данный механизм также используется для товаропроизводителей молочной промышленности. Правительство США в течение длительного периода (с 1914 г.) стремится поддерживать эквивалентное соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товары, которые предназначены для фермерских хозяйств.

     Правительство США оказывает влияние на цены посредством установления стандартов, экономических требований, процентных ставок за предоставляемые кредитные ресурсы. Основными органами, которые оказывают воздействие на ценообразование в США, являются Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия. В этой стране за установление чрезмерно высоких цен предусмотрена уголовная ответственность.

     В государствах Европейского союза контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию осуществляется специальными наднациональными органами. Рекомендации о размерах минимальных и максимальных цен разрабатываются комиссией ЕС, а решения принимаются Советом министров ЕС. При этом контролем по разным странам ЕС охвачено от 88 до 97% цен данного сектора экономики (сельскохозяйственная продукция, крупный рогатый скот, молоко, сахар-рафинад и другая продукция).

     Контроль  за ценообразованием на уголь, сталь  и прокат проводится в рамках Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Данный орган осуществляет прямое регулирование объемов производства и проводит мероприятия, направленные на поддержание цен на продукцию черной металлургии на определенном уровне. Это осуществляется путем установления твердых минимальных базисных цен с учетом установленного объема и качества выпускаемой продукции. Установленные цены публикуются в прейскурантах ведущих компаний, в которых отражаются скидки и надбавки к базисной цене. Фактические цены устанавливаются предприятиями на основе прейскурантных цен с возможным изменением не более 5%. Всего в рамках Европейского союза на наднациональном уровне устанавливается до 15% цен. Опубликованная в СМИ информация о динамике цен используется для регулирования размеров оплаты труда.

     Во  Франции на протяжении десятилетий  государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма». Государство широко использовало механизм «контракты стабильности», «контракты против повышения цен», «программные контракты», в условиях которых государственные органы заключали с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие виды продукции. Использование данного механизма позволяло долгое время поддерживать стабильность общего уровня цен, обеспечивать высокую конкурентоспособность отечественной продукции на внутренних и мировых рынках. В настоящее время государством регулируется примерно 20% цен, а остальные 80% формируются в условиях свободного рыночного ценообразования. При этом регулированием цен занимаются Министерство экономики, финансов и бюджета, а также Департамент по конкуренции, в составе которого созданы отделы ценовой конкуренции. Контролеры данной организации имеют право составлять акты о нарушении правил ценообразования с последующей передачей их в финансовый трибунал.

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода. Роль государства в рыночной экономике