Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода. Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Выявить условия возникновения рынка и его функции;
Изучить структуру рынка, виды и сегменты;
Проанализировать роль государства в рыночной экономике и выявить специфику финансового рынка;
Охарактеризовать особенности и модели российской рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

Рынки интеллектуального  продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движение трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет  собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические:

  • по регионам — Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;
  • по административному делению — республика, край, область, район, город;
  • по плотности населения — город, пригород, сельская местность;
  • по климатическим условиям — умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

  • группировка населения по возрасту;
  • по полу; ,
  • размеру семьи;
  • по уровню дохода;
  • по профессиональному составу — научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;
  • по уровню образования; по религиозной принадлежности;
  • по национальному составу.

3. Психографические:

  • группировка населения по социальному составу — с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
  • по стилю жизни — богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
  • по личным качествам — амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

  • приобретение товаров носит случайный характер;
  • поиск выгод при покупке товаров — изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;
  • статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте — нужен постоянно, нужен время от времени;

эмоциональное отношение к продукции — положительное, безразличное, негативное. [11, C 99]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

2. Рынок и государство.

     2.1.Становление отечественной рыночной экономики и проблема долгосрочного планирования.

     Почти двадцатилетний опыт общественных преобразований в нашей стране свидетельствует, что уже состоялся и стал необратимым принципиальный выбор рыночного механизма как базового элемента функционирования экономики России на всю обозримую долгосрочную перспективу. Следует вместе с тем иметь в виду, что в наиболее развитых странах мира сформировалась сложная система организации экономической жизни общества, в которую органически включены механизмы саморегулирования и систематической государственной активности. В сущности, речь здесь идет о взаимодополняемости, а отнюдь не об иерархии того и другого.

     Современная система организации экономической  жизни включает множество функций, круг которых расширяется. Зачастую эти функции привязаны к потребностям текущего момента, куда, например, входят ограничение монопольных тенденций, забота о макроэкономической стабилизации, реагирование на обостряющиеся социальные конфликты и т.п. Тем не менее, все более актуальной становится потребность в целенаправленном «формировании будущего» на основе комплексного решения ресурсных, технико-технологических, социальных и экологических проблем, предстоящее обострение которых нетрудно предвидеть.

     Именно  этим обстоятельством объясняется  возрастающее значение среднесрочного и долгосрочного планирования экономики.

     Рассматривая  практику нашей достаточно хаотичной  трансформации нужно признать, что  среднесрочное и долгосрочное планирование развития российской экономики - сложная задача, которая чаще всего рассматривается сегодня как невыполнимая. Сказываются зависимость страны от мало предсказуемой конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, низкая готовность отечественного бизнеса к масштабному инвестированию, концентрация внимания бюрократии на переделе собственности в ущерб стратегическим задачам развития, обосновывавшаяся весьма странными мотивами неготовность государства инвестировать накопленные финансовые ресурсы в экономику (неготовность, которую, кажется, государство сейчас настроено изживать) и многое другое. Но все это не делает задачу осознанного строительства будущего российской экономики менее важной и актуальной.

     Необходимые в современном мире и рассматриваемые  в единстве долгосрочное прогнозирование социально-экономической динамики и проектирование активного государственного воздействия на рыночную среду с целью достижения желаемого результата правомерно трактовать как долгосрочное рыночно-ориентированное индикативное планирование, которое представляет собой наиболее рациональный, а часто и единственно возможный способ обеспечения желаемого обществом развития экономики. Совершенно очевидно, что методика и механизмы такого планирования не имеют ничего общего с социалистическим директивным планированием, в сущности, представлявшим собой насилие над живой экономической жизнью. Применение термина «рыночно-ориентированное планирование» вполне оправдано и даже необходимо в настоящее время для того, чтобы четко отличать современное планирование от директивного, а, стало быть, и антирыночного. Даже такой метод воздействия на экономику, как государственный заказ, принципиально отличается от прежних государственных плановых заданий. Во-первых, государство не просто финансирует в той или иной форме развитие определенного производства, а делает это на конкурентной основе, определяя по рыночным критериям достойного партнера в сфере бизнеса. Во-вторых, потенциальные партнеры вправе определять желательность получения государственного заказа, рассматривая степень его коммерческой привлекательности, как бы оценивая тем самым «конкурентоспособность» государства на рынке получателей своей продукции.

     Макроэкономическое планирование в рыночной экономике, свободное от директивного давления на хозяйствующих субъектов, может носить лишь индикативный характер. Речь идет об определении государством ориентиров экономического развития, то есть показателей, которые государство считает нужным и возможным достичь к определенному сроку. Успешность продвижения к таким целям является индикатором эффективности экономической политики государства, как и сориентированности  хозяйствующих субъектов на общественные потребности, формируемые государством. Индикативный план - это прежде всего инструмент реализации интересов общества как такового.

     Пример  таких стран, как Франция, Япония, Индия, новых индустриальных стран Восточной Азии Тайваня, Малайзии, Сингапура и других красноречиво свидетельствует об эффективности применения индикативного планирования, особенно в периоды кардинальных экономических и социальных преобразований.

     Здесь важно подчеркнуть, что индикативное планирование должно подкрепляться  государственным стимулированием  соответствующего поведения хозяйствующих субъектов разнообразными мерами финансовой, денежно-кредитной и внешнеэкономической политики. Причем все эти меры должны носить как поощрительный, так и запретительный характер, создавая условия хозяйствования, которые ориентируют деятельность предприятий в нужном для общества направлении.

     Наконец, следует иметь в виду, что доминирующую роль в обеспечении желаемого развития экономики должно играть не только планирование глобальных макроэкономических показателей, но и программирование, понимаемое как разработка задач решения конкретных экономических и социальных проблем общегосударственного, отраслевого, регионального и местного масштабов, а также выработки путей и методов их решения.

     При этом программирование в области  экономического и социального развития, а также институционального реформирования должно осуществляться в русле принятой стратегии общенационального развития.

     Общий успех общенационального государственного программирования может быть обеспечен лишь при эффективной  скоординированности принимаемых программ. Пока же реализуемые или подготовленные к реализации федеральные программы, основными исполнителями которых выступают отдельные министерства (ведомства), не скоординированы друг с другом. Речь идет прежде всего о программах развития оборонно-промышленного комплекса, крупномасштабных инфраструктурных проектах, мерах по стимулированию эффективного роста станкостроения, авиационной и судостроительной промышленности и др. Попытки автономного, к тому же детерминированного узковедомственными интересами решения задач модернизации производства несовместимы с императивом комплексной постиндустриальной трансформации отечественной экономики и успешного использования ее конкурентных преимуществ в глобальной экономике XXI века.

     Исходя из зарубежного опыта, считается целесообразным создание специального органа, непосредственно координирующего работу по подготовке общенационального индикативного плана и национальных программ. В Японии и Франции эти функции выполняют соответственно Агентство по планированию и Комиссариат по планированию. Деятельность такого рода органа осуществляется непосредственно при участии правительства, его советников и представителей ведомств (министерств), прежде всего в плане определения стратегических экономических целей и постановки связанных с этим политических задач.

     Представляется, что в сегодняшней России процесс  индикативного планирования и программирования должен протекать при активном участии влиятельных общественных сил, интересы которых представляют Общественная палата при президенте РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, региональные экономические союзы, ведущие профсоюзные объединения, ассоциации российских городов, союзы общественного самоуправления и др. Как показывает международный опыт, необходимо широко использовать общественную экспертизу, регулярно осуществляемую как силами ведущих специалистов, особенно научных учреждений, так и широкой общественности (через СМИ). Только в ходе демократического обсуждения индикативного плана и соответствующих программ окажется возможным достижение общественного консенсуса в отношении задач экономической и социальной политики. Здесь особенно важно обеспечить их взаимоувязку, от чего во многом будет зависеть успешное национальное развитие.

     Наряду  с общенациональным планированием  и программированием огромное значение для развития экономики приобретает фирменное планирование. Минуло то время, когда перед российскими предпринимателями стояла исключительно проблема выживания вследствие длительного производственного спада и разрушительной галопирующей инфляции. В таких условиях подавляющая часть отечественных предприятий, по существу, избегала инвестировать капитал в будущее развитие и, тем более, не занималась серьезными инновациями.

     Сегодня ситуация в предпринимательской сфере кардинально изменилась. Перед предпринимателями любой формы собственности стоит задача долгосрочного развития во всех его важнейших ипостасях: технологическом, производственно-управленческом, маркетинговом, финансовом. А это достигается главным образом посредством долгосрочного стратегического менеджмента с использованием всей совокупности его инструментов.

       Эффективное бизнес-управление в рамках современного рынка предполагает предвидение значимых перемен в структуре ожидаемого спроса, сдвигов в ресурсной базе, изменений технологий и организационных структур. К тому же здесь приходится учитывать многообразные факторы риска - от сугубо локальных до макроэкономических. Настало время, когда перед руководством фирм, особенно крупных корпораций, стоит задача разработки долговременных стратегических решений. Многие корпорации уже создали мощные аналитические центры, позволяющие проектировать возможные варианты долгосрочных акций фирмы, также определять задачи и способы их решения.

     Примерами долгосрочного фирменного планирования являются выполняемые программы реструктуризации ряда крупных отечественных компаний, преследующих цель кардинального повышения их конкурентоспособности и усиления позиций на внутренних и внешних рынках. Есть все основания ожидать, что в ближайшее время практика планирования процесса реструктуризации распространится на многие предприятия российского бизнеса. Особенно значимым станет применение процедур планирования процессов в ходе осуществления предполагаемых инвестиционных проектов в промышленности, в отраслях магистральной инфраструктуры и в сфере высоких технологий.

     Вместе  с тем приходится констатировать, что в отличие от корпораций у российского государства нет адекватных его функциям и задачам аналитических учреждений и учреждений, способных разрабатывать эффективные стратегии долгосрочного экономического развития. [2, C. 108]/

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода. Роль государства в рыночной экономике