Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода. Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Выявить условия возникновения рынка и его функции;
Изучить структуру рынка, виды и сегменты;
Проанализировать роль государства в рыночной экономике и выявить специфику финансового рынка;
Охарактеризовать особенности и модели российской рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

     По  общественному разделению труда:

     1. Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

     2. Региональный рынок

     3. Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;

     4. Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

     По  уровню насыщения:

     1. Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;

     2. Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;

     3. Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

     По  степени зрелости:

     1. Неразвитый рынок;

     2. Развитый рынок;

     3. Формирующийся рынок;

     По  степени ограниченности конкуренции:

     1. Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции не-зависимых товаропроизводителей;

     2. Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

     3. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

     По  соответствию действующему законодательству:

     1. Легальный рынок (открытый, узаконенный);

     2. Нелегальный рынок («черный» и теневой) - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин). [ 4, C. 258].

1.2. Функции рынка

     Современный высокоразвитый рынок выполняет  шесть основных взаимосвязанных  функций:

       1. Регулирующая функция - самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

     Важную  роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

     2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно - технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

     3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

     4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

     5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

     6. Последняя, оздоравливающая функция как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. [5,  C. 488].

1.3.Структура,  виды, сегментация  рынков

     Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

  • формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
  • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
  • особенностями сферы товарного обращения;
  • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
  • видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему,  которая приобретает специфические черты.

     Достаточно отметить, что в 90-м году в стране действовало более 40 тыс. государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн (именований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условиях такого многообразия предприятий(фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществляться лишь через рыночные методы хозяйствования. По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

По  экономическому назначению объектов рыночных отношений:

  • рынки благ и услуг;
  • рынки средств производства;
  • рынки научно-технических разработок;
  • рынки ценных бумаг;
  • рынки рабочей силы.

Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

  • рынки товаров производственного назначения;
  • товаров народного потребления; продовольственных товаров;
  • рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья  формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой 
рынки:

  • внутрирегиональные;
  • межрегиональные;
  • республиканские;
  • межреспубликанские;
  • международные (мировые).

Формирование  таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

4. По степени ограничения конкуренции различают:

  • монопольный;
  • олигопольный;
  • межотраслевые рынки.

5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

  • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступи ют предприятия и организации;
  • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
  • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

Оптовая торговля существует в двух видах.

Первый  вид установление прямых  связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка.

Второй  вид оптовой торговли—коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляются сотнями и тысячами предприятий и организаций.

Переход к оптовой торговле возможен при  определенных экономических и социальных предпосылках:

  • обоснованной системе цен, учитывающей соотношение спроса и предложения;
  • создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6. С  учетом соблюдения законности  в экономике рынки делятся  на:

  • легальные, официальные;
  • нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

  • товаров потребительского назначения — продовольственные и непродовольственные товары;
  • рынки услуг — бытовые, транспортные, коммунальные;
  • рынки жилья и зданий непроизводственного      назначения.

Рынки факторов производства. В их состав  входят:

  • рынки недвижимости;
  • орудий труда;
  • сырья и материалов;
  • энергетических ресурсов;
  • полезных  ископаемых

Финансовые  рынки-Это:

  • рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;
  • кредитные рынки;
  • рынки цепных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
  • валютно-денежные рынки.

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода. Роль государства в рыночной экономике