Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является изучение рыночной экономики, а так же роль государства в ней.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Выявить условия возникновения рынка и его функции;
Изучить структуру рынка, виды и сегменты;
Проанализировать роль государства в рыночной экономике и выявить специфику финансового рынка;
Охарактеризовать особенности и модели российской рыночной экономики.
В Швеции контроль за процессами ценообразования осуществляется Государственным управлением цен и конкуренции, которое входит в состав Министерства гражданской администрации. В стране принят закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции. В соответствии с законодательством государство имеет право осуществлять прямое воздействие на цены в случае войны или опасности ее возникновения, а также при угрозе существенного роста цен. Государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен. Воздействие на ценообразование в этой стране также осуществляется методом установления государственной монополии (винно-водочные изделия, почта, аптечная торговля), осуществления государственных мероприятий и других механизмов. Ежегодно в процессе переговоров между правительством, объединением крестьян и представителей потребителей устанавливается общий уровень цен на продовольственные товары. Важным источником ресурсов для субсидирования сельскохозяйственного производства являются таможенные сборы на импортируемое сырье.
Особая сфера ценообразования в Швеции - формирование цен на жилье. В целях реализации социальной политики государство выдает населению страны субсидии и займы для приобретения жилья. Кроме того, с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, государством в соглашениях длительного характера ежегодно проводится индексация доходов населения. В целях сдерживания инфляции государство использует механизм, предусматривающий ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право возмещать через цены производимой продукции (в 1985 г. данный норматив устанавливался от 40 до 65% в зависимости от сферы деятельности), что влияет на возможности увеличения заработной платы.
В Норвегии внутренние цены формируются на основе мировых цен. При этом государство устанавливает максимальные и минимальные уровни цен, регулирует порядок исчисления цен, скидок и надбавок, предельные уровни прибыльности (мясо, молоко, маргарин, цемент, лекарства, строительные материалы, удобрения). Регулирование и контроль цен в этой стране осуществляется Национальным советом по ценам и Государственной инспекцией по ценам, комитетами по ценам местных органов.
В Японии в целях воздействия на процессы ценообразования с 1973 г. действует бюро цен Управления экономического планирования. Данный государственный орган осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства, исследованием динамики спроса и предложения. Парламентом страны утверждаются цены на рис и пшеницу, Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства регулируются цены на мясо и молочные продукты, Министерством транспорта - тарифы на железнодорожные перевозки, Агентством природных ресурсов и энергии - тарифы на воду, теплоснабжение, электроэнергию и газ. Кроме того, государством регулируются цены на образовательные услуги и медицинское обслуживание. В целом в стране регулируется около 20% всех потребительских цен. Законодательной основой для государственного регулирования ценообразования в Японии являются антимонопольный закон, закон о регулировании рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукцию животноводства. В соответствии с законодательством в стране запрещено устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены, которые могут негативно влиять на рынки соответствующих товаров.
Регулирующее воздействие на экономику оказывает не только государство, но и частные компании и корпорации. Регулирование цен и экономики в целом осуществляется как на макроуровне (субъект - государство), так и на микроуровне (субъект - частные фирмы). В зависимости от правил, устанавливаемых государством, во многом формируется экономическая стратегия производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц. Государство в процессе регулирования использует различные правовые формы воздействия, включая госбюджет, систему государственного кредитования, а также потенциал государственного сектора экономики. Используя соответствующие административные и экономические инструменты, правительства многих стран воздействуют на производственно-хозяйственную деятельность предприятий, нацеливая их на эффективное использование ресурсов, решение социальных проблем, защиту экологии.
Таким образом, опыт развитых стран убедительно показывает, что государство никогда полностью не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эту проблему как рыночными, так и административными методами. Государство активно воздействует на процессы ценообразования, а в необходимых случаях регулирует или фиксирует уровень цен на отдельные товары. Виды этих товаров и механизмы регулирования в каждой стране имеют свои особенности. Государственное регулирование ценообразования является усилием государства при помощи использования правовых, административных, бюджетно-налоговых и других мер воздействовать на систему цен таким образом, чтобы сгладить последствия внешних «шоков» (в том числе - ценовых), поддержать отечественных товаропроизводителей и население. В зависимости от конкретной ситуации в экономике механизм регулирования ценообразования может иметь антиинфляционный или антикризисный характер. В развитых странах конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдельного товаропроизводителя или посредника произвольное существенное повышение цен. В этих странах практически нет свободного ценообразования, но есть конкурентное ценообразование, дополненное эффективным государственным регулированием цен на продукцию естественных монополий и предприятии монополистов, а также на некоторые базовые и социально важные товары (услуги).
Мировой опыт показывает, что ценообразование представляет собой систему факторов и механизмов, воздействующих на процесс формирования цен. Основное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит на рынке под воздействием спроса и предложения, где их уровни проходят проверку на полезность произведенного товара для потребителя. Содержание методов воздействия на ценообразование зависит от уровня конкуренции на внутренних и внешних рынках, а также от приоритетов экономической политики государства на соответствующем этапе развития. При этом система рыночного ценообразования должна не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен, что будет способствовать достижению установленных приоритетов развития.
Формирование в Узбекистане рыночной экономики обуславливает усиление значения ценообразования в создании стимулов устойчивого развития экономики. Реализуемая в Узбекистане за годы независимости «узбекская модель» формирования рыночной экономики исходит из пяти принципов строительства нового государства и общества, в числе которых ведущая роль государства в проводимых преобразованиях. В связи с этим государство имеет возможность воздействовать на ценообразование в целях достижения поставленных приоритетов развития. На каждом этапе рыночных реформ методы государственного воздействия могут иметь определенные отличия.
Экономика Узбекистана имеет резервы для дальнейшего развития, связанные с повышением уровня загрузки производственных мощностей, снижением дебиторской и кредиторской задолженностей хозяйствующих субъектов, расширением платежеспособного спроса. Во многом наличие этих проблем связано с еще недостаточно высокой эффективностью государственного воздействия на процессы ценообразования.
В странах с развитой рыночной экономикой цены на товары формируется под воздействием спроса и предложения, а также с учетом установленных государством правил ценообразования. В конечном счете, цена является как критерием эффективности производства, так и «сигналом» товаропроизводителям, инвесторам к правильному выбору сфер деятельности и приложения капитала. Цена является источником для возмещения обоснованных затрат, выплаты заработной платы, получения прибыли, оплаты налогов и платежей.
Однако в условиях недостаточной конкуренции уровень рыночных Цен нередко существенно отклоняется от обоснованных издержек производства. Если в конкурентной экономике рост цен приводит к увеличению инвестиций в соответствующие сферы экономики, то при монопольной экономике этого не происходит. Монополист сдерживает процесс модернизации, расточительно использует материальные и трудовые ресурсы. В связи с этим в Узбекистане процесс либерализации цен имел свои особенности. Учитывая, что как в начале рыночных преобразований, так и в настоящее время уровень монополизации рынков в экономике страны остается по-прежнему высоким, это требует эффективного государственного воздействия на соответствующие сферы деятельности.
Однако в научной среде широко распространено мнение, что в условиях рыночной экономики цена товара должна формироваться только на основе действия закона спроса и предложения, т.е. в зависимости от действия рыночных факторов. Действительно, цена реализации товара, в конечном счете, определяется состоянием спроса и предложения. В то же время, цена производства товара определяется действием производственных факторов. Уровень цен реализации и цен производства во многом зависит от правил учета затрат, а также формирования финансовых результатов, и от влияния действующего порядка налогообложения.
При любых принятых к практическому использованию научных теориях («монетаризм», «кейнсианство» и др.), на базе которых разрабатываются соответствующие механизмы, государство в любом случае оказывает воздействие на процесс ценообразования. Нередко государство на определенных этапах развития вынуждено использовать даже методы прямого регулирования (фиксирования) уровня рентабельности и цены товара, чтобы сохранить устойчивость экономики или поддержать определенную часть потребителей соответствующей продукции. После прохождения «проблемного» этапа развития, в процессе реализации определенных механизмов, государство постепенно ослабляет или отменяет данные ограничения. Если государство «забывает» о механизме ценообразования и ориентируется в основном только на использование «классических» методов (регулирование денежной массы, учетной ставки, уровня налогообложения, бюджетных расходов и др.), то в экономике появляются проблемы неплатежей, ценовых и других искажений. Это может проявиться в товарообмене между продукцией сельского хозяйства и промышленности, уровнем потребительских цен и оплаты труда занятых работников, а также в неравномерной динамике индекса оптовых и потребительских цен. Анализ показывает, что за период 2001-2005 гг. индекс оптовых цен производителей промышленной продукции в Узбекистане составил 445,0%, потребительских цен - 193,8%. По итогам 2006 г. и 2007 г. данная тенденция существенно не изменилась. Рост оптовых цен постоянно оказывает негативное влияние на цены потребительского рынка.
Главная
причина высокого роста цен на
продукцию производственно-
монополистов. Это приводит к обострению
проблемы неплатежей, формированию низкой
рентабельности сельскохозяйственного
производства,
недостаточной платежеспособности населения
в приобретении потребительских товаров.
Во многом из-за проблем ценообразования
возникают финансовые трудности у многих
отечественных предприятий сельскохозяйственного
машиностроения. В декабре 2007 г. в соответствии
с постановлением Президента Республики
Узбекистан принято предложение акционеров
ХК «Узсельхозмашхолдинг», входящих в
ее состав предприятий и ряда министерств
республики, - ликвидировать эту компанию.
В
настоящее время разрабатываются предложения,
которые направлены на
обеспечение рациональной концентрации
производства сельскохозяйственной техники,
содействие реализации иностранным инвесторам
недвижимого имущества реорганизуемых
предприятий и размещение на высвобождающихся
площадях производств с инвестиционными
обязательствами по использованию современного
оборудования. Однако без формирования
эффективных правил ценообразования повысить
конкурентоспособность отрасли будет
сложно.
В условиях постоянного роста цен многие виды отечественной продукции могут потерять свою конкурентоспособность не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В целях поддержки деятельности национальных товаропроизводителей государству приходится использовать механизм налоговых и других льгот, что создает неравные экономические условия и приводит к другим негативным последствиям. В этих условиях использование монетарных мер в некоторой степени сдерживает инфляцию на рынке потребительских товаров, но оптовые цены промышленности, как правило, продолжают расти (особенно на сырье, топливно-энергетические ресурсы, металлургическую продукцию). В результате развития данной тенденции постепенно снижается прибыльность отраслей с высокой долей добавленной стоимости, у которых сокращается выпуск продукции, увеличивается уровень износа основных фондов.
Практика показывает, что действующие в настоящее время методы государственного регулирования ценообразования на продукцию естественных монополий, предприятий-монополистов и других хозяйствующих субъектов эффективны, как правило, только в краткосрочной перспективе. Через короткое время монополисты вновь повышают цены и тарифы на свою продукцию, ссылаясь на удорожание приобретаемых ими ресурсов, индексацию оплаты труда, девальвацию курса национальной валюты и действие других факторов. Изменить данную тенденцию, видимо, можно при помощи введения эффективного механизма государственного воздействия на процессы ценообразования, разработанного на основе единого, системного, нормативного подхода.
В условиях рыночной экономики необходимо создать бизнес-среду, в которой все хозяйствующие субъекты, по возможности, будут поставлены в одинаковые экономические условия. Другими словами, размеры издержек производства и прибыль предприятий должны зависеть в основном от эффективности их производственно-хозяйственной деятельности, а не от влияния природных, географических и других факторов. При этом целесообразно сразу отказаться от возможности предоставления налоговых и других льгот как для отдельного предприятия, так и для групп хозяйствующих субъектов или сфер деятельности. Это должно касаться и предприятий с иностранными инвестициями, и предприятий-экспортеров, производителей потребительской продукции и других товаров. Единственным исключением для освобождения от выплаты налогов могут быть случаи, когда физическое или юридическое лицо осуществляет свою деятельность в некоммерческих целях. Предоставление льгот сокращает поступление средств в государственный бюджет и нарушает базовое требование рыночной экономики - создание одинаковых конкурентных условий.