Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть доход фирмы;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
- изучить экономическое обоснование доходов;
- определить способы планирования прибыли и пути повышения доходности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие прибыли, ее экономическая сущность
1.1 Виды прибыли
1.2 Функции прибыли
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли
1.4 Показатели рентабельности фирмы
Доход предприятия, как экономическая категория
2.1 Классификация доходов предприятия
2.2 Этапы планирования доходов предприятия
Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 132.49 Кб (Скачать)

Термин  рентабельность ведет свое происхождение  от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. 

Показатели  рентабельности используют для сравнительной  оценки эффективности работы отдельных  предприятий и отраслей, выпускающих  разные объемы и виды продукции. Эти  показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность  продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

где     Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность  производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных  и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов): 

где     П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Этот  показатель характеризует эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой  величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью  рентабельности продукции оценивают  эффективность производства отдельных  видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем  эффективности работы предприятия (отрасли) в целом. 

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости  продукции, улучшение использования  производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия. 
 
 
 

  1. Доход предприятия, как экономическая категория

Одной из центральных или опорных категорий  системы хозяйствования рыночного  типа выступает доход предпринимательской  фирмы. Безусловно, у работодателя и  работополучателя есть собственные  экономические интересы, которые  реализуются в особых формах: прибыль, процент и дивиденд на капитал, зарплата и т.д. Но первичное присвоение отражает, прежде всего, доход или денежная выручка от хозяйственных действий предпринимательской фирмы.

Доход - итог хозяйственной деятельности, основа социально-экономического благосостояния хозяйствующего субъекта. Доход - есть денежный эквивалент произведенной  и реализованной продукции, первичная  форма реализации собственности, экономической  ответственности предпринимателя  перед «экономической средой». Понятно - с учетом конечного результата, получившего общественное признание, через механизм рыночного спроса и предложения. Как раз доход  отражает экономическую результативность предпринимательства, выражает отношения  хозяйственного риска, материальную и  экономическую ответственность  предпринимателя за рациональное использование  всех факторов производства. Отношения  дохода выражают сложную структуру  взаимосвязей по вертикали (предприниматель-государство) и горизонтали, в свою очередь  предполагают наличие субординированной  системы категорий: валовой, чистый, предпринимательский доход и  т.п.

Доходами  организации, согласно бухгалтерскому учету, считается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящего к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).  

2.1 Классификация  доходов предприятия

Доходы  подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления (доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности). К прочим поступлениям относятся:

•   операционные доходы;

•   внереализационные доходы;

•   чрезвычайные доходы.

Доходами  от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции  и товаров, поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием  услуг.

К операционным доходам относятся:

  • плата за временное пользование (временное владение и пользование) активами предприятия;
  • плата за права на патенты на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
  • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
  • прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке.
 

Внереализационные доходы — это:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • курсовые разницы;
  • сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
  • прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость  материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию  активов, и т.п.

В зависимости  от направлений деятельности предприятия, основной (обычной), инвестиционной и  финансовой, доходы бывают следующие:

1. Доход  от основной деятельности —  это выручка от реализации  продукции (выполненных работ,  оказанных услуг).

2. Доход  от инвестиционной деятельности  — финансовый результат от  продажи внеоборотных активов,  реализации ценных бумаг.

3. Доход от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия. 
 

2.2 Этапы планирования доходов предприятия 

1. Определение  целей и задач планирования.

    1. Основная цель планирования – оптимизация размера и структуры доходов в соответствии с условиями работы предприятия.
    2. Задачи планирования:

    а) максимизация доходов;

       б) экономическое обоснование размера  доходов от обычной деятельности;

    в) расчёт прочих поступлений.

2. Изучение  экономических предпосылок планирования  доходов.

    2.1. Изучение  законодательных нормативных документов.

       2.2. Анализ результатов деятельности  торгового предприятия за ряд  предшествующих лет.

    2.3. Анализ  доходов предприятия за ряд  лет.

    2.4. План  товарооборота по общему объёму, составу и структуре.

    2.5. План  издержек обращения предприятия.

       2.6. Оценка выбранной стратегии и  тактики деятельности предприятия.

    2.7. Оценка  возможностей предприятия.

3. Выбор  методов планирования.

    3.1. Количественные  методы:

    а) экономико-статистический метод;

    б) расчётно-аналитический  метод;

    в) метод  технико-экономических расчётов;

    г) экономико-математический метод;

    д) метод  получения целевой прибыли.

    3.2. Качественные  методы:

    а) экспертных оценок;

    б) структурное  планирование.

4. Расчёт  объёма дохода различными методами  планирования.

    4.1. Расчёт  доходов от основной деятельности.

    4.2. Расчёт  прочих видов доходов.

5. Выбор  проекта планов доходов.

    5.1. Экономическая  оценка разработанных планов  доходов.

       5.2. Выбор проекта плана доходов,  исходя из целей и задач  работы предприятия и возможности  предприятия.

6. Разработка  плана мероприятий по достижению  запланированной величины доходов.

    6.1. Составление  плана мероприятий с разбивкой  во временном аспекте и указанием  конкретных исполнителей.

    6.2. Осуществление  контроля выполнения плана мероприятий. 

 

  1. Планирование  прибыли и пути повышения доходности предприятия

Основными методами планирования прибыли являются метод прямого счета, аналитический  метод и метод совмещенного расчета. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах, за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле

П=(О× Ц) - (О× С),

где Ообъем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ццена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птц) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп – Стп,

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции)» [10, c. 411] .

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. «При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

  1. определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  2. исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
  3. учет влияния на плановую прибыль различных факторов (снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т. д.)

    Кроме изложенных способов планирования прибыли (метода прямого счета и аналитического метода) существует так называемый метод совмещенного расчета. «В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Информация о работе Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия