Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть доход фирмы;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
- изучить экономическое обоснование доходов;
- определить способы планирования прибыли и пути повышения доходности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие прибыли, ее экономическая сущность
1.1 Виды прибыли
1.2 Функции прибыли
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли
1.4 Показатели рентабельности фирмы
Доход предприятия, как экономическая категория
2.1 Классификация доходов предприятия
2.2 Этапы планирования доходов предприятия
Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин рентабельность ведет свое происхождение от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.
Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):
где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
Этот
показатель характеризует эффективность
производственно-хозяйственной
С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.
Повышению
уровня рентабельности способствуют увеличение
массы прибыли, снижение себестоимости
продукции, улучшение использования
производственных фондов. Показатели
рентабельности используют при оценке
финансового состояния
Одной
из центральных или опорных
Доход
- итог хозяйственной деятельности,
основа социально-экономического благосостояния
хозяйствующего субъекта. Доход - есть
денежный эквивалент произведенной
и реализованной продукции, первичная
форма реализации собственности, экономической
ответственности
Доходами
организации, согласно бухгалтерскому
учету, считается увеличение экономических
выгод в результате поступления активов
(денежных средств, иного имущества) и
(или) погашения обязательств, приводящего
к увеличению капитала этой организации,
за исключением вкладов участников (собственников
имущества).
2.1 Классификация доходов предприятия
Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления (доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности). К прочим поступлениям относятся:
• операционные доходы;
• внереализационные доходы;
• чрезвычайные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
К операционным доходам относятся:
Внереализационные доходы — это:
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
В зависимости от направлений деятельности предприятия, основной (обычной), инвестиционной и финансовой, доходы бывают следующие:
1. Доход от основной деятельности — это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
2. Доход
от инвестиционной
3. Доход
от финансовой деятельности включает
в себя результат от размещения среди
инвесторов облигаций и акций предприятия.
2.2 Этапы
планирования доходов предприятия
1. Определение целей и задач планирования.
а) максимизация доходов;
б)
экономическое обоснование
в) расчёт прочих поступлений.
2. Изучение
экономических предпосылок
2.1. Изучение
законодательных нормативных
2.2.
Анализ результатов
2.3. Анализ доходов предприятия за ряд лет.
2.4. План
товарооборота по общему
2.5. План
издержек обращения
2.6.
Оценка выбранной стратегии и
тактики деятельности
2.7. Оценка возможностей предприятия.
3. Выбор методов планирования.
3.1. Количественные методы:
а) экономико-статистический метод;
б) расчётно-аналитический метод;
в) метод
технико-экономических
г) экономико-математический метод;
д) метод получения целевой прибыли.
3.2. Качественные методы:
а) экспертных оценок;
б) структурное планирование.
4. Расчёт
объёма дохода различными
4.1. Расчёт
доходов от основной
4.2. Расчёт прочих видов доходов.
5. Выбор проекта планов доходов.
5.1. Экономическая оценка разработанных планов доходов.
5.2.
Выбор проекта плана доходов,
исходя из целей и задач
работы предприятия и
6. Разработка
плана мероприятий по
6.1. Составление
плана мероприятий с разбивкой
во временном аспекте и
6.2. Осуществление
контроля выполнения плана
Основными методами планирования прибыли являются метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах, за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле
П=(О× Ц) - (О× С),
где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (Птц) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп – Стп,
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции)» [10, c. 411] .
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. «При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
Кроме изложенных способов планирования прибыли (метода прямого счета и аналитического метода) существует так называемый метод совмещенного расчета. «В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Информация о работе Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия