Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть доход фирмы;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
- изучить экономическое обоснование доходов;
- определить способы планирования прибыли и пути повышения доходности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие прибыли, ее экономическая сущность
1.1 Виды прибыли
1.2 Функции прибыли
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли
1.4 Показатели рентабельности фирмы
Доход предприятия, как экономическая категория
2.1 Классификация доходов предприятия
2.2 Этапы планирования доходов предприятия
Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 132.49 Кб (Скачать)

Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым  затратам.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Уровень издержек производства зависит от эффективности  организации производства и труда, выбранной технологии, технической  оснащенности предприятия.

Вместе  с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую  прибыль». Она состоит из прибыли  от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных  налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия  в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и  т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.

В формализованном  виде балансовая прибыль определяется по формуле:

Пб = Прп + Прмц + Пво , где

Прп — прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Прп = В— С (здесь В— выручка от реализации продукции (работ, услуг); С — затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

Прмц — прибыль от реализации иных материальных ценностей;

 Пво — доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая  представляет собой балансовую прибыль  за минусом или плюсом финансового  результата от операций с основными  фондами (средствами), нематериальными  активами и иным имуществом.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

Валовую прибыль рассчитывают по формуле

где     ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, составляет прибыль от продаж:

ПП = ВП-КР-УР, где

ПП —  прибыль от продаж;

КР —  коммерческие расходы;

УР —  управленческие расходы.

Коммерческие  расходы включают транспортные расходы, оплату погрузочно-разгрузочных работ, расходы на тару и упаковку, амортизацию по оборудованию, которое используется для продажи, заработную плату продавцов, расходы на рекламу и др.

К управленческим расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, на подготовку и переподготовку кадров, представительские, на оплату аудиторских, консультационных и информационных услуг, на содержание имущества общехозяйственного назначения (ремонт, амортизация, арендная плата) и др.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где    Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

где    Содроперационные доходы и расходы; Свдр внереализационные доходы и расходы.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль  облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой  валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной  от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она  представляет часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая  финансовые санкции за нарушения  налогового законодательства (рис. 2). Чистая прибыль — единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

Чистая  прибыль рассчитывается как прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов:

где    Под – прибыль от обычных видов деятельности,  Чдр – чрезвычайные доходы и расходы. 

      1.2 Функции прибыли

      Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие  основные функции:

     Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

     В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

      Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т.д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

      Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

      Таким образом, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

      Содержание  стимулирующей функции прибыли  состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

      Стремление  к получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

      Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.

      Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

1.3 Факторы,  влияющие на величину прибыли

Для большинства  предприятий основной источник прибыли  связан с его производственной и  предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования  зависит от знания конъюнктуры рынка  и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.

Кроме производственной и предпринимательской  деятельности источником образования  прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного  совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения  ее конкурентоспособности.

На изменение  прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним  факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические  условия; уровень развития внешнеэкономических  связей; цены на производственные ресурсы  и др.

Внутренними факторами изменения прибыли  могут быть основные факторы (объем  продаж, себестоимость продукции, структура  продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с  нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения  условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим  санкциям и др.).

При выборе путей увеличения прибыли ориентируются  в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли  предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи  излишнего оборудования и другого  имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д.

1.4 Показатели  рентабельности фирмы

Для оценки результативности и экономической  целесообразности деятельности предприятия  недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину  можно получить с помощью показателей  рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия.

Информация о работе Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия