Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 20:00, шпаргалка
Билет №1
1. Предмет и метод экономической науки.
Термин «экономика» появился еще в Древней Греции. Это сочетание двух греческих слов: «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон. Буквально этот термин можно перевести как домоводство…
#Экономика – это наука, которая изучает поведение потребителя, производителя и общества.
#Экономика – это наука о потребителях, производителях товара и процессах производства и обмена.
В целом экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
В экономической теории есть две главные части – микроэкономика и макроэкономика..
Микроэкономика имеет дело с функционированием отдельных отраслевых рынков и поведением индивидуальных единиц, принимающих экономические решения, т.е. отдельных фирм и домашних хозяйств.
Макроэкономика изучает экономику как единое целое. Она исследует экономическое поведение агрегатов – совокупного дохода, занятости, цен в национальном масштабе. Макроэкономика анализирует факторы, которые определяют национальный продукт, национальный доход, валовые сбережения и инвестиции, внешнюю торговлю и финансовую систему.
Экономическая теория включает в себя множество отдельных дисциплин, таких, как «Теория отраслевых рынков», «Эконометрика», «Мировая экономика», «Экономика государственного сектора», Экономическое развитие», «Экономика труда», «Институц
Билет 12.1
1. Общественные блага и внешние эффекты
Общественные блага – товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то собственности. Самый простой пример такого общественного блага – правовая система общества, т.е. законы и обеспечение их исполнения. Она призвана оберегать от произвола всех граждан страны, гарантировать равное соблюдение их интересов.
Ассортимент общественных благ огромен (сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемии и т.д.)
Внешние (побочные) эффекты – ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или который можно получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.
Внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынки не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов. Если рыночные решения принимаются без учета всех затрат и выгод, связанных с производством и потребление определенного вида благ, то эти решения оказываются далекими от совершенство. Игнорирование потерь или выгод определенных групп граждан или фирм может породить общественные конфликты.
Государство
вынуждено вмешиваться в решения проблемы
внешних эффектов хозяйственной деятельности,
компенсируя несовершенство рынка, его
неспособность учитывать такие эффекты
и находить наилучшее решение для подобного
рода ситауций
12.2
Рынок и конкуренция.
Рынок – это все, что связанно с деятельностью по доведению товара до его потребителя, т.е. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров.
В этом смысле специалисты говорят о рынке определенных товаров, например рынке радиоаппаратуры, автомобилей и т.п., или иного товара, т.е. о рынке сбыта продукции. Кроме того, в современном смысле это слово трактуется как целая система действий по изменений отношений в обществе. «Вступление в рынок» - широко распространенный термин – означает распространение рыночных отношений на все виды экономической деятельности.
Именно рынки:
Достоинство рыночного механизма в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным, или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца – он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.
Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Конкуренция - борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров
Конкуренция играет огромную роль в организации хозяйственной деятельности, накладывая значительный отпечаток на устройство экономики. Люди, пытающиеся получить одно и то же рабочее место с высоким уровнем оплаты, конкурируют друг с другом, выдвигая в качестве своих конкурентных преимуществ опыт и квалификацию. Фирмы, производящие товары (сходные), конкурируют за деньги покупателей, выдвигая в качестве аргументов преимущества своей продукции.
Покупатели, желающие приобрести модную новинку, поставляемую на рынок пока в ограниченном количестве, конкурируют за право стать ее владельцем, предлагая продавцам более высокую плату, и т.д.
Достоинство
конкуренции состоит в том, что
она ставить распределение ограниченных
ресурсов в зависимость от весомости экономических
аргументов соревнующихся. Например, победить
в конкурентной борьбе за ограниченные
денежные средства покупателей фирма
может только путем производства либо
лучших по свойством товаров, либо таких
же как у конкурентов, но с меньшими затратами,
что позволит продавать их дешевле. В конкуренции
покупателей за дефицитный товар побеждают
те, чья собственная деятельность ценится
рынком особо высоко и лучше оплачивается:
вот почему они могут предложить за товар
наивысшую цену.
12.3
Взаимосвязанные
товары и услуги.
Рынки взаимосвязанных
товаров и услуг.
Товар
– материальный предмет, полезный людям
и потому ценимый ими как благо.
Услуга
– нематериальное благо, имеющее форму
полезной людям деятельности.
Товары-дополнители
– несколько благ, которые дополняют
друг друга и потребляются одновременно.
Примерами таких товаров могут служить:
автомобиль и бензин; компьютер, монитор,
клавиатура и мышка; подушка и одеяло.
Товары–дополнители
характеризуются тем, что изменение спроса
на один товар вызывает изменение спроса
на другой в том же направлении.
Пример: цены на бензин резко возросли, что повлекло уменьшение спроса на него и на покупку автомобилей.
Товары-заменители – такие пары товаров, для которых рост цены данного товара приводит к росту спроса на другой товар. Примерами таких товаров могут служить: чай и кофе, различные крупы, например рис и гречка и т. д.
Пример: цены на кофе поднялись, это повлекло уменьшение спроса на него и, наоборот, увеличению спроса на чай.
Товарный рынок (рынок товаров-заменителей) - рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг. При этом степень взаимозаменяемости товара определяется ценовой эластичностью спроса; если эластичность меньше единицы, то говорят о завершении рынка.