Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Рынок и государственное регулирование являются основой современной организации национального хозяйства.
Сама по себе тема отраслевых рыночных структур является сейчас очень актуальной. Так как экономика претерпевает некоторые изменения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Совершенная конкуренция…………………………………………………..………..5
2. Монополистическая конкуренция………………………………………………..…..8
3. Олигополия…………………………………………………………………………....11
4. Чистая монополия……………………………………………………………..……...14
5. Государственное регулирование………………………………………………..…...18
Заключение………………………………………………………………………………........22
Список использованных источников………………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    • на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

    • эти фирмы производят разнообразную  продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы  в чем-то специфичен, потребитель  легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

    • вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

    Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы "Рибок" готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

    Конкурентность  таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью  доступа на рынок новых фирм. Сравним  для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй - монополистической конкуренции.

    Выход на рынок стальных труб затруднителен  из-за большого эффекта масштаба и  крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное  предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).

    Цена  и объем производства в условиях монополистической конкуренции 

    Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической  конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

    Ситуация  во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.

    Однако  на рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические  прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево). Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

    В коротком периоде в условиях монополистической  конкуренции фирма, максимизирующая  прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая  уравнивает предельные издержки (МС) и  предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль (рис.1).

    

    Рис.1 Краткосрочное равновесие монополистической  конкуренции

    В долгом периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис. 2).

    

    Рис.2 Длительное равновесие монополистической  конкуренции 

          Наряду с  монополистической   конкуренцией,  существенное  место   среди рыночных  структур  в   современной   экономике   занимает   олигополия   или структура,  характеризуемая наличием на  рынке  нескольких продавцов.   
 
 

3.Олигополия

    Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором  несколько фирм продают стандартизованный  или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих  продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.

    Рынок  олигополии   (олигополистическая   конкуренция)   состоит   из небольшого   числа   продавцов,    весьма    чувствительных    к    политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг  друга.  Товары  могут  быть схожими  (сталь,  алюминий),  а  могут   быть   и   несхожими   (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число  продавцов  объясняется  тем,  что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.  Каждый  продавец  чутко реагирует  на  стратегию  и  на  действия   конкурентов.   Если   какая-либо сталелитейная  компания  снизит  свои  цены  на   10%,   покупатели   быстро

    переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали  придется

    реагировать либо  тоже  снижением цен,  либо  предложением  большего  числа объема услуг. Олигополист  никогда  не  испытывает  уверенности,  что  может добиться какого-либо долговременного результата  за  счет  снижения  цен.  С другой  стороны,  если  олигополист  повысит  цены,  конкуренты   могут   не последовать его примеру, и тогда ему придется либо  возвращаться  к  прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

    Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей в  работе «Рынок: микроэкономическая модель.» (Санкт-Петербург, 1992) об олигополии и олигополической взаимосвязи: «Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они

    сталкиваются  еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы – участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. … Но олигополистическая взаимосвязь может

    привести  не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет  место тогда, когда фирмы - олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля.»

    Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. В некоторых странах, например в США ,картели запрещены законом. Фирмы, обвиняемые в сговорах для совместного установления цены и контроля над объемами выпускаемой продукции, подвергаются санкциям.

    Но  картель - это группа фирм, следовательно он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует у чистой монополии. Основной проблемой картелей является проблема согласования решений между фирмами - членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

    Существует  много известных международных  картелей. Самый известный из них - картель ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти). Он стремился регулировать выпуск сырой нефти его членами с целью контролировать цену, чтобы максимизировать групповые прибыли.

    Ценовая война - цикл последовательных уменьшении цены конкурирующими на олигополистических рынках фирмами. Ценовая война является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, которые могут приобретать товары по более низким ценам, чем раньше, но плохи для продавцов, так как ведут к уменьшению их прибылей. Ценовая война может продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до такого уровня, какой имел бы место в условиях совершенной конкуренции.

    Реакция фирмы на изменение цен конкурентами отражена в модели изогнутой кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии. Эта модель была предложена в 1939 г. американцами

    Р. Холлом, К. Хитчем и П. Суизи. На рис.3 изображены кривые спроса и предельного дохода фирмы Х (выделены жирной линией). Если фирма поднимет цену выше Р0, то ее конкуренты не станут в ответ повышать цены. В результате фирма Х потеряет своих потребителей. Спрос на ее продукцию при ценах выше Р0 очень эластичен. Если же фирма Х установит цену ниже Р0, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Поэтому при ценах ниже Р0 спрос будет менее эластичным.

      
 
 
 
 
 
 

Рис.3 Модель изогнутой кривой спроса: D1,MR1 — кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах выше Р0 ;D2 MR2— кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах ниже Р0 

    Олигополистические отрасли сравнительно широко распространены в экономике Соединенных Штатов, особенно в обрабатывающей промышленности, транспортном секторе и на рынке средств связи. Например, сравнительно мало производителей автомашин, хотя на автомобильном рынке продается множество различных моделей. То же самое можно сказать о рынке бытовой техники: магазины заполнены разнообразными моделями холодильников и посудомоечных машин, произведенных небольшим числом компаний.

    Какой степени несовершенства может достигнуть конкуренция? Самым крайним случаем является монополия: один продавец полностью контролирует отрасль. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Чистая монополия 

    Чистая  монополия означает такие условия  на рынке, когда только одна фирма  производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность3.

    Монополистами являются предприятия коммунального  хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги. Основные признаки монополии:

Информация о работе Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании