Основные типы рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:39, доклад

Описание работы

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Работа содержит 1 файл

Основные типы рыночных структкр.docx

— 20.01 Кб (Скачать)

Основные  типы рыночных структур

Различия в характере  рыночной конкуренции связаны с  существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами  продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических  решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:

-множеством покупателей  и продавцов; 

-высокой мобильностью  факторов производства;

-отсутствием барьеров  на пути вступления на рынок  или выхода из него;

-однородностью (стандартностью) продаваемой продукции; 

-равным доступом  всех участников рыночных отношений  к информации.

В результате, при  совершенной конкуренции доля каждого  участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов  или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная  конкуренция в чистом виде никогда  и нигде не существовала. Лишь некоторые  рынки по своим характеристикам  могут приближаться к совершенной  конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию  можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции  отсутствует, то такая рыночная структура  называется несовершенной конкуренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

-чистая монополия,  когда на рынке одна фирма  является единственным продавцом  товара или услуги и границы  фирмы и отрасли совпадают; 

-олигополия, когда  в отрасли существует небольшое  число фирм;

-монополистическая  конкуренция, которая характеризуется  наличием на рынке сравнительно  большого числа фирм, производящих  дифференцированную продукцию. 

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым  условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических  отношений.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ 
РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Знания кривых спроса и предложения, издержек, точек  их пересечения еще недостаточно для определения того, какой уровень  цен установится на конкретном рынке.

   Фирмы существуют не в безвоздушном пространстве, они постоянно сталкиваются с  конкуренцией. Очевидно, что решения  продавцов (покупателей) о цене и  объеме производства (закупке товара) будут существенно различаться  для различных типов рыночных структур.

   Структура рынка определяется количеством  и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и  выхода из него, доступностью информации.

   Важнейшим признаком, положенным в основу классификации  рыночных структур, является степень  влияния отдельного продавца (покупателя) на формирование рыночной цены. В предыдущих темах мы исходили из предпосылки  о совершенной конкуренции. Мы предполагали наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и потребители приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену товара. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (то есть абсолютно эластична).

   Важной  предпосылкой выступала и полная мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль  и выхода из нее. Мы также рассматривали  в качестве предпосылки однородность товаров и услуг, то есть предполагали производство стандартной продукции  и абсолютную информированность  производителей и потребителей. Это простое, на первый взгляд, условие весьма редко выполняется на практике. Даже совершенно одинаковый товар может представляться неоднородным для покупателей в силу, например,

расположения  места продажи (магазин во дворе  или универсам в получасе езды), условий обслуживания, рекламы, особенностей упаковки и т.п.

   В действительности совершенная конкуренция  является довольно редким случаем, и  лишь некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Но применительно  к российской действительности даже об этих рынках нельзя сказать, что  они близки к совершенной конкуренции.

   Полной  противоположностью совершенной конкуренции  выступает монополия. Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия фирма и отрасль совпадают. На первый взгляд такая ситуация малореалистична, в масштабе всей страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то ситуация, где наблюдается "чистая" монополия, будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т.п.).

   В этих условиях производитель полностью  контролирует объем предложения, то есть обладает монопольной властью  и оказывает сильное влияние  на цены.

   Монополия возникает там и тогда, когда  барьеры для вступления в отрасль  труднопреодолимы. Это может быть связано с экономией от масштаба (автомобильная или сталелитейная  промышленность), с естественной монополией.

   Государство создает официальные барьеры, выдавая  патенты и лицензии. Монополия  может иметь своей основой  исключительное право на какой-либо ресурс (например, компания "De Beers"), а потому и контролировать какой-либо рынок.

   Монополия на стороне спроса (на рынке выступает  один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

   Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкурентного процесса практически невозможно.

   Монополистическая конкуренция развивается там, где  необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя  при сбыте своей продукции. Монополистическая  конкуренция широко представлена в  отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность). Дифференциация товаров может основываться не только на различиях в качестве, но и на тех услугах, которые связаны  с его обслуживанием, то есть на неценовых  факторах (упаковка, реклама, обслуживание, возможность покупки товара в  рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и его сроки  и т.п.).

   В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Правда, это не означает, что таковых нет вообще. Ими  могут быть лицензии, патенты, фабричные  клейма или торговые марки.

   Олигополия - рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.

   Олигополистические  структуры могут возникать в  отраслях, производящих как стандартизированные (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы и т.д.) товары.

   На  олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения  в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его  абсолютно невозможным. Высокие  барьеры вхождения в отрасль  связаны прежде всего с экономией на масштабах производства.

   Частный случай олигополии - дуополия (два продавца).

   Рыночная  структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.

Лучше всего в экономической  теории разработаны модели двух полярных рыночных структур - совершенной конкуренции  и монополии, с которых и удобно начать анализ рыночных структур

Рыночная  структура. Совершенная  конкуренция: основные черты

В условиях рыночной экономики предприятия выступают  по отношению друг к другу как  конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование предприятий  за предпочтение потребителей в целях  получения max прибыли. Конкуренция существенно влияет на поведение предприятий при принятии ими решений относительно V производства, цен, качества продукции и т.д.

 Условия, в  которых протекает рыночная конкуренция называется рыночной структурой. Она характеризуется следующими чертами:

1) Количество и  размер предприятий

2) Тип предлагаемого  продукта

3) Доступность информации

4) Свобода входа  и выхода из отрасли и прочие.

 Различают 4 типа  рыночных структур:

1) Рынок совершенной  конкуренции;

2) Рынок монополий; 

3) Рынок олигополии;

4) Рынок монополистической  конкуренции.

 Каждый из видов  рынков отличаются друг от  друга степенью конкуренции, т.е.  степенью воздействия предприятий  на рынок (на цены). Чем > конкурентный  рынок, тем < степень воздействия  предприятий на рынок, на цены.

Черты рынка совершенной  конкуренции (РСК):

1) РСК состоит  из большого количества производителей  и продавцов 

2) Каждое предприятие  на РСК производит незначительный V отраслевого производства и соответственно не может воздействовать на рыночные цены

3) На РСК предприятия  предлагают стандартизированный  однородный продукт

4) Все предприятия  имеют равный доступ к информации  о ценах, технологии производства, полученной прибыли и могут  принимать обоснованные решения

5) На РСК свобода  входа и выхода из отрасли,  т.е. каждое предприятие может в любой момент начать пр-во или прекратить

6) Колебания цен  на РСК происходят под влиянием  спроса и предприятия, а не  в результате сговора продавцов  и покупателей. 

Если не выполняется  хотя бы 1 условие РСК, то это будет  рынок несовершенной конкуренции (РНК). Положительные черты РСК:

1) РСК производит  только ту продукцию, которая  соответствует структуре потребительского  спроса 

2) Предприятие на  РСК стремятся максимизировать  прибыль при данных рыночных  ценах. Для этого они снижают  издержки производства путем  внедрения новой технологии, т.е.  стимулируют НТП 

3) РСК приводит  к внутриотраслевому и межотраслевому  переливу капитала и более  рациональному использованию ресурсов 

4) РСК способен к саморегулированию и соответственно не требуются издержки на создание аппарата государственного регулирования

5) РСК развивает  в обществе инициативу, предприимчивость 

Отрицательные черты:

1) Рыночная конкуренция  порождает имущественное неравенство,  что ведет к социальной нестабильности, преступности и очередной революции; 

2) Конкуренция ведет  к монополии и ее отрицательным последствиям;

3) Рыночная экономика  и конкуренция порождают безработицу 

4) Рынок ведет  к отрицательным внешним экстерналиям

5) В условиях рынка  предприятие стремятся монополизировать  новые изобретения и тем самым  тормозят НТП. 

6) РСК развивает  эгоизм, жестокость, рваческие настроения.

Информация о работе Основные типы рыночных структур