Типы рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть типы рыночных структур и виды конкуренции.
Предметом данной курсовой работы является типы рыночнаых структур, а объектом особенности рыночной структуры.

Содержание

Введение..........................
1 . Типы рыночных структур: виды, функции, проявления, методы ругулирования
1.1Типы рыночных структур: суть , виды,особенности
1.2Классификация рыночных структур
1.3Методы регулирования различных рыночных структур
2. Монополия в Китае: текущее состояние и методы регулирования
2.1. Монополия в Китае: текущее состояние
2.2. Антимонопольное законодательство в Китае
3. Антимонопольное законодательство в Китае и за рубежом
3.1. Антимонопольное законодательство в России
3.2. Антимонопольное законодательство в Китае и России: сравнительный анализ
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Типы рыночных структур» 
 
 
 

                                       Выполнил:Лю Минчжу

                                       Группа:151в80 
 
 
 
 

Томск-2011 

Содержание

Введение..........................

1 . Типы рыночных структур: виды, функции, проявления, методы ругулирования

1.1Типы рыночных структур: суть , виды,особенности

1.2Классификация рыночных структур

1.3Методы регулирования различных рыночных структур

2. Монополия в Китае: текущее состояние и методы регулирования

2.1. Монополия  в Китае: текущее состояние

2.2. Антимонопольное законодательство  в Китае

3. Антимонопольное  законодательство в Китае и  за рубежом

3.1. Антимонопольное  законодательство в России

3.2. Антимонопольное законодательство в Китае и России: сравнительный анализ

Список используемой литературы

Введение(1-2 стр.)

  • Актуальность
  • Объект изучения
  • Предмет
  • Цель работы
  • Задачи
 

1-ая  глава(6-7 стр.)

  • Выводы

2-ая  глава(6-7 стр.)

  • Выводы

(3-ая  глава(6-7 стр.))

  • Выводы

Заключение(1-2 стр.)

  • Все выводы

Список используемой литературы (20 шт.) 
 
 
 

Введение

Рыночная  структура - сложное понятие, имеющее  множество аспектов. Она может  определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки  продуктов и услуг, рынки товаров  длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

Данная работа посвящена структуре рынка и  его основным типам. Актуальность этой темы в том, что мы подробно изучим рыночную структуру. Её виды, функции, проявления,и методы ругулирования.

Современная экономика  носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.  

Цель работы: рассмотреть типы рыночных структур и виды конкуренции. 

Предметом данной курсовой работы является типы рыночнаых структур, а объектом особенности рыночной структуры.  
 
Курсовая работа состоит из трёх основных разделов. 
В первой главе рассматривается типы рыночных структур: виды, функции, проявления, методы ругулирования

Во второй главе  говорится о монополие в Китае 
В третьей главе рассматривается антимонопольное законодательство в Китае и за рубежом

1. Типы рыночных структур: виды, функции, проявления, методы ругулирования

1.1Типы рыночных  структур: суть , виды,особенности

Рыночная структура  – сложное понятие, имеющее множество  аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов  и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. 
 
Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта. 
 
Рыночная  структура указывает на число покупателей и продавцов, на их доли в  общем, количестве покупаемого или реализуемого товара, степень стандартизации товара,  а также легкость входа на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная  конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта, появление же других фирм невозможно. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя  крайними случаями. Предельные случаи, тем не менее, дают материал для понимания  многих проблем, что полезно для уяснения промежуточных вариантов. Анализ данных, относящихся к рыночной структуре, используется, чтобы определять вероятность того,  могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров. 
 
Единое понятие «рынок» часто подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы по организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели: 
 
1)     рынок совершенной конкуренции; 
 
2)     рынок монополистической конкуренции; 
 
3)     олигополистический рынок; 
 
4)     чисто монополистический рынок. 
 
Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка — очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль. 
 
Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей. 
 
Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

1.2Классификация рыночных структур

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Основные  черты:

1. Большое  число независимо действующих  продавцов;

2. Стандартизированный  товар;

3. Отсутствие  контроля над ценой со стороны  отдельного продавца;

4. Свободный  вход и выход из отрасли;

5. Отсутствие  не ценовой конкуренции.

Рынок, где множество фирм продают товар  и не одна фирма, не обладает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товара.

Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой  доли рыночного предложения, чтобы  воздействовать на цену. Монополия, с  другой стороны, характеризуется концентрацией  предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Цель этой главы заключается в том, чтобы  понять, каким вероятным образом  воздействуют на равновесную рыночную цену влияние монополии на предложение  и отсутствие конкурирующих продавцов  на рынке. Везде предполагается, что  владельцы монополии стремятся  максимизировать прибыль. Как только определены монопольные цена и выпуск, то их можно сравнить с величинами конкурентных равновесной цены и  выпускаемого на рынок количества товара, анализируя последствия поглощения полностью конкурентной отрасли  монополией, максимизирующей прибыль.

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется  существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путём изменения объема производства. Цена навязана фирме - производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономика обычно в характерной чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объёмы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

ЧИСТАЯ  МОНОПОЛИЯ И 

МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Черты чистой монополии:

1. Единственный  продавец;

2. Тип  товара уникален - нет близких  заменителей;

3. Контроль  над ценой;

4. Вступление  в отрасль заблокировано.

Чистая  монополия - это когда одна фирма  является единственным продавцом уникального  товара.

Чистая  монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который  не имеет близких заменителей. Под  этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится  в резком контрасте с полностью  конкурентным рынком, на котором много  соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный  товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет заменителей. Местная электрическая компания может быть единственным продавцом  электроэнергии в районе, однако, электричество  во множестве своих применений имеет  заменители. Когда цена электроэнергии увеличивается, его количество, на которое  предъявляется спрос для использования  в отопительных целях, снижается. Печи, работающие на натуральном газе и  нефти, являются хорошими заменителями электрического обогрева. Таким же образом почтовая служба США только на первый взгляд является единственным поставщиком услуг по доставке писем. Ее услуги могут быть заменены службой  экспресс доставок, телекоммуникациями, включая электронную передачу письменных сообщений.

Редко когда на национальном или мировом  рынке есть только один продавец. На "De Beers Consolidated Mines, Ltd., of South Africa" приходится около 85% годовых продаж алмазов. Хотя компания не может считаться чистой монополией, она весьма близка к ней. Когда "De Beers" за месяц предложит на продажу больше алмазов, то, при прочих равных условиях, цена на алмазы упадет. Хотя "De Beers" не является чистой монополией, она продает очень большую долю всех покупаемых ежегодно необработанных алмазов и может влиять на цены на алмазы, контролируя их количество, которое предлагает на продажу.

Это довольно необычно, но чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем  для общенациональных. Например, если вы посещаете колледж в маленьком  городе, то там может оказаться  только один продавец учебников для  колледжа. У книжного магазина была бы местная монополия на продажу  различных учебников. Таким же образом  в маленьких городках может быть единственный терапевт или единственный зубной врач, у которых тогда монополия  на медицинские и зубоврачебные  услуги в этом районе. Вы сталкиваетесь  с местными монополиями на услуги ежедневно, потому что в большинстве населенных пунктов существует одна телефонная компания, обеспечивающая местную связь. Сходным образом местные монополии предоставляют такие коммунальные услуги, как электричество, газ, транспорт. Однако деятельность многих из этих предприятий общественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия от использования ими своей монопольной власти во влиянии на цены.

Естественная  монополия - это отрасль, где товар  может быть произведён одной фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его производило несколько  фирм.

Простая монополия - это монополия, продающая  всем свой товар по одной цене.

Легальная монополия - это фирма, обладающая патентами  или лицензиями, которые устанавливает  барьеры, для входа в отрасль  других фирм, тем самым предотвращающая  конкуренцию.

Барьеры для входа в отрасль:

1. Действие  эффекта масштаба производства;

2. Финансовые  барьеры;

3. Контроль  над ресурсами;

4. Наличие  лицензии или патента;

5. Прямое  вмешательство государства;

6. Нечестная  конкуренция.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его  количество, которое она готова продать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную  власть, зависит от наличия близких  заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной  власти является то, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена  вниз, а не была горизонтальной, как  в случае конкурентной фирмы. Когда  у фирмы имеется наклоненная  вниз кривая спроса на ее продукт, она  обладает способностью повышать или  понижать цену путем изменения количества товара, которое она предлагает. Например, хотя корпорация "Ford Motor Company" не обладает чистой монополией на производство и продажу автомобилей, она могла  бы владеть монопольной властью, если бы смогла поднимать цену на свои машины, предлагая дилерам меньшее их количество. Она могла бы поступать так, если бы кривая спроса на ее автомашины была бы наклонена вниз. Это могло бы случиться, если бы достаточное число покупателей машин "Ford" рассматривали их как продукты, значительно отличающиеся от автомобилей конкурирующих производителей. "Ford" мог бы также воздействовать на цену автомобилей, если бы его доля, в общем, их предложении была достаточно велика для того, чтобы сделать автомобили значительно более редким на рынке товаром или, наоборот, имеющимся в изобилии в течение данного периода.

В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз рыночной кривой спроса на этот продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и конкурентным рынком заключается  в способности на монополизированном рынке определенной фирмы влиять на цену, выручаемую за ее товар. Фирма  с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а  не принимает ее как данное, как  рыночную реальность .

Информация о работе Типы рыночных структур