Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Рынок и государственное регулирование являются основой современной организации национального хозяйства.
Сама по себе тема отраслевых рыночных структур является сейчас очень актуальной. Так как экономика претерпевает некоторые изменения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Совершенная конкуренция…………………………………………………..………..5
2. Монополистическая конкуренция………………………………………………..…..8
3. Олигополия…………………………………………………………………………....11
4. Чистая монополия……………………………………………………………..……...14
5. Государственное регулирование………………………………………………..…...18
Заключение………………………………………………………………………………........22
Список использованных источников………………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 182.00 Кб (Скачать)
  • на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;
  • на рынке отсутствуют идентичные виды продукции;
  • контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.

МАКСИМИЗАЦИЯ  ПРИБЫЛИ МОНОПОЛЬНЫМИ ФИРМАМИ В КРАТКОСРОЧНОМ  ПЛАНЕ.

    Хотя  монополист может влиять на цену своего товара, но предельный анализ максимизации прибыли аналогичен случаю конкурентного рынка. Максимизация прибыли подразумевает, что  предельный доход на выпускаемое количество товара должен равняться предельным издержкам. Однако, равенство P = MR =  MC в случае монополии неверно, поскольку предельный доход монополиста меньше, чем цена. Рассмотрим это на рисунке 4. 
 
 
 
 
 
 

 

      цена и

      MR   
 
 

                                                                                    Ed = -1

                                                                                 

                                                                     MR                             D 

                                   

                                                                                                                         Q

                  TR 

                                                     MR > 0                                    MR < 0 
 
 
 
 

                               TR 
 

               

                  0 
 

     

     Рис.4 Из приведенных данных можно сделать вывод, что при равновесном выпуске предельные издержки меньше, чем цена, так как мы помним, что предельный доход у нас должен быть меньше цен 

     Долгосрочное  монопольное равновесие. 

    В долгосрочном плане мы имеем правило  максимизации прибыли: MR = LRMC                       

     Это означает, что в долгосрочном плане  монополист может наращивать производство до тех пор, пока не будет выполнено  данное равенство.

     В долгосрочном плане опять очень  важно наличие барьеров для входа  в данную отрасль, иначе экономическая прибыль, получаемая монополистом привлечет в отрасль новых продавцов. После чего будет увеличено предложение и установится цена, позволяющая получать только нормальную прибыль. Таким образом, поддержание монополии в долгосрочном аспекте невозможно без наличия барьеров для входа в отрасль.

     Если  монополия устойчива в долгосрочном аспекте и приносит прибыль в  краткосрочном, то можно утверждать, что и в долгосрочном аспекте  монополия будет приносить прибыль  своим владельцам. Рассмотрим рисунок 5. 
 
 
 
 
 

       

                                                                                                            

       

             Рм  
 
 
 
 

       
 

                                                                    MR                          D

                                                                                                                  
 
 

       

       Рис. 5 

     Из  графика видно, что  в долгосрочном аспекте монополия наращивает выпуск до тех пор, пока не будет достигнут  выпуск Q ml, в котором выполняется  равенство предельных издержек и дохода, максимизирующее прибыль монополиста. 

    Таким образом, рынок чистой монополии - это  рынок одного продавца. Чаще всего  это государственные организации, при этом государственная монополия  может при помощи ценовой политики решать различные задачи:

  • устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;
  • назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;
  • устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

    В случае регулируемой монополии государство  разрешает фирмам устанавливать  расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации  возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.

    Поскольку фирма-монополист получает высокие  прибыли, то другие фирмы захотят  вступить в эту отрасль, чтобы  открыть там свое производство. Следовательно, для поддержания монопольной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль новых фирм. Среди основных видов барьеров, способствующих появлению монополии и помогающих ее поддерживать, можно выделить следующие: исключительные права, полученные от правительства или местных властей, благодаря которым фирма получит статус единственного продавца; патенты и авторские права, дающие изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение длительного времени; право собственности на все важнейшие источники какого-либо производственного ресурса, например сырья (так, знаменитая компания "De Beers" владеет большинством алмазных рудников, что позволяет ей контролировать около 85% всех мировых продаж необработанных алмазов); преимущество низких средних издержек крупного производства в отдельных отраслях, которое приводит к образованию естественных монополий.

    Монополисты, постоянно поддерживая рынок  в ненасыщенном состоянии, ... продают  свои товары намного дороже естественной цены и увеличивают таким образом свои доходы, будь то зарплата или прибыль4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Государственное регулирование 

    Государственные органы играют большую роль в экономической  жизни. Государство влияет на рынок:

  • Разрабатывая законы, нормы и правила
  • Покупая и продавая товары и услуги
  • Осуществляя трансфертные платежи
  • Облагая налогами
  • Предпринимая попытки стабилизировать экономику
  • Воздействуя на распределение ресурсов

    Товары  и услуги – важнейший социально-экономический  критерий оценки экономического развития страны и благосостояния ее населения. В рыночной экономике товары и услуги реализуются и воспроизводятся в условиях конкурентной среды на рынке потребления.

    Государство обязано вмешиваться в рыночную экономику, создавая условия для  развития предпринимательства, для цивилизованной конкуренции проектов, товаров, предприятий, для соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов демократизации общества и либерализации экономики.  

    Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.

    Конкурентная  среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

    Конкурентной  среде предшествует становление  конкуренции как таковой, т.е. формы  взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

    В нашей стране сложился особый тип  монопольного хозяйства, не имеющий  аналогов в мире. Причинами его появления были:

    • устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
    • свёртывание товарно-денежных отношений
    • ликвидация конкуренции
    • искусственная концентрация и узкая специализация производства
    • преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

    Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

    Методы  антимонопольного регулирования:

    1.ограничение  монополизации рынка;

    2. постоянный государственный мониторинг;

    3. запрещение установления монополистических цен;

    4. сохранение и поддержание конкуренции  всех цивилизованных фирм.

    Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

    Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

    Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

    Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

    1. поощрение создания товаров - заменителей;

    2. поддержка новых фирм, среднего  и малого бизнеса;

    3. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

    4. финансирование мероприятий по  расширению товаров в целях  устранения доминирующего положения  отдельных хозяйствующих субъектов.

    Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

    Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

    По  решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

    Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

Информация о работе Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании