Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Рынок и государственное регулирование являются основой современной организации национального хозяйства.
Сама по себе тема отраслевых рыночных структур является сейчас очень актуальной. Так как экономика претерпевает некоторые изменения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Совершенная конкуренция…………………………………………………..………..5
2. Монополистическая конкуренция………………………………………………..…..8
3. Олигополия…………………………………………………………………………....11
4. Чистая монополия……………………………………………………………..……...14
5. Государственное регулирование………………………………………………..…...18
Заключение………………………………………………………………………………........22
Список использованных источников………………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    Содержание:

    Введение  ……………………………………………………………………………………….3

  1. Совершенная конкуренция…………………………………………………..………..5
  2. Монополистическая конкуренция………………………………………………..…..8
  3. Олигополия…………………………………………………………………………....11
  4. Чистая монополия……………………………………………………………..……...14
  5. Государственное регулирование………………………………………………..…...18

    Заключение………………………………………………………………………………........22

    Список  использованных источников………………………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Рынок и государственное регулирование  являются основой современной организации национального хозяйства. Я в своей работе рассмотрю только основные типы отраслевых рыночных структур, их особенности и регулирование этих структур государством. Существуют четыре основных типа рыночных структур. Первая из них носит название совершенной чистой конкуренции, вторая монополистическая конкуренция, третья - олигополия, четвертая - чистая монополия. Конкуренция очень важна для экономики в целом, так как фирме нужно находиться на плаву, чтобы не разориться. Для этого используют всевозможные инновации, которые положительно отражаются на развитии экономики и государства.

    Сама  по себе тема отраслевых рыночных структур является сейчас очень актуальной. Так как экономика претерпевает некоторые изменения. Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой». Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

    Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

    В систематизированном виде характеристика основных типов конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в  виде таблицы 1.

                                                                  Таблица 1

Характерные черты     Модель  рынка
          Чистая  конкуренция     Монополистическая конкуренция     Олигополия     Чистая  монополия
Число фирм Очень большое число     Много     Несколько     Одна
Типы  продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированныйили дифференцированный     Уникальный (не имеет близких заменителей)
Контроль  над ценой     Нет Некоторый, но в узких рамках     Ограниченный  взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, без препятствий Сравнительно легкие     Наличие существенных препятствий Вход  в отрасль блокирован
Неценовая конкуренция     Нет     Значительный  упор на рекламу, торговые знаки и  марки и т.д.     Типична, в особенности – при дифференциации продукта Главным образом реклама
Примеры     Сельское  хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок     Розничная торговля, производство одежды, обуви     Производство  стали, автомобилей, бытовой техники     Местные предприятия коммунального хозяйства
 

     

        Исследование структур рынка  необходимо начать  с  чистой  конкуренции, так  как  знание   ее  механизма  имеет  большое  аналитическое  значение  в качестве отправного пункта для  выявлении  взаимозависимости цен  и  объемов производства в любой модели рынка.  Исследование  чистой  конкуренции  имеет важное теоретическое и практическое значение  не  в силу ее большой роли  в экономической жизни общества,  а в силу  раскрытия методологии познания других структур рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Совершенная конкуренция 

    Совершенная (чистая) конкуренция  - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

    Основные  характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

    1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

    2. тождественная, стандартизированная  продукция, товары однородны с  точки зрения потребностей покупателей  и, соответственно, продавцов;

    3. свободный доступ к рынкам  новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

    4. наличие полной и доступной  информации для участников обмена  о ценах и их изменениях, о  продавцах и покупателях; экономические  субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

    Немаловажным  обстоятельством является то, что  для рынка чистой конкуренции  характерна  стандартная,   т.е.  однородная продукция.

          Равновесие в краткосрочном периоде:

          В условиях совершенной конкуренции, когда фирма  не  может  влиять  на цены реализуемого товара,  единственной  ее  возможностью  приспособиться  к изменениям рынка  является  изменение   объема   производства.  Поскольку  в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным,   то  благополучие фирмы  будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

          Равновесие в долгосрочном периоде:

          Можно   сформулировать   следующие   условия   равновесия   фирмы    в

    долгосрочном  периоде:

          1 ) предельные издержки фирмы  должны равняться рыночной цене товара 

    (согласно универсальному правилу 1 ); 

          2)  фирма должна  получать   нулевую экономическую прибыль;

         3) фирма не  в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного  расширения  производства.  Эти  три  условия   эквивалентны следующим :

          -фирмы отрасли производят  продукцию  в объемах, соответствующих точкам

      минимума  их кривых средних  суммарных издержек в краткосрочном  периоде;

          -для  всех   фирм   отрасли   их  предельные   издержки   производства равняются цене товара;

          -фирмы отрасли производят продукцию  в объемах,  соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном  периоде .

    Примерами совершенной чистой конкуренции  являются сельское хозяйство, фондовые биржи и валютные рынки.

      У каждой страны есть свои  деньги. Они служат средством  обмена или средством платежа,  единицей счета, средством сохранения  стоимости, а также используются  как мера отложенных платежей. Причем не только на внутреннем, но и на внешнем рынке в качестве национальной валюты. Совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств - международные валютные отношения. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире – Древней Греции и Древнем Риме – в виде вексельного и меняльного дела.

    В своей стране люди используют национальную валюту, но для осуществления операций за границей им нужна иностранная валюта. Для этих целей существуют специальные рынки, которые называются валютными рынками. Валютный рынок – это система отношений, связанная с куплей – продажей валюты и осуществлением других операций. Основное назначение валютного рынка заключается в обеспечении его участников иностранной валютой и регулирование валютного курса1.

    Сельское  хозяйство отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности2. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд экономически активного населения (ЭАН).

    Рыночная  экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг и инструмента, с помощью которого он обеспечивается — фондовой биржи. Если ценные бумаги сравнивают с горючим, без которого не заработает двигатель рыночной экономики, то фондовая биржа играет роль самого этого двигателя.

    Фондовая  биржа - организованный и регулярно  функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг: акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и перераспределяет временно свободные денежные средства между компаниями, отраслями хозяйства и другими сферами приложения, устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг.

    Совершенная, или свободная, конкуренция в  экономике развитых стран типична  была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные  предприятия и их объединения. Эти  процессы привели к существенному  изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция. К несовершенной конкуренции относятся: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. Далее в своей работе я расскажу о них более подробно.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Монополистическая конкуренция 

    Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным  входом на рынок и выходом с  рынка.

    Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная.

    Отметим основные черты, характеризующие монополистическую  конкуренцию:

Информация о работе Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании