Понятие мировоззрения, его структура и основные типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 21.33 Кб (Скачать)

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического  развития характеризуется небывалым  усложнением взаимосвязей между  всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем  значительно усилили интерес  к общим  вопросам общественного  развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории  человечества. В этой обстановке усиливается  значение философского осмысления человеком  своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности  и возможностях человека ориентироваться  в условиях, когда происходит изменение  глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе. 

Различные стороны  мира, играя существенную роль в  жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в  различных формах общественного  сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает  направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем  проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые  знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения  в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.  

По мере становления  и развития человека и общества росла  потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы,  может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться?  Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.  

Понятие «мировоззрение»  неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение  – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим  индивиду для организации его  деятельности, поведения, общения, для  самоутверждения, определения линии  жизни и стратегии поведения.  

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина  мира и в третьих, жизненная стратегия  индивида.  

При изучении мировоззрения  выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть  как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.  

Анализируя структуру  мировоззрения, можно выделить его  следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).  

Познавательная сторона  мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический  и гуманитарный аспекты. Натуралистический  аспект познавательной стороны мировоззрения  – это знания и представления  о природе, космосе, универсуме, природной  сущности человека. Здесь рассматриваются  вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком  отношении она относится к  неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.  

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения  — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире  людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические  и эстетические взгляды и представления  индивида. Как устроено и функционирует  общество, какова направленность исторического  процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.  

В системе мировоззрения  важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для  указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала  в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих  устоев общества.  

Двумя типами ценностного  отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений  и включённых в их круг природных  явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.  

Таким образом, аксиологическая  сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.  

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.  

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию. 

Мировоззрение как  форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько  существует человечество в его современном  понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается  в разные исторические эпохи, а так  же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.  

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное  ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних  мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».  

По мере дальнейшего  развития общества мифологическое мировидение  утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые  его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни  новые типы мировоззрения - религию  и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и  низшего - несовершенного, земного). В  отличие от мифологического, религиозное  мировоззрение только частично опирается  на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий  от природного мира и осознание своего единства с  человеческим родом.  

На всех вышеназванных  уровнях в различной степени  присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения  человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений  в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического  и религиозного мировоззрения оно  ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.  

Параллельно с обыденным  формируется и научное мировоззрение[2], которое представляет собой систему  представлений о мире, его структурной  организации, месте и роли в нем  человека; эта система строится на основе научных данных и развивается  вместе с развитием науки. Научное  мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его  познания и преобразования.  

Все типы мировоззрений  имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое и религиозное мировоззрение  по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов  и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.  

На основе мифологического  и религиозного мировоззрений, а  так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки  генезиса философского мышления. Философское  мировоззрение возникло из потребности  рационального и иррационального  объяснения мира. Оно является исторически  первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие  моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения  человека к миру, а все явления  рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для  данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные  теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования  и развития человеческой культуры.

Информация о работе Понятие мировоззрения, его структура и основные типы