Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:38, контрольная работа
Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития.
Понятие мировоззрения,
его структура и основные типы.
Современный этап исторического
развития характеризуется небывалым
усложнением взаимосвязей между
всеми сторонами жизни
Различные стороны
мира, играя существенную роль в
жизнедеятельности человека, отображаются
в его сознании и выражаются в
различных формах общественного
сознания. Каждая такая форма представляет
собой не только отражение определенной
стороны действительности, но и фактор,
определяющий ориентацию человека, обусловливает
направленность его целеполагающей
деятельности в данной сфере жизни.
Осваивая окружающий мир, идя путем
проб и ошибок, находок и потерь
человек накапливал необходимые
знания, обобщал их и систематизировал.
Эти знания передавались из поколения
в поколение, обогащались новыми
приобретениями, открытиями, совершенствовались,
помогали человеку выжить и осознать
себя как личность.
По мере становления
и развития человека и общества росла
потребность разобраться в
Понятие «мировоззрение»
неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение
– способ духовной ориентации человека
в окружающей действительности, определенный
взгляд на мир. Это система наиболее
общих представлений и знаний
о мире и месте человека в нем,
ценностях и убеждениях личности.
Комплекс таких представлений необходим
индивиду для организации его
деятельности, поведения, общения, для
самоутверждения, определения линии
жизни и стратегии поведения.
Важнейшими компонентами
мировоззрения являются: во-первых,
образ самого субъекта; во-вторых, картина
мира и в третьих, жизненная стратегия
индивида.
При изучении мировоззрения
выделяют также ступени
Анализируя структуру
мировоззрения, можно выделить его
следующие стороны: познавательную,
аксиологическую, праксеологическую.
Каждая из этих сторон мировоззрения представляет
собой сложную подсистему, где также можно
выделять отдельные компоненты (аспекты).
Познавательная сторона
мировоззрения обязательно
Гуманитарный аспект
познавательной стороны мировоззрения
— это осознание своей
В системе мировоззрения
важное место занимает аксиологическая
(ценностная) сторона мировоззрения[1].
Понятие «ценность» используется для
указания на человеческое, социальное
и культурное значение явлений действительности;
наиболее актуальное значение ценностная
сторона мировоззрения всегда приобретала
в эпохи крушения культурной традиции
и дискредитации
Двумя типами ценностного
отношения человека к миру являются
так называемые предметные и субъектные
ценности. Предметные ценности включают
многообразие предметов человеческой
деятельности, общественных отношений
и включённых в их круг природных
явлений, которые рассматриваются с
точки зрения этической проблематики.
Субъектные ценности – это способы и критерии,
на основании которых производятся процедуры
оценивания соответствующих явлений.
Это установки и оценки, императивы и запреты,
цели и проекты, которые закрепляются
в общественном сознании в форме нормативных
представлений и выступают ориентирами
деятельности человека. Они формируются
в процессе социализации личности.
Таким образом, аксиологическая
сторона мировоззрения
Назначение праксеологической
подсистемы — обеспечивать тесную связь
познавательного и ценностного компонентов
мировоззрения с деятельностью человека.
Это духовно-практическая сторона мировоззрения,
поскольку здесь мировоззрение осуществляет
своеобразное «вписывание» различных
программ деятельности, поведения и общения
в практическую ситуацию. Таким образом,
мировоззрение включает в себя определённые
регулятивы духовной и практической деятельности
индивида. Такие регулятивы могут задаваться
через мифологические, религиозные, научные,
философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов
и принципов, праксеологическая сторона
мировоззрения включает и такой компонент
как убеждение. Убеждение — это форма
углубления, укоренения знаний и ценностей
в систему мировоззрения, это вера в правоту
усвоенных идей. Знания могут и не переходить
в убеждения, но убеждения основываются
на рациональных знаниях. Убеждения —
это звено перехода от знания к практике.
Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями,
они становятся элементом мировоззрения
(поэтому зачастую мировоззрение определяют
как совокупность убеждений личности).
Убежденность помогает человеку в жизни,
дает возможность осуществлять выбор
и разрешать сложные ситуации, которые
порой кажутся не разрешимыми.
Итак, праксеологическая
сторона мировоззрения включает в себя
регулятивные принципы деятельности,
поведения, общения и убеждения. В убеждениях
синтезируются знания и взгляды мировоззренческого
характера, вера в их истинность, социальные
ценности и идеалы, готовность человека
к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого
становления человека включает: знания,
ценности, убеждения и волю к действию.
Мировоззрение как
форма осмысления человеком окружающей
реальности существует столько, сколько
существует человечество в его современном
понимании. Однако его содержательное
наполнение существенно различается
в разные исторические эпохи, а так
же у отдельных людей и социальных
групп. Условно можно выделить основные
исторические типы мировоззрения.
Исторически первым
типом явилось мировоззрение, основанное
на мифологии. Ощущение человеком бытия,
эмоциональное восприятие и доступное
ему понимание природы
По мере дальнейшего
развития общества мифологическое мировидение
утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые
его элементы могут воспроизводиться
в массовом сознании и в наши дни.
Цивилизация вызвала к жизни
новые типы мировоззрения - религию
и философию. Главные признаки религиозного
мировоззрения – вера в сверхъестественные
силы и существование двух миров
(высшего - совершенного, горнего и
низшего - несовершенного, земного). В
отличие от мифологического, религиозное
мировоззрение только частично опирается
на антропоморфные представления, ориентируя
человека на осмысление своих отличий
от природного мира и осознание своего
единства с человеческим родом.
На всех вышеназванных
уровнях в различной степени
присутствует обыденное (житейское) мировоззрение,
которое представляет собой совокупность
воззрений на природную и социальную
реальность, нормы и эталоны поведения
человека, основанные на здравом смысле
и повседневном опыте многих поколений
в различных сферах своей жизнедеятельности.
В отличие от мифологического
и религиозного мировоззрения оно
ограниченно, несистемно и неоднородно.
Содержание обыденного мировоззрения
варьируется в довольно широком диапазоне,
отражая специфику образа жизни, опыта
и интересов определенных социальных
групп.
Параллельно с обыденным
формируется и научное
Все типы мировоззрений
имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое
и религиозное мировоззрение
по-своему, зачастую стихийно, осуществляют
связь поколений, закрепляют и передают
систему социальных ценностей, идеалов
и норм поведения. Вместе с тем, действительность
воспринимается в них в иллюзорном,
искаженном виде, противореча данным
науки. Научное мировоззрение опирается
на рациональное осмысление мира, не допуская
интуитвного, иррационального понимания
мира, и оно также не в полной мере может
отразить и описать существующую реальность
и рассмотреть все проблемы, связанные
с пониманием человеком мира.
На основе мифологического
и религиозного мировоззрений, а
так же основ научных знаний складываются
культурно-исторические предпосылки
генезиса философского мышления. Философское
мировоззрение возникло из потребности
рационального и
Информация о работе Понятие мировоззрения, его структура и основные типы