Понятие рыночной структуры и ее типы.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.

Содержание

1.Введение…………………………………………………...3
2.Понятие рынка……………….……………………………4
3.Функции, структура и типы рынков……………...…...…5
4.Заключение……………………………………………….17
5.Список литературы...…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

реферат рынок.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики  отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра  экономика  упрвления на предприятии

Отросаль: нефть и газ

 

 

 

РЕФЕРАТ   ПО ПРЕДМЕТУ:

“ЭКОНОМИКА”

НА ТЕМУ:

Понятие рыночной структуры и ее типы.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      Выполнил Томских А.С.

                                                                                                                               Группа:22ПЗ302н/г                                                                                                                           
                                                                                                                                       Проверил: Сорокин Д.А.

 

 

2012                                                                                                                                                                                                          
План:

 

 

1.Введение…………………………………………………...3

2.Понятие рынка……………….……………………………4

3.Функции, структура и типы рынков……………...…...…5

4.Заключение……………………………………………….17

5.Список литературы...…………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение:

 

Рынок — это не только общеэкономическая  категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и  содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Если говорить более обобщенно, то  рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления

                 

2. Понятие рынка.

 

Рынок-  место,  где  происходит купля-продажа товаров по свободноскладывающимся ценам.

Рыночная экономика - это система  экономических  отношений  по поводу  купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Классификация рынков:

1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок,  рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3) По  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный,  государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4) По  уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Функции, структура  и типы рынков.

 

ФУНКЦИИ РЫНКА

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических  и социальных функциях. Мировой и  национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка.

1. Информационная функция. Ее  суть состоит в том, что через  систему целого ряда показателей  (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.

2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы:

что производить? как производить? для  кого производить? На основе межотраслевой  и межрегиональной конкуренции  идёт бесконечный перелив капиталов  и ресурсов, что в конечном счёте  формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

4. Ценообразующая  функция. Известно, что у каждого  товаропроизводителя складываются  свои индивидуальные затраты  и, следовательно, индивидуальные  стоимости и цены. Между тем  рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

5. Функция  экономичности потребления, сокращение  издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

6. Стимулирующая функция. Ориентир  рыночных цен на общественный  уровень затрат, на учет спроса  потребителей побуждает каждого  товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

7. Эквивалентная функция. Рынок  сопоставляет индивидуальные затраты  труда отдельного производителя  с общественным «эталоном», соизмеряя  затраты и результаты, а также  выявляя ценность товара.

8. Созидательно-разрушительная  функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.

9. Санирующая, оздоровительная функция. В этом  смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства  все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

10. Дифференцирующая функция. Рынок  расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разоряет  других. Общеизвестно, что средний  цикл жизни малого бизнеса  не превышает шести лет, что,  как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

Вопрос о функциях рынка позволяет  вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.

Выше при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:

• стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;

• повышает эффективность производства, побуждает экономить труд и ресурсы;

• формирует структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;

• в определенной мере рынок создает  саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;

• многовековой опыт использования  рынка свидетельствует о его  естественной природе, которая отвечает нуждам общества;

• рынок обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует  идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

• как саморегулирующаяся система  рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;

• одной из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;

• рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей свойственны неполная занятость вещественных и трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально драматичны;

• рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

• рынок не учитывает так называемых отрицательных  внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая  экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия

• рынок не в полной мере учитывает  влияние положительных внешних  эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения  и т.п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг;

 • рынок безразличен к  производству так называемых  общественных благ и услуг  (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т. п.);

• рынок не только обогащает, но и  неизбежно разоряет часть предприятий  и часть домашних хозяйств;

• рынок не способен решить целый  ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;

• рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма  и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому  поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением».

Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика.

 

СТРУКТУРА РЫНКА

Характеристику  рынка как совокупности актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры  являются: 

а) тесная связь между  ее элементами

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие  критерии для характеристики структуры  и системы рынка:

Первый : по объектам:

• рынок товаров и  услуг (потребительский рынок);

• рынок факторов производства;

• финансовый рынок;

• рынок научно-технических  разработок, патентов;

• рынок информации;

• рынок средств обращения;

• рынок отдельных  товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

• рынок лицензий и  др.

Рынок товаров  и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.

Информация о работе Понятие рыночной структуры и ее типы.