Монополистическая конкуренция и особенности ее проявления в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
20-е годы ХХ столетия во многих отношениях были переломными, так как именно тогда само существование рыночной экономики было поставлено под вопрос. В Америке, Европе и Японии быстрыми темпами шел процесс концентрации капитала и роста монополий, от военного времени сохранилась тенденция глубокого государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Признаки и характеристика рынка монополистической конкуренции……...4
1.1 Модели монополистической конкуренции………………………………….4
1.2 Неценовая конкуренция, как основной вид конкуренции………………...12
1.3Оценка экономической эффективности монополистической конкуренции……………………………………………………………………...16
1.4 Пространственные модели монополистической конкуренции…………...17
2 Монополистическая конкуренция на рынке Российской Федерации……...23
2.1Особенности монополистической конкуренции на Российском рынке….23
2.2Монополистическая конкуренция на рынке лекарственных средств…….26
2.3Реклама в условиях несовершенной конкуренции…………………………32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемых источников……………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа I.doc

— 730.50 Кб (Скачать)

 Таким образом, можно констатировать, что реклама как экономическое благо выступает в качестве средства связи между экономическими объектами, в качестве которых в условиях несовершенной конкуренции доминируют, прежде всего, фирмы и государство. А домохозяйства осуществляют выбор среди известных марок потребительских товаров и имен известных политиков.

Заключение

   Из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов:

Во-первых, равновесная  цена при монополистической конкуренции  в долгосрочном периоде превышает  равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя платить за товар «лишние» деньги.

Во-вторых, при монополистической  конкуренции устанавливается несколько  меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавец производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных издержек фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем расходы продавца на производство этой единицы. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах продавцов, так как при этом сократилась бы их прибыль. Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть «теоремой избыточной мощности» при монополистической конкуренции.

Однако монополистическая  конкуренция имеет не только отрицательные  стороны. Положительной чертой является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более  полно удовлетворять потребности  потребителя.

Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

Неценовая конкуренция- метод конкурирования не ценой, а самим товаром, то есть его качеством, техническими характиристиками, его упаковкой и рекламой. Почему неценовая конкуренция господствует на этих экономических рынках ответить довольно легко. При монополистической конкуренции на рынке множество уникальных товаров. Процесс создания уникальной продукции известен под названием товарной дифференциацией. Успешная дифференциация позволяет предприятию создать такую продукцию, которую потребители предпочтут продукции его конкурентов.

Анализ фармацевтической продукции позволяет сделать вывод, что рынок торговли лекарствами является рынком монополистической конкуренции. т.к. характеризуются большим количеством мелких фирм, достаточно острой конкуренцией наряду с уникальной продукцией, позволяющей устанавливать свои цены, довольно низкими барьерами при вступлении в отрасль.

В условиях монополистической конкуренции особую роль играет реклама, призванная дифференцировать фирмы в азах покупателей. Реклама является частью рыночного процесса дифференциации продукции и услуг и доведения их до потребителей. Также в условиях несовершенной конкуренции реклама играет роль барьера, при вступлении в отрасль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.- 832 с.- (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).

2 Монополистическая конкуренция и монополия на рынках информационных продуктов / Г. Казакевич, Л. Торлина // Экономика и математические методы,2004. - Т. 40, N 3. - С. 51-60. - Библиогр.: с. 60 (22 назв.).

3 История экономической мысли. Курс лекций./под ред. Агаповой И.И., - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ" Издательство ЭКМОС, 2001г. - 248 с.

4 Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / пер. с англ. Э. Г. Лейкина и Л. Я. Розовского. - М.: Экономика, 1996. - 351 с.

5 Статья «ADHARD_beta»/Серьезный разговор о рекламе- Режим доступа: http://www.adhard.ru/page-al-necenovayakonkyrenciya.html.- 07.09.2010

6 Микроэкономика/ Максимова В.Ф.: учебно-методический комплекс.- М.: Изд. центр ЕАОИ.2008.-стр.204.

7 Микроэкономика/Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.//В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.

8 Лукьянов С. Входные  барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция//. - 2009. - № 1.

9 Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции в региональном аспекте // Вестник Челябинского университета//. - 2009. - №2. - С.72..

10 Фармацевтический рынок России: современное состояние, тенденции и перспективы развития//РКБ. исследование рынков//.-27.05.11 г.

11 Жизнин С.З./ «Как стать предпринимателем». М.: Новости, 2009.

12 Russian Public Relation Group.// Суммарные затраты на ТВ-рекламу ведущих рекламодателей: Период: 1999 год. / www.rprg.ru/

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

Рис. 1 Различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции

 

                                      

     

 

 

 

Приложение  Б

 

Рис. 2 Повышение выручки посредством рекламы

TR2 = P2Q2 > TR1 = P1Q1.

 

 

 

 

 

Приложение В

Рис. 1 Прибыль в краткосрочном плане после рекламирования

Рис.2 Эффективность монополистической конкуренции

 

 

 

 

 

 

Приложение  С

Табл.1-Оборот розничной торговли по федеральным округам Федеральная служба государственной статистики.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 

млн.руб.

в %

млн.руб.

в %

млн.руб.

в %

млн.руб.

в %

млн.руб.

в %

млн.руб.

в %

 

РФ

4529633

 

5642498

 

7041509

 

8711920

 

10868976

 

13919561

   

Центральный федеральный  округ

1774813

39,18%

2166665

38,40%

2600705

36,93%

3119362

35,81%

3741955

34,43%

4646218

33,38%

 

Северо-Западный федеральный  округ

411327

9,08%

527488

9,35%

674300

9,58%

821300

9,43%

1018518

9,37%

1299384

9,33%

 

Южный федеральный округ

486860

10,75%

628422

11,14%

810902

11,52%

1006735

11,56%

1332598

12,26%

1781036

12,80%

 

Приволжский федеральный  округ

755327

16,68%

940884

16,67%

1190814

16,91%

1516694

17,41%

1949292

17,93%

2556341

18,37%

 

Уральский федеральный  округ

381196

8,42%

493156

8,74%

656692

9,33%

866635

9,95%

1128829

10,39%

1501207

10,78%

 

Сибирский федеральный  округ

528961

11,68%

653544

11,58%

820481

11,65%

1027581

11,80%

1275824

11,74%

1611553

11,58%

 

Дальневосточный федеральный  округ

191149

4,22%

232340

4,12%

287616

4,08%

353613

4,06%

421960

3,88%

523823

3,76%

 
                           

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение Б

 

 

 

        

 

 

 

 

Приложение  С

Рис . 10.5. Эффекты благосостояния от увеличения выпуска , когда Р * > тс

 

 

 

 

 

 

 



1 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Под ред. А.В. Сидоровича; с.200

2Монополистическая конкуренция и монополия на рынках информационных продуктов / Г. Казакевич, Л. Торлина/С. 51-60

3 «История экономической мысли» И.И.Агапова/2001 г., стр.150-151

4 Э.Чемберлин «Теория монополистической конкуренции» стр.128

5 Э.Чемберлин «Теория монополистической конкуренции» стр.65

6 «История экономической мысли» И.И.Агапова/2001 г.,стр.153-154

7 Статья «ADHARD_beta» Серьезный разговор о рекламе (http://www.adhard.ru/page-al-necenovayakonkyrenciya.html)07.09.2010

8 Микроэкономика/Максимова В.Ф.:учебно-методический комплекс. - М.:Изд. центр ЕАОИ.2008.-стр. 108-109

9 Микроэкономика/Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.//В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004,стр.283

10 Микроэкономика/Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.//В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004. ,стр.141-146

11 Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. - 2009. - № 1.

12 Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции в региональном аспекте // Вестник Челябинского университета. - 2009. - №2. - С.72..

13 Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции в региональном аспекте // Вестник Челябинского университета. - 2009. - №2. - С.73.

14 Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции в региональном аспекте // Вестник Челябинского университета. - 2009. - №2. - С.74.

15 Фармацевтический рынок России: современное состояние, тенденции и перспективы развития/РКБ. исследование рынков/27.05.11 г.

16 Фармацевтический рынок России: современное состояние, тенденции и перспективы развития/РКБ. исследование рынков/27.05.11 г.

17 ГЛС – готовые лекарственные средства

18Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 2009.

19 Russian Public Relation Group. Суммарные затраты на ТВ-рекламу ведущих рекламодателей. Период: 1999 год. /www.rprg.ru/

 

20 Russian Public Relation Group. Суммарные затраты на ТВ-рекламу ведущих рекламодателей. Период: 1999 год. /www.rprg.ru/


Информация о работе Монополистическая конкуренция и особенности ее проявления в Российской экономике