Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа
Мир, который окружает нас, теперь уже не только в экономическом смысле невозможно представить без рыночных отношений. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают всю систему, все субъекты экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Монополия и конкуренция являются неотъемлемыми составляющими рынка. Однако в «чистом» виде ни монополия, ни конкуренция практически не встречается.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Монополия…………………………………………………………..5
Сущность монополии…………………………………………....5
Виды монополий………………………………………………...5
Значение монополии……………………………………………..8
Возникновение монополий в России………………………........9
Глава 2. Конкуренция…………………………………...……………………14
Сущность конкуренции……….………………………...…...…14
Виды конкуренции………………………………………………17
Значимость конкуренции в экономике Российской Федерации...........................................................................................23
Глава 3. Повышение конкурентоспособности российской экономики………………………………………………………………26
3.1. Методы государственного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации…………………………………26
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская
таможенная академия»
Кафедра
экономической теории
Курсовая
работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на
тему «Монополия и
конкуренция в российской
экономике»
Выполнила: студентка 1-ого курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа Т-081 Антуневич Л. А.
Подпись_____________________
Научный руководитель: Свиридова
Подпись_____________________
Люберцы
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Монополия………………………………………………………
Глава
2. Конкуренция…………………………………...………
Глава
3. Повышение конкурентоспособности
российской экономики………………………………………………………
3.1. Методы
государственного
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………32
ВВЕДЕНИЕ
Мир, который окружает нас, теперь уже не только в экономическом смысле невозможно представить без рыночных отношений. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают всю систему, все субъекты экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Монополия и конкуренция являются неотъемлемыми составляющими рынка. Однако в «чистом» виде ни монополия, ни конкуренция практически не встречается.
На данный момент актуальна проблема формирования конкурентного рынка в Российской Федерации. Соотношение между конкуренцией и монопольной властью на отраслевых рынках России существенно менялось на протяжении переходного периода в экономике страны. При этом особое значение имели специфические причины и формы проявления монопольной власти, преобладавшие на разных этапах переходного периода и связанные с важнейшими переходными процессами – адаптацией предприятий, приватизацией и становлением национальной системы собственности и корпоративного управления, развитием системы государственного регулирования экономики.
Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Конкурентные отношения способствуют более эффективному использованию ресурсов, вызывают необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, создают условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров, обеспечивают свободу выбора и действий потребителей и производителей, нацеливают производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
В Российской Федерации, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.
В
моей работе я бы хотела рассмотреть
проблемы монополии и конкуренции в Российской
Федерации, реально оценить степень распространенности
монопольных и конкурентных сил на рынке
и их влияние на экономику страны. В моей
курсовой работе будут освещены такие
вопросы, как монополия, конкуренция и
антимонопольное регулирование в Российской
Федерации, на рассмотрение которых отведены
отдельные главы.
ГЛАВА
1. МОНОПОЛИЯ
История
монополии достигает глубокой
древности. Монополистические тенденции
в разных формах и в неодинаковой
степени проявляются на всех
этапах развития рыночных процессов
и сопровождают их. Но их
новейшая история начинается в
последней трети XIX столетия. Монополистические
образования - это отдельные
крупные предприятия, объединения предприятий,
хозяйственные товарищества, которые
производят значительное количество продукции
определенного вида, благодаря
чему занимают доминирующее положение
на рынке; получают возможности
влиять на процесс ценообразования, добиваясь
выгодных цен; получают более высокие
(монопольные) прибыли. Признаком монополии
является занятие монопольного
положения. Последнее определяется
как доминирующее положение предпринимателя,
которое дает ему возможность
самостоятельно или вместе
с другими предпринимателями
ограничивать конкуренцию на рынке определенного
товара. Такое положение позволяет
монополистам избежать целого
ряда проблем и рисков, связанных
с конкуренцией, занять привилегированную
позицию на рынке, концентрируя
в своих руках определенную хозяйственную
власть. Итак, монополии имеют возможность
с позиций силы влиять на других участников
рынка, навязывать им свои условия.
Монополии можно классифицировать по разным аспектам. Основное деление монополий выделяет 3 основных вида: закрытая монополия, естественная монополия, открытая монополия.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.
Естественная
монополия возникает в отрасли,
в которой долгосрочные средние
издержки достигают минимума только
тогда, когда одна фирма обслуживает
весь рынок целиком. В такой отрасли
минимальный эффективный
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но
такое деление не означает, что
все предприятия-монополисты
Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии.
Современная теория выделяет три типа монополий:
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой
концерн — это объединение
десятков и даже сотен предприятий
различных отраслей промышленности,
транспорта, торговли, участники
которого теряют собственность
на средства производства
и произведенный продукт, а главная фирма
осуществляет над другими участниками
объединения финансовый контроль.
Информация о работе Монополия и конкуренция в российской экономике