Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:59, курсовая работа
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
20-е годы ХХ столетия во многих отношениях были переломными, так как именно тогда само существование рыночной экономики было поставлено под вопрос. В Америке, Европе и Японии быстрыми темпами шел процесс концентрации капитала и роста монополий, от военного времени сохранилась тенденция глубокого государственного вмешательства в экономику.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Признаки и характеристика рынка монополистической конкуренции……...4
1.1 Модели монополистической конкуренции………………………………….4
1.2 Неценовая конкуренция, как основной вид конкуренции………………...12
1.3Оценка экономической эффективности монополистической конкуренции……………………………………………………………………...16
1.4 Пространственные модели монополистической конкуренции…………...17
2 Монополистическая конкуренция на рынке Российской Федерации……...23
2.1Особенности монополистической конкуренции на Российском рынке….23
2.2Монополистическая конкуренция на рынке лекарственных средств…….26
2.3Реклама в условиях несовершенной конкуренции…………………………32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемых источников……………………………………………..40
94.6% общего числа
вышедших на рынок приходилось
на мелкие фирмы без
И таких примеров
великое множество. Это
Процветание оптовиков
в начальный период реформ
во многом было обратной
Фармацевтика – отрасль с гигантским ассортиментом. В России, например, на сегодняшний день зарегистрировано около 11 тысяч лекарств, а в лучших аптеках имеется постоянно в продаже 3-4 тысячи препаратов. Каждое из них аптека может попытаться заказать у любого оптовика. И почти всегда получит отказ, если оптовик мелкий, а лекарство не из ходовых. Дело в том, что на большинство препаратов приходится ничтожно малые доли продаж. Легко подсчитать, что, пропорционально распределяя свои ресурсы на весь спектр лекарств, оптовик с годовым оборотом в миллион долларов должен был бы закупать большинство препаратов «партиями» на сумму от одного до десяти долларов в год. Ясно, что в таких масштабах торговля просто невозможна. Следовательно, полное покрытие ассортимента для недостаточно больших компаний исключено, им приходится ограничиваться лишь некоторыми позициями. Зато перед крупными фирма эта проблема не стоит: у них достаточно средств для закупки всех средств и имеются площади для их хранения. Широта же ассортимента дает гигантам массу преимуществ. Аптеке неинтересно обзванивать десятки фирм в поисках одного редкого лекарства, потом повторять эту процедуру в поисках второго и т.д. Гораздо удобнее брать все в одном месте.
В итоге аптеки
активно покупают у крупных
поставщиков. Как показал
Аналогично обстоит
дело и с сервисом. В оптовой
торговле уровень сервиса в
первую очередь определяется
оперативностью доставки
К тому же
у крупного оптовики обычно
гуще сеть клиентов. Машина делает
меньшие концы, объезжая
Означает ли всё это, что на рынке рано или поздно не останется места для мелких компаний? Безусловно, нет, хотя их доля будет уменьшаться и дальше. А вот у средних компаний есть все шансы сохранить свои рыночные позиции. Для этого они должны лишь выстроить верную конкурентную стратегию. Например, у средней компании с оборотом около 1-2 миллиона долларов и ассортиментом в 300-400 наименований наиболее ходовых препаратов, вся палитра предложений такой фирмы полностью перекрывается ассортиментом крупных оптовиков. Причем у последних лучше сервис, выбор лекарств не ограничен этим минимумом, а часто и цены ниже. Однако – 1-2 миллиона всё же солидная сумма. В таких объёмах лекарства не продашь «по случаю». То есть фирмы средних размеров должны вести регулярные операции с постоянными клиентами, типовыми условиями сделок и т.д. – словом, их выносит в ту самую сферу стандартного бизнеса, где так сильны крупные фирмы. Круг замыкается. Порвать этот порочный круг можно за счёт специализации – продавать только некоторые специализированные или редкие препараты, сделав их своей опорой.
Нынешнее время явно
не благоприятствует малым компаниям,
занятым оптовой торговлей
Лекарственный рынок России представлен сегодня в основном импортной продукцией. Сравнять в нём доли отечественных и зарубежных производителей, согласно оценкам специалистов, удастся, если вложить в фарминдустрию порядка миллиарда долларов и разработать не менее 200 инновационных препаратов.
Кризисная ситуация сложилась в обеспечении российских фармацевтических предприятий сырьем. За пятнадцать последних лет производство субстанций на большинстве заводов закрыто. Если в 1991 году 80 процентов лекарств выпускалось из субстанций российского производства, то теперь эта цифра составляет не более 10 процентов.
В ноябре 2010 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского фармацевтического рынка. Объём фармрынка России по итогам 2009года, по мнению различных экспертов, составил от $ 10 до 12,3 млрд. Как и в предыдущие годы, в течение 2009г. рынок продолжал расти. Оценки темпов прироста объёма рынка за 2009год также сильно разнятся – от 17% до 36%.Удельная доля импорта в общем объёме продаж составила 75% по итогам 2009года и продолжает увеличиваться за счёт импорта, в основном, дорогих препаратов. Объем импорта лекарственных средств в Россию в 2009г. вырос на 45-63% и, по мнению аналитиков, достиг $ 6-6,5 млрд.
В структуре фармацевтического рынка выделяют коммерческий (розничный) и государственный сегменты. В 2009году по оценкам экспертов доля коммерческого сегмента составила около 68%, а государственного 32% соответственно. При этом доля государственного сегмента в последние годы растёт, в основном за счёт развития программы ДЛО. Объем производства отечественных предприятий химико-фармацевтической отрасли в 2009году увеличился по разным оценкам на 17-25% и превысил отметку в $ 2 млрд.
Главным итогом 2009 года в дистрибьюторском секторе российского фармрынка стала смена лидеров в коммерческом сегменте: компания «Протек» впервые уступила первое место основному конкуренту СИА Интернейшнл.16Аптечные сети в течение 2009 года продолжили консолидироваться. По объёмам продаж безоговорочным лидером является сеть «Аптеки 36,6». Однако в I полугодии 2010 года сеть аптек «Ригла» вошла в категорию «Национальные аптечные сети», до этого в неё входили лишь «Аптеки 36,6». Продолжается активная экспансия ведущих аптечных сетей в регионах.
В 2004 году объем всего фармрынка РФ в розничных ценах (ГЛС17 и парафармацевтика, а также их реализация в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) составил $ 6,3 - 6,5 млрд. (с НДС, в розничных ценах) или $ 5,1 мрд. в оптовых ценах, что, по разным оценкам, на 13-15,5% больше, чем в 2003 г.
Табл.2-Обьем
В оптовых ценах, $млн. |
Прирост к 2009 г. В оптовых ценах, % |
В розничных ценах, $ млн. |
Прирост к 2009 г. В розничных ценах, % | |
Объем аптечного рынка ГЛС |
3 579 |
13% |
4 581 |
12% |
Объем рынка парафармацевтики (все, что не является ГЛС) |
780 |
21% |
1 170 |
21% |
Объем рынка ЛПУ |
710 |
9% |
- |
- |
Объем фармрынка в целом |
5 069 |
14% |
6 461 |
13% |
Рост российского рынка в 2010 был обусловлен несколькими факторами:
- повышенным спросом на лекарства в IV квартале 2010г. в преддверии надвигающейся реформы системы бесплатного и льготного отпуска;
- интенсивным развитием
розничного сектора рынка,
Перспективы роста российского
фармрынка выглядят более чем
убедительными. Если в мире объем
фармацевтического рынка в 2 раза
превышает объем рынка
Потребление лекарств на душу населения росло высокими темпами, достигнув в 2010г. $ 31-39 в ценах конечного потребления, что означает 28% прироста к 2009 году. Фармацевтический рынок вырос в ценах, но одновременно сократился в упаковках (в штуках) на 8%. Это соответствует тенденциям последних лет: с ростом благосостояния люди стали покупать более дорогие импортные препараты в больших по объему упаковках. В структуре аптечных продаж обозначилась явная тенденция снижения доли недорогих препаратов.
Таким образом к яркими особенностями рынков монополистической конкуренции в экономике России можно отнести то, что в России рыночные реформы начали проводится в то время , как в некоторых других странах рыночная экономика уже сформировалась, низкая дифференциация продукции и неспособность отечественных заводов удовлетворить появившийся спрос привлекла первоночально на российский рынок множество иностранных фирм, к оссобенностям можно отнести и тяжелую конкурентную борьбу российских производителей и инофирм (несмотря на то, что себестоимость нашей продукции несравнимо меньше), и преобладание неценовой конкуренции на российских рыках, и огромные трудности российских фирм на мировом рынке.
Рассматривать рекламу необходимо, так как она тесно связана с рынком монополистической конкуренции, именно на нем она наиболее часто встречается и необходима для выживания продавца на рынке.
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом фирмы.
Информация о работе Монополистическая конкуренция и особенности ее проявления в Российской экономике