Монополистическая конкуренция в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:06, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - раскрыть особенности монополистической конкуренции как рыночной структуры; определить её сущность, черты, виды понять, какое место она занимает среди других рыночных структур.В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Это промежуточные модели между совершенной конкуренцией и чистой монополией. Они не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и встречаются гораздо чаще.

Содержание

Введение
Глава 1.Монополистическая конкуренция 4
Основные черты рынка монополистической конкуренции 4
Понятие монополистической конкуренции. 6
Антимонопольное законодательство РФ 9
Глава 2. Монополистической конкуренции в рыночной экономике 11
2.1. Структура Монополистической конкуренциив рыночной экономике 11
Глава 3. Арбитражная практика 15
Заключение 16
Библиография 18

Работа содержит 1 файл

Копия КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (2).docx

— 36.40 Кб (Скачать)

Российский экономический  университет им. Г. В. Плеханова

 

 

Финансовый факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

« предпринимательское право»

На тему «Монополистическая конкуренция в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                Выполнила                                                                                                                                   

студент  2 курса

Финансового факультета                                                                                                         

группы 2201

Даллакян Майрам Давидовна  .

Профессор Востриков Г. Г.

 

 

Москва 2011

 

                                                       Содержание

 

Введение

Глава 1.Монополистическая конкуренция                        4

    1. Основные черты рынка монополистической конкуренции          4
    2. Понятие монополистической конкуренции.                        6
    3. Антимонопольное законодательство РФ                                                        9

Глава 2. Монополистической конкуренции в рыночной экономике                                          11

2.1. Структура Монополистической конкуренциив рыночной экономике       11

Глава 3. Арбитражная практика                         15

Заключение               16

Библиография                 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера  услуг, торговля и т.д.), а также  олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Это промежуточные  модели между совершенной конкуренцией и чистой монополией. Они не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и встречаются  гораздо чаще.

Цель  данного реферата  - раскрыть особенности монополистической  конкуренции как рыночной структуры; определить её сущность, черты, виды понять, какое место она занимает среди других рыночных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Монополистическая конкуренция

1.1.Основные черты рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция - это модель рыночной структуры, объединяющая в себе ряд свойств совершенной  конкуренции и монополии.

 

Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя  признаками:

 

1) в большинстве случаев  конкуренция является естественным  регулятором цен на рынке;

2) конкуренция становится  предпосылкой для реализации  прав потребителей;

 

3) конкуренция есть правомерная  деятельность хозяйствующих субъектов  на рынке, целью которой является  получение наиболее выгодных  условий производства и сбыта  товаров законными средствами.

 

Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения  монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".

 

Монополия означает:

1) исключительное положение  хозяйствующего субъекта на рынке,  при котором он сосредоточивает  в своих руках значительную  часть производства и сбыта  определенного товара;

2) особое поведение господствующего  на рынке субъекта и использование  доминирующего положения в своих  интересах;

3) исключительное право,  которое предоставляется государством  одному или нескольким субъектам  на осуществление определенной  деятельности.

 

Предпосылками несовершенной  конкуренции являются:

1)значительная доля рынка  у отдельных производителей;

2)наличие барьеров проникновения  в отрасль;

3)неоднородность продуктов; 

 

Как и в случае совершенной  конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или  иной рынок к этой категории. Критерием  несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен  с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции  является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Понятие монополистической конкуренции.

 

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором  существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой  товара (или услуги).

На рынке монополистической  конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую  долю рыночного спроса на общий тип  товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции  размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10% общего объема продаж на данном рынке, что больше чем в условиях совершенной конкуренции (до 1 %). Количество продавцов обусловливает  тот факт, что последние не считаются  с реакцией своих соперников, когда  выбирают объемы продаж и устанавливают  цены на свою продукцию, в отличие  от ситуации, например, олигополии, когда  на рынке одного товара действует  лишь несколько крупных продавцов. Хотя на отраслевом рынке продаются  товары (или реализуются услуги) одного типа, при монополистической  конкуренции продукт каждого  продавца обладает уникальными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих  фирм. Это называется дифференциацией  товара в противовес стандартизированным  товарам, характерным для совершенной  конкуренции. Уникальность товара дает каждому продавцу определенную степень  монопольной власти над ценой: на престижные товары (например, часы "Ролекс", ручка "Монт Бланк", духи "Шанель") цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие  столь знаменитой торговой марки  или не столь блестяще разрекламированные. При монополистической конкуренции  легко основать новую фирму в  отрасли или покинуть рынок - вход на данный отраслевой рынок не затруднен  такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько  легок, как при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто  испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. Примерами отрасли с преобладанием  монополистической конкуренции  могут служить рынок женской, мужской или детской одежды, меховых, ювелирных изделий, обуви, мебели, безалкогольных напитков, книг, а также рынки  различных услуг - парикмахерские, химчистки, прачечные и т.п. Таким образом, монополистическая конкуренция  похожа на ситуацию монополии тем, что  фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

Теория монополистической  конкуренции основывается на трех допущениях:

-дифференциация продукта;

-большое количество продавцов  и покупателей;

-относительно свободный  вход в отрасль и выход из  нее;

 

На практике это  означает следующее:

Во-первых, каждая из фирм отрасли  продает свой особый тип или вариант  товара. В таком случае говорят, что  рыночная продукция дифференцирована. Дифференциация предполагает, что каждая фирма пытается сделать свой продукт  отличным от продукции других фирм, чтобы привлечь покупателей. Чем  в большей степени ей удается  сделать свой продукт отличным от продуктов других фирм, производящих сходную продукцию, тем большей  монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса на ее продукт.

 

Во-вторых, на рынке действует  относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством  подразумевается наличие 25, 35, 60, 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно небольшими долями рынка  и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Также  такая ситуация гарантирует то, что  фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов  производства или искусственного повышения  цен.

 

То, что производители  в условиях монополистической конкуренции  являются типично небольшими по размеру  фирмами как в абсолютном, так  и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся  капитал невелики.

 

Таким образом, сложившаяся  ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж путем уменьшения цен на свою продукцию, потому что  влияние ее действий настолько незначительно  отразится на каждом из них, что у  последних не будет причин реагировать  на ее действия.

В-третьих, ограничения по вхождению в отрасль новых  фирм отсутствуют, поэтому новым  фирмам несложно вступить на рынок  со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если их товары перестали  пользоваться спросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Антимонопольное законодательство РФ

Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений  и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Закон РФ “О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

 

Система правового регулирования  конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.

1. Конституция РФ.

Статьей 8 гарантируются  единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности.

Статьей 34 запрещается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию.

Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических  препятствий для осуществления  добросовестной конкуренции.

2. Закон РСФСР от 22 марта  1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках".

Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех  случаях, когда действия, совершенные  за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия  на товарных рынках Российской Федерации.

 

Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами  исключительных прав. Здесь имеет  место так называемый конфликт между  антимонопольным и патентным  законодательством. Вместе с тем  из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей  исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного  права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).

 

3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг".

Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке  ценных бумаг, банковских, страховых  и иных финансовых услуг.

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных  монополиях".

Закон представляет собой  отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения  на рынках, изначально признаваемых легальной  монополией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Монополистической конкуренции в рыночной экономике

2.1. Структура Монополистической конкуренции в рыночной экономике      

 

Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

 

Прежде всего обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что  в рамках данной рыночной структуры  сочетаются черты, присущие монополии  и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию  роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного  товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и  ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность  продукции в относительно небольших  размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты  выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид  и является монополистом в его  выпуске. У любой такой фирмы  имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и  предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие  зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают  различные ее виды. Не случайно они  проводят активную рекламную политику.

Огромные трудности российских предприятий в адаптации к  условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактом. В ряде случаев  источник проблем кроется в низкой дифференциации их продукции.

 

Дело в том, что в  советскую эпоху предприятия  выпускали всё по единым стандартам и технологиям. Причём ассортимент  был крайне узок: в стране производилось  около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и т.п. В силу этого  в рыночной экономике отечественные  предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное противостояние.

 

Дифференциация продуктов  возникает из-за существования между  ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Рассмотрим каждый из этих факторов дифференциации продуктов подробнее.

 

Прежде всего подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно  разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать  полость рта, в) укреплять эмаль  зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.

 

И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором  свойстве продукта неизбежно ведет  к проигрышу в другом. В этом примере введение в состав пасты  эффективных моющих и дезинфицирующих  веществ раздражает десны; лучшие в  медицинском отношении пасты  редко приятны на вкус. Поэтому  уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает  возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны: одна паста лучше  укрепляет десны, другая -- вкуснее  и т. д.

 

Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности  товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.).

 

 

Используя свое положение  относительного монополиста, фирма  может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать  конкурентная фирма под угрозой  полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции  многие из покупателей все равно  не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены; клиент парикмахерской также не покинет «своего» мастера в подобном случае. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

Информация о работе Монополистическая конкуренция в рыночной экономике