Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:50, реферат
Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе.
Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы.
Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Формы обобщения:
- рабочий план, конспекты
уроков с методическими
- доклад на МО, педсовете, педчтениях,
статьи в журналах, методические письма,
бюллетени;
- отчёт о педагогическом эксперименте
(если он ведётся);
- тематическая выставка методических материалов
из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические
материалы, наглядные пособия);
- обобщение - описание с методическими
выводами.
Пропаганда и внедрение передового педагогического
опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь
по внедрению?
Методы пропаганды:
- устная пропаганда (чтение
лекций, докладов на педагогических
советах, методических
- наглядная пропаганда (организация выставок,
проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
- письменная пропаганда (методические
рекомендации автора).
11. Памятка по обобщению опыта учителя
1. Внимательно следите
за научно-методической
2. Сохраняйте и накапливайте материалы,
отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты,
дидактические пособия, темы сочинений
учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения
за духовным развитием школьников. Отмечайте
при этом Ваши сомнения, неудачи.
3. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь
учесть успехи и недостатки в Вашей работе
и работе Ваших товарищей. Целесообразно
взять тему, которую Вы считаете наиболее
важной и нужной, и постараться оформить
ее как можно точнее, конкретнее.
4. Определите форму обобщения. Это может
быть доклад, статья. Но можно обобщить
опыт и по-другому. Например, привести
в систему Ваши методические материалы
(планы, карточки, схемы, виды самостоятельных
упражнений учащихся), сопроводив их краткими
разъяснениями.
5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных
вопроса), затем составьте по теме тезисы.
Вспомните и поместите в плане факты, которые
будут использованы как основание для
Ваших выводов. Снова и снова уточните
план; уже в нем должна быть отражена основная
идея и логика изложения темы.
6. При написании доклада сначала набросайте
черновик. До предела сокращайте введение,
избегайте общих фраз, не стремитесь писать
"наукообразно". Литературу используйте
не для повторения уже сказанного, а для
углубления и систематизации своих наблюдений
и выводов.
7. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая
об успехах, не забудьте о недостатках,
трудностях, ошибках. Главный критерий
хорошего опыта - результаты. Рассказ об
опыте неубедителен и малоинтересен, если
в нем не показано, как растут и развиваются
ученики.
8. Материал старайтесь излагать кратко,
просто, логично, стройно, избегая повторений.
9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом,
со своими коллегами, рассказывайте им
о своих трудностях, сомнениях. Так могут
появиться ценные мысли, нужные факты.
10. Подберите и надлежащим образом оформите
приложения (схемы, карты, таблицы, работы
учащихся, списки литературы и т.д.).
11. Помните, что, обобщая педагогический
опыт, Вы выполняете важную общественную
обязанность, способствуете дальнейшему
улучшению обучения и воспитания детей,
молодежи.
12. КАРТА объекта по изучению передового педагогического опыта
1. Ф.И.О., год рождения__________________
2.Учреждение__________________
3. Должность ____________________
4. Категория, год присвоения_____
5.Тема работы по обобщению передового
опыта, краткая аннотация
______________________________
6. Стадия: * изучение * обобщение * внедрение
7. Кем изучается_____________________
8. Методические разработки____________________
9. Публикации (указать
полные данные)________________
13. Содержание планирования работы по изучению передового педагогического опыта
1. Адрес изучаемого
опыта.
2. Название темы. Необходимо четко определить
проблему, по которой будет проводиться
изучение передового опыта работы, именно
этого опыта работы, его обобщение.
3. Изучение литературы, документов, графических материалов. Обосновать потребность,
обусловившую необходимость поиска статистических
данных; проанализировать состояние практической
работы учебных заведений по проблеме.
4. Цель обобщения опыта, основные направления
изучаемой проблемы, возможные пути ее
решения.
5. Объект (субъект) изучения (чей опыт
планируется изучать, кто будет изучать).
6. График посещения занятий (мероприятий),
сформулировать цели каждого посещения.
Обратить внимание:
на актуальность и конкретность решаемых
учебно-воспитательных задач, определенных
носителем передового педагогического
опыта;
на степень активности и самостоятельной
деятельности учащихся в решении поставленных
задач;
на определение уровня профессиональной
подготовки, стиля работы, творческого
потенциала педагога;
на результативность занятия (системы
занятий).
7. Накопление фактов, способы изучения
передового педагогического опыта:
выяснить отношение администрации к значению
изучаемого передового педагогического
опыта в комплексе задач, которые решает
педагогический коллектив учебного заведения;
наличие материалов по данному опыту
работы, где они были представлены;
где обсуждался и был одобрен к изучению
и внедрению рассматриваемый опыт работы,
результаты;
изучение (использование) передового
педагогического опыта в учебном заведении;
основные направления, методы и приемы,
используемые носителем передового педагогического
опыта для эффективности работы по проблеме,
выводы, определение перспективы в дальнейшей
работе;
изучение методических материалов, подготовленных
носителем передового педагогического
опыта, анализ их содержания, установление
связи конкретной проблемы с реализацией
общих учебно-воспитательных задач учебного
заведения; оказание помощи в систематизации
накопленных методических материалов,
подготовке описания опыта.
8. Подготовка научно - методического анализа
изучаемого передового опыта. Необходимо
отметить:
актуальность проблемы и ее значение
в совершенствовании учебно-воспитательного
процесса;
элементы (сущность) новизны опыта;
результативность работы;
рекомендации по использованию передового
опыта.
9. Обработка и обобщение собранных сведений,
оформление заключительного документа:
справки, выводов, рекомендаций.
14. Формы внедрения передового педагогического опыта
1. Практический уровень (описание конкретного педагогического
опыта, раскрытие преимуществ и перспектив
его применения):
- открытый урок ( показ приемов и методов
работы);
- семинар-практикум (описание отдельных
приемов и методов работы);
- творческий отчет (показ результатов
работы);
- конференции, выставки (показ системы
работы);
- написание реферата (описание системы
работы носителя передового педагогического
опыта).
2. Методический уровень
(раскрытие методики и системы конкретных
действий, идеи опыта, педагогической
инновации):
- педагогические чтения (определение
ведущей педагогической идеи опыта);
- школа-лаборатория (описание характерных
условий развития опыта);
- методический плакат (анализ результатов
работы);
- рукописи, магнитные записи, видеофильмы
и др. (использование при подготовке методических
разработок и рекомендаций).
3. Научный уровень (теоретический
анализ опыта):
- публикации, статьи, сборники, монографии
и др.
План работы "Формирование умений обобщать свой собственный опыт"
1. Что значит обобщить
опыт?
2. Общие показатели, по которым можно судить
о наличии передового педагогического
опыта.
3. Начало обобщения опыта (1-ый этап).
4. Задание: сбор материала для обобщения
опыта.
5. 2-ой этап обобщения опыта
- самоанализ своей работы (сбор фактического
материала, обоснованные выводы из него,
выделение идеи опыта, приёмов, методов
и форм работы, их методическое обоснование,
показатели эффективности приёмов и методов
работы).
6. Консультации, практическая помощь.
7. 3-ий этап обобщения опыта
- анализ результативности своей работы
(при каких условиях были достигнуты оптимальные
результаты в обучении и воспитании, какие
трудности были при его создании).
8. Описание опыта работы. Рекомендовать
структуру написания опыта.
9. Практическая работа.
10. Консультация.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Передовой
опыт и педагогическая наука.
Советская педагогика, №11, 1977.
2. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической
работе. – М., 1993.
3. Европейцева Г.Н. Изучение, обобщение,
распространение и использование передового
педагогического опыта. – Курган, 1983.
4. Кухарев Н.В. Педагог-мастер – педагог-исследователь.
– Гомель: УОГО, ГОСПО Беларуси, ГОИУУ,
1992.
5. Люцерова С.А. Теоретические и организационно-методические
основы изучения педагогического опыта:
Учеб. пособие. – Тюмень, 1987.
6. Методическая и организационная система
изучения и обобщения педагогического
опыта: Сб. науч. тр./ Редкол.: Я.С. Турбовский
(отв. ред.) и др., - М., изд. АПН СССР, 1990.
7. Нефедова К.Л. Передовой педагогический
опыт: формирование, изучение, использование:
Учеб. пособие. – Омск: ОГПЦ, 1988.
8. Савостенок П.Н. Некоторые проблемы управленческой
деятельности отделов образования и руководителей
школ. Кіраванне ў адукацыі. Вып.1, 1995.
9. Турбовский Я.С. Система вместо стихии.
Народное образование, № 11, 1988.