Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:03, реферат
Целью реферата является изучение и анализ истории профессионально-педагогического образования
Введение …………………………………………………………………………
Основная часть
Глава 1. История становления профессионально-педагогического образования в России
§1.1. Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг…………..
§1.2. Профессионально-педагогическое образование в России с 1917 г. по XXI век…………………………………………………………....................
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Машиностроительный институт
Кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионально обучения
Реферат
на тему:
«История
профессионально-
Группа КМ-101
Разработал:
студент группы КМ-101 А.М. Бузмакова
Преподаватель: Ю.В. Осколкова
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… Основная часть Глава 1. История становления
профессионально- §1.1. Общая характеристика
профессионально- §1.2. Профессионально-педагогическое
образование в России с 1917 г. по XXI
век………………………………………………………….....
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………….. |
3
5
8
14
16 |
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.
Система профессионально-
Вопросы истории развития профессионально-
В.А. Мосолова, П.В. Прохоровича и И.Г. Коваленко, Б.А. Соколова, В.А. Хрусталёвой и др.
Отдельные страницы истории подготовки инженерно-педагогических кадров в бывших республиках СССР (Украине, Узбекистане, Казахстане) освещены в работах М.Ф. Пузанова и Г.И. Терещенко, И.В. Заплаткина, Х.С. Мадрахимова и Е.А. Михайлычева, Б.К. Моминбаева, А.Ф. Рушева и М.Н. Мефодьева и др.
Новейшая история ППО (с 1991 г.) представлена в трудах А.А. Жученко, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, В.А. Фёдорова и др.
Однако имеющийся в
историко-графических публикациях материал недостаточен
для того, чтобы системно представить
развитие профессионально-
Приступая к работе над данным рефератом, я ставлю следующие задачи:
- познакомиться с историей
становления профессионально-
- выявить основные тенденции развития профессионально-
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
§1.1. Общая характеристика
профессионально-
Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах – узком и широком.
Чаще всего педагогическое
образование рассматривается
Профессионально-педагогическое
образование является относительно
самостоятельным видом
Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов. В связи с этим исторический процесс развития профессионального образования представлен, с одной стороны, его институализацией (возникновением, развитием, упорядочением общественных институтов - учебных, методических, управленческих), а с другой стороны, генезисом теоретико-педагогических и методических основ профессионального образования (А.М. Новиков, Л.Я. Гришина и др.).
Периодизация
Период со второй половины
XIX в. – 1917 г. рассматривается как
время становления системы
Второй этап (конец 1880-х
гг. – начало XX в.) характеризуется
упорядочением разрозненных учебных заведений и формированием
системы начального профессионального
образования. Главными достижениями этого
этапа стало принятие ряда государственных
документов – Законов, Уставов, Положений,
направленных на установление соответствия
системы учебных заведений требованиям
экономики и педагогической науки, типизацию,
установление для них единого плана, срока
подготовки, определение соотношения
общеобразовательного и специального
компонентов начального профессионально-
Третий этап (1910 – 1917 гг.) стал временем качественного перелома, связанного с усилением роли педагогических идей в развитии профессионального образования, осуществлением реформ перспективного, а не «догоняющего» характера. В это время создается инновационный тип учебного заведения (политехнические, технические курсы – техникумы), появляются идеи преобразования начального профессионального образования на основе педологии, психотехники, инженерной психологии (А.К. Гастев, Н.А. Бернштейн, П.П. Блонский, М.Я. Басов, С.Г. Геллерштейн и др.), возможность реализации которых открылась на следующем этапе.
§1.2. Профессионально-педагогическое образование в России
с 1917 г. по XXI век.
После октября 1917 г. наступает новый период в развитии профессионального образования (1917 – 1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой государственной идеологией (государственность, всеобщая трудовая подготовка, доступность, преемственность, бесплатность, светскость, коммунистическая идейность и др.). Развитие профессионального образования в период 1917 – 1990 гг. можно охарактеризовать как динамичный противоречивый процесс, в котором проявляется как отрицание предшествующего опыта и достижений, так и возвращение к ним.
На первом этапе (1917 – конец 1930 гг.) данного периода происходит ликвидация или трансформация ранее созданных курсов, школ, училищ, открытие новых типов учебных заведений профессионального образования (школы ФЗУ, техникумы). Ведущими идеями этого этапа, распространившимися на область начального профессионального образования, выступают политехнизм, единство школы, равноправие мужчин и женщин, взаимосвязь общего и специального образования, созидающий творческий характер учебного процесса. Либерализация педагогического творчества на этом этапе выражается в отмене дореволюционных программ, планов, методик подготовки и предоставлении свободы в их разработке непосредственным участникам образовательного процесса. Часть прогрессивных педагогических идей предшествующего этапа (педология, инженерная психология, психотехника) находит свое использование во вновь разрабатываемых методиках начального профессионального образования (А.К. Гастев, Л.В. Моисеев, М.Я. Бескин и др.). Создаются новые научные центры – Центральный институт труда, НИИ промышленных кадров, отраслевые НИИ, изучающие различные аспекты начальной профессиональной подготовки. Теоретические дискуссии, столкновение различных точек зрения, плюрализм и свобода педагогического творчества делают данный этап временем инновационных методических находок (система свободного коллективного продвижения бригад, лабораторный и проектный метод, соединение обучения с производственным трудом и др.). Однако в середине 1930-х гг. наступает перелом в развитии профессионального образования, связанный с общими тенденциями развития нашей страны.
На новом этапе его развития (конец 1930 – 1958 гг.) на смену плюрализму и свободе приходит единообразие и жесткая централизация. Закрываются научные центры, журналы, часть научных областей (педология, психотехника, психология труда) прекращает свое существование, что негативно отражается на содержании и методике профессионального образования. Это время характеризуется существенным обеднением методик, слабым развитием методической службы учреждений профессионального образования, нарушением их взаимосвязи с производственными и сельскохозяйственными предприятиями. Наряду с этим усиливается значение теоретической подготовки, качества уроков как основной формы профессионального образования. Централизация и функционирование начального профессионального образования в условиях системы Государственных трудовых резервов (1940 – 1950 гг.) обеспечивает стабильность, преемственность, плановость подготовки кадров. Однако директивный характер теоретико-методического и организационного сопровождения профессионального образования, отказ от прогрессивного наследия прошлого приводят к негативным последствиям. Возможность оценить и преодолеть недостатки появляется в конце 1950-х гг., когда отставание профессиональной подготовки от потребностей развития промышленности становится все более очевидным. Для анализа профессионального образования этого времени создаются специальные правительственные и ведомственные комиссии. Среди главных недостатков ими были названы отставание педагогической теории от нужд подготовки кадров и низкий уровень методического обеспечения учебного процесса в учреждениях профессионального образования.
Информация о работе История профессионально-педагогического образования