История профессионально-педагогического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение и анализ истории профессионально-педагогического образования

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
Основная часть
Глава 1. История становления профессионально-педагогического образования в России
§1.1. Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг…………..
§1.2. Профессионально-педагогическое образование в России с 1917 г. по XXI век…………………………………………………………....................
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………..

Работа содержит 1 файл

реферат по ППС.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Машиностроительный  институт

Кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионально обучения

 

 

 

 

Реферат

 

на тему:

«История  профессионально-педагогического образования»

 

Группа КМ-101

Разработал:

студент группы КМ-101 А.М. Бузмакова

Преподаватель:      Ю.В. Осколкова

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………

Основная часть

Глава 1.  История становления  профессионально-педагогического образования  в России

§1.1. Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг…………..

§1.2. Профессионально-педагогическое образование в России с 1917 г. по XXI век…………………………………………………………....................

 

Заключение ………………………………………………………………………

 

Список использованной литературы …………………………………………..

3

 

 

 

 

 

5

 

8

 

14

 

 

16


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения  фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Система профессионально-педагогического  образования (ППО) (наряду с этим, введенным в научный оборот в начале 1990-х годов, термином используются: «инженерно-педагогическое» (ИПО) и «специальное педагогическое образование» (СПО), применявшиеся для наименования системы прежде) переживает сегодня серьезные перемены. Последние связаны с попытками пересмотреть статус и роль указанной отрасли образования в образовательной системе, оптимизировать структуру и управление ППО, содержание и формы подготовки профессионально-педагогических кадров. В связи с чем изучение и переосмысление исторического опыта приобретают особое значение, поскольку позволяют не только интегрировать прогрессивные находки и достижения прошлого, но и определить и преодолеть допущенные ранее ошибки и недостатки, а главное, избежать повтора уже имевших место необоснованных и неверных решений.

Вопросы истории развития профессионально-педагогического образования в дореволюционный (до 1917г.) и советский период рассмотрены в работах К.И. Васильева, А.Н. Веселова, И.К. Воеводского, К.А. Ивановича, Н.И. Кравцова, В.П. Леднева, А.Т. Маленко, Ф.Г. Паначина, А.И. Пастухова и

В.А. Мосолова, П.В. Прохоровича  и И.Г. Коваленко, Б.А. Соколова, В.А. Хрусталёвой  и др.

Отдельные страницы истории подготовки инженерно-педагогических кадров в бывших республиках СССР (Украине, Узбекистане, Казахстане) освещены в работах М.Ф. Пузанова и Г.И. Терещенко, И.В. Заплаткина, Х.С. Мадрахимова и Е.А. Михайлычева, Б.К. Моминбаева, А.Ф. Рушева и М.Н. Мефодьева и др.

Новейшая история ППО (с 1991 г.) представлена в трудах А.А. Жученко, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, В.А. Фёдорова и др.

Однако имеющийся в  историко-графических публикациях материал недостаточен для того, чтобы системно представить развитие профессионально-педагогического образования за почти 100-летний период его существования, поскольку в них отсутствует функционально полный комплекс параметров, анализ которых позволяет с достаточной достоверностью и полнотой отразить состояние системы подготовки профессионально-педагогических кадров на разных этапах ее развития.

 

Приступая к работе над  данным рефератом, я ставлю следующие  задачи:

- познакомиться с историей  становления профессионально-педагогического образования;

- выявить основные тенденции развития профессионально-педагогического образования на определенных исторических этапах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ИСТОРИЯ  СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

 

§1.1. Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг.

Педагогическое образование  есть важнейшая составная часть  всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое  во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах – узком и широком.

Чаще всего педагогическое образование рассматривается как  система подготовки, главным образом, специалистов общего (дошкольного, начального, основного и полного общего) образования (педагогическое образование в узком смысле). В широком смысле к педагогическому образованию относят также педагогическую подготовку всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, педагогическое образование родителей). Образование лиц, ведущих подготовку в учреждениях профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также в учреждениях дополнительного образования, включая систему переподготовки и повышения квалификации.     

Профессионально-педагогическое образование является относительно самостоятельным видом педагогического  образования.

Профессиональное образование  как часть общественной жизни  возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов. В связи с этим исторический процесс развития профессионального образования представлен, с одной стороны, его институализацией (возникновением, развитием, упорядочением общественных институтов - учебных, методических, управленческих), а с другой стороны, генезисом теоретико-педагогических и методических основ профессионального образования (А.М. Новиков, Л.Я. Гришина и др.).

Периодизация профессионального  образования произведена на основе цивилизационно-парадигмального подхода к анализу исторического процесса (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Н.В. Назаров, О.Б. Широких). Выделение этапов позволяет более обстоятельно и точно характеризовать динамику развития профессионально-педагогического образования.

Период со второй половины XIX в. – 1917 г. рассматривается как  время становления системы отечественного профессионального образования. На первом этапе (1860 – конец 1880 гг.)  этого периода под влиянием социально-экономических, политических и социокультурных факторов происходит бурный количественный  рост учреждений профессионального образования в торговой, финансовой, технической, транспортной, художественной, сельскохозяйственной сферах. Слабость государственной политики в области профессионального образования на этом этапе приводила к преимущественному распространению частной и общественной инициативы в этой области, «разнобою» в содержании учебных планов, программ, методик, стихийно возникающих на местах подготовки кадров. Вместе с тем, 1860 – конец 1880 гг. стали временем повышенного внимания к профессиональному образованию со стороны видных ученых, педагогов и общественных деятелей, таких как: Е.Н. Андреева, В.К. Делла-Вос, А.Г. Неболсина,  А.Д. Путята,  К.Д. Ушинского,  А.И. Чупрова, И.И. Янжул и др.  В их трудах и выступлениях появляются идеи повышения эффективности профессионального образования через усиление общеобразовательной подготовки, обучения специалистов нескольким смежным профессиям, единства теории и практики профессионально-педагогического образования, использование труда как средства умственного и нравственного воспитания, разработки специальных методических приемов. Однако практическая реализация этих идей была осуществлена позже. Противоречия между потребностями общественного производства и недостаточностью государственного их разрешения приводят к отставанию практики профессионального образования от теоретических разработок этого этапа.

Второй этап (конец 1880-х  гг. – начало XX в.) характеризуется  упорядочением разрозненных учебных заведений и формированием системы начального профессионального образования. Главными достижениями этого этапа стало принятие ряда государственных документов – Законов, Уставов, Положений, направленных на установление соответствия системы учебных заведений требованиям экономики и педагогической науки, типизацию, установление для них единого плана, срока подготовки, определение соотношения общеобразовательного и специального компонентов начального профессионально-педагогического образования исходного общеобразовательного уровня учащихся и т.п. В это время начато разделение низшей и средней подготовки в учреждениях профессионального образования. Появляются учебные заведения для женщин. Начинается реализация на практике перспективных педагогических идей предшествующего этапа, улучшается общеобразовательная и общетехническая подготовка учащихся. Разрабатывается первая концептуальная основа развития начального профессионального образования – «Проект Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884 г.), в русле которой шло развитие профессионального образования вплоть до октября 1917 г. Формируется ряд новых теоретических идей: специальная подготовка преподавательских кадров для профессионального образования, методическая подготовка мастеров; преемственность учебных заведений различных уровней. Обогащаются методики профессионального образования (И.А. Анопов, С.А. Владимирский, И.А. Стебут, И.А. Вышнеградский и др). Вместе с тем сохраняются тенденции к малочисленности государственных учреждений профессиональной подготовки, отставанию государственной политики от образовательной практики, минимизации расходов на начальную профессиональную подготовку, существованию архаичных форм профессионально-педагогического образования.

Третий этап (1910 – 1917 гг.) стал временем качественного перелома, связанного с усилением роли педагогических идей в развитии профессионального образования, осуществлением реформ перспективного, а не «догоняющего» характера. В это время создается инновационный тип учебного заведения (политехнические, технические курсы – техникумы), появляются идеи преобразования начального профессионального образования на основе педологии, психотехники, инженерной психологии (А.К. Гастев, Н.А. Бернштейн, П.П. Блонский, М.Я. Басов, С.Г. Геллерштейн и др.), возможность реализации которых открылась на следующем этапе.

 

§1.2.  Профессионально-педагогическое образование в России

с 1917 г. по XXI век.

После октября 1917 г. наступает  новый период в развитии профессионального  образования (1917 – 1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой государственной идеологией (государственность, всеобщая трудовая подготовка, доступность, преемственность, бесплатность, светскость, коммунистическая идейность и др.). Развитие профессионального образования в период 1917 – 1990 гг. можно охарактеризовать как динамичный противоречивый процесс, в котором проявляется как отрицание предшествующего опыта и достижений, так и возвращение к ним.

На первом этапе (1917 –  конец 1930 гг.) данного периода происходит ликвидация или трансформация ранее созданных курсов, школ, училищ, открытие новых типов учебных заведений профессионального образования (школы ФЗУ, техникумы). Ведущими идеями этого этапа, распространившимися на область начального профессионального образования, выступают политехнизм, единство школы, равноправие мужчин и женщин, взаимосвязь общего и специального образования, созидающий творческий характер учебного процесса. Либерализация педагогического творчества на этом этапе выражается в отмене дореволюционных программ, планов, методик подготовки и предоставлении свободы в их разработке непосредственным участникам образовательного процесса. Часть прогрессивных педагогических идей предшествующего этапа (педология, инженерная психология, психотехника) находит свое использование во вновь разрабатываемых методиках начального профессионального образования (А.К. Гастев, Л.В. Моисеев, М.Я. Бескин и др.). Создаются новые научные центры – Центральный институт труда, НИИ промышленных кадров, отраслевые НИИ, изучающие различные аспекты начальной профессиональной подготовки. Теоретические дискуссии, столкновение различных точек зрения, плюрализм и свобода педагогического творчества делают данный этап временем инновационных методических находок (система свободного коллективного продвижения бригад, лабораторный и проектный метод, соединение обучения с производственным трудом и др.). Однако в середине 1930-х гг. наступает перелом в развитии профессионального образования, связанный с общими тенденциями развития нашей страны.

На новом этапе его  развития (конец 1930 – 1958 гг.) на смену  плюрализму и свободе приходит единообразие и жесткая централизация. Закрываются научные центры, журналы, часть научных областей (педология, психотехника, психология труда) прекращает свое существование, что негативно отражается на содержании и методике профессионального образования. Это время характеризуется существенным обеднением методик, слабым развитием методической службы учреждений профессионального образования, нарушением их взаимосвязи с производственными и сельскохозяйственными предприятиями. Наряду с этим усиливается значение теоретической подготовки, качества уроков как основной формы профессионального образования. Централизация и функционирование начального профессионального образования в условиях системы Государственных трудовых резервов (1940 – 1950 гг.) обеспечивает стабильность, преемственность, плановость подготовки кадров. Однако директивный характер теоретико-методического и организационного сопровождения профессионального образования, отказ от прогрессивного наследия прошлого приводят к негативным последствиям. Возможность оценить и преодолеть недостатки появляется в конце 1950-х гг., когда отставание профессиональной подготовки от потребностей развития промышленности становится все более очевидным. Для анализа профессионального образования этого времени создаются специальные правительственные и ведомственные комиссии. Среди главных недостатков ими были названы отставание педагогической теории от нужд подготовки кадров и низкий уровень методического обеспечения учебного процесса в учреждениях профессионального образования.

Информация о работе История профессионально-педагогического образования