Педагогический совет в дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях предъявляет большие требования к методической составляющей воспитательного и образовательного процессоы.
П.Н.Лосев отмечает, что моделируя комплекс задач методической работы в детском саду, необходимо за основу взять модель профессионально значимых функциональных качеств педагога.

Содержание

Общее понятие о педагогическом совете в ДОУ
Предварительная подготовка к проведению педсовета
Формы проведения педсовета
Методы активизации педагогов при подготовке и проведении педсоветов
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогический совет в дошкольном учреждении.docx

— 47.14 Кб (Скачать)

Педагогический  совет в дошкольном учреждении

 

План:

    1. Общее понятие о педагогическом совете в ДОУ
    2. Предварительная подготовка к проведению педсовета
    3. Формы проведения педсовета
    4. Методы активизации педагогов при подготовке и проведении педсоветов
    5. Список литературы

 

  1. Общее понятие о педагогическом совете в ДОУ

 

Деятельность дошкольного  образовательного учреждения в современных  условиях предъявляет большие требования к методической составляющей воспитательного  и образовательного процессоы.

П.Н.Лосев отмечает, что  моделируя комплекс задач методической работы в детском саду, необходимо за основу взять модель профессионально значимых функциональных качеств педагога.

В связи с этим можно  выделить следующие три группы взаимосвязанных  функций методической работы:

  1. функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту;
  2. функции ДОУ по отношению к педагогическому коллективу;
  3. функции по отношению к конкретному педагогу и воспитателю.

Все эти функции имеют  свои конечные результаты, причем первые две группы «работают» в конечном счете на третью, гак как именно ее реализация приближает дошкольное учреждение к решению задач, связанных с инновационными изменениями в детском саду.

Ко второй группе функций методической работы относятся:

-консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;

-выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;

-анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов;

-анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;

-предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов и воспитателей;

-выявление, обобщение и распространение передового опыта педагогов самих дошкольных учреждений, обмен ценными педагогическими находками;

-предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;

-стимулирование педагогического творчества и инициативы у всех педагогов и воспитателей;

-приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

Реализация перечисленных  задач возможна посредством различных  форм управления, одной из которых  является работа педагогического совета как высшего коллегиального органа.

Однако необходимо помнить, по мнению П.Н.Лосева, что в организационной структуре методической деятельности нужно педсовет является мероприятием, где методическая функция выступает не главной, а сопутствующей. Производственные совещания, педсоветы проводятся по плану работы соответствующих общественных организаций, органов управления ДОУ, а не по плану методической работы, поэтому главные функции этих форумов не методические.

Белая К.Ю. определяет педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения.

В каждом дошкольном учреждении должно быть Положение  о педагогическом совете. Его можно  составить, используя Типовое положение  о педагогическом совете, утвержденное приказом Министерства просвещения  СССР № 94 от 16.12.1970 г. или «Примерный устав ДОУ» из пакета образцов документов, разработанных Министерством образования  РФ № 212/19-12 от 30.03.1994 г.

Составленное  положение о педагогическом совете ДОУ необходимо согласовать с  учредителем, утвердить и его  содержание довести до сведения коллектива детского сада.

Основные  функции педагогического совета перекликаются с содержанием функций методической деятельности ДОУ по отношению к педагогическому коллективу (П.Н.Лосев).

К ним относятся:

-определение направления образовательной деятельности ДОУ; отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ; 
- обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ; 
-рассмотрение вопросов повышения квалификации и переподготовки кадров; 
-организация выявления, обобщения, распространения, внедрения педагогического опыта;

-рассмотрение вопросов организации дополнительных услуг родителям; 
- отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ; иное.

 

Организация деятельности Совета педагогов (педсовета) предполагает активное участие всех членов коллектива в обсуждении вопросов повестки дня. Именно поэтому педсовет является коллективным органом управления дошкольным образовательным учреждением.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются  вопросы воспитательно-образовательной  работы с детьми, внедрения в работу коллектива новых достижений в науке  и педагогической практике.

В последний  раздел повестки дня под рубрикой «Разное» могут включаться вопросы  трудового этикета и распорядка работы, санитарное состояние помещений, разрешение конфликтных ситуаций, поощрения  или взыскания, информация по разным вопросам и другое.

Главным для обсуждения на педсоветах являются вопросы воспитания и обучения дошкольников, анализ имеющихся недостатков, принятие решений для их устранения, обмен  опытом педагогической работы.

Тематика  педагогических советов определяется в годовом плане дошкольного  учреждения. При необходимости в  него вносятся дополнения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов — уровень  развития детей, их здоровье, формы  совместной работы педагогов и родителей  по воспитанию дошкольников.

Все педагогические советы Белая К.Ю. условно классифицирует по следующим основаниям:

1. по  формам организации:

а) традиционный педсовет — это педсовет с подробной  повесткой дня, проведенный четко  с соблюдением регламента всех обсуждаемых  вопросов и принятием решения  по каждому из них;

б) педсовет с использованием отдельных методов  активизации педагогов, в ходе такого педсовета председатель может предложить участникам различные активные методы, например, решить ситуативную задачу по теме или использовать метод «игрового  моделирования»;

в) нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Подготовка этого  педсовета требует написания  сценария, распределения участников на команды и определения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать  принятие решений по совершенствованию  работы коллектива.

2) по  видам:

а) тематический, посвященный одной из годовых  задач коллектива;

б) итоговый, подводящий итоги работы за полугодие  или год.

Обязательным  условием правильной организации всей работы в ДОУ является сочетание  коллективного руководства и  персональной ответственности за свое дело.

На заседаниях в ходе обсуждения педагоги приходят к единому решению по совершенствованию  воспитательно-образовательного процесса, аттестации воспитателей, организации  опытно-экспериментальной и исследовательской  работы.

На педагогических советах определяются перспективы  в развитии учреждения. Решения педагогического  совета обязательны для исполнения всеми членами коллектива.

Исполнение  решений контролируется, именно поэтому  важно, чтобы они были понятны, адресованы конкретным исполнителям и ограничены сроками исполнения.

В какой  бы форме не проводился педсовет —  обязательно принимаются решения.

Решения педагогического совета фиксируются  в протоколах, к оформлению которых  предъявляются определенные требования.

В детских  садах ведутся записи протоколов педагогических советов. Эта документация является обязательной отчетной педагогической документацией, следовательно, к ее ведению и оформлению предъявляется  ряд определенных требований.

Книга протоколов педагогических советов пронумеровывается, скрепляется подписью заведующего  и печатью дошкольного образовательного учреждения.

В книге  протоколов фиксируется количество присутствующих на заседании педагогов  и отсутствующие.

Повестка  дня пишется подробно, а затем  кратко фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания  членов педагогического совета и  решения по каждому из пунктов  повестки дня.

 Каждый  протокол подписывается председателем  и секретарем педагогического  совета.

Таким образом, на педсовете обсуждаются вопросы, связанные с работой всего  коллектива. Педагогический совет выполняет определенные функции, которые закреплены наряду с другими аспектами в положении ии педсовете. Существуют различные формы проведения педагогических советов, которые отличаются по формам организации и видам.

 

 

2. Предварительная подготовка к проведению педсовета

Педагогический  совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия  для анализа и оценки своих  педагогических установок, принципов  в соответствии с требованиями современной  науки и передовой практики.

Чтобы педсовет был органом управления, а его  решения действенными и способствовали улучшению работы с детьми, каждому  заседанию предшествует тщательная подготовка всех его участников. Необходимо дать критический анализ своей деятельности, прийти на педсовет с выводами, сделанными в ходе этого анализа (что в  работе с детьми не удается, почему, и как выявленные недостатки можно  исправить и т.д.).

Волобуева Л.М. указывает на то, что старший воспитатель и заведующая помогают педагогам сравнить результаты анализа знаний, умений, навыков детей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, выделить главные направления в работе.

Опытному  педагогу достаточно предложить диагностическую  карту или вопросник к самоанализу, а начинающему специалисту лучше  показать методику выявления знаний, умений, навыков детей.

Возможны  и взаимопроверки воспитателей, где  каждый анализирует состояние дел  по конкретному вопросу у своего коллеги.

 Заведующая  и старший воспитатель продумывают  организационные вопросы: регламент,  повестку.

Важным  условием при подготовке педсовета  является актуальность рассматриваемых  вопросов. Педагогам интересны те вопросы, обсуждение которых дает практическое решение проблем, вызывающих затруднения  у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

Темы  для обсуждения на педагогическом совете должны быть конкретны и близки педагогам. В содержании проблем, выносимых на педсовет, в характере их обсуждения, поведении педагогов на педсовете, в отношении к нему проявляется уровень руководства дошкольным образовательным учреждением.

Регламентом педсовета должна быть предусмотрена  возможность для каждого педагога высказать свое мнение по решению  поставленных проблем: каждому есть что сказать, отчитаться, поделиться опытом, выделить проблему.

Воспитателям  предлагаются задания, которые помогут  подготовиться к педагогическому  совету. Например: «Оцените навыки самообслуживания у детей вашей группы, условно  разделив всех на три подгруппы: с устойчивыми навыками; частично сформированными, но не устойчивыми; 
с полным отсутствием тех или иных навыков. Перечислите причины такого разного уровня и предложите систему работы с детьми второй и третьей подгрупп».

Это пример реализации диагностического подхода припланировании и осуществлении работы с педагогическим коллективом. При подготовке повестки дня и решений педсовета важно опираться на результаты анализа изучаемой проблематики. Для этого целесообразно пользоваться приемами педагогической диагностики.

Педагогический  диагноз, как отмечает Никишина И.В., - это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.

Диагностика всегда представляет собой, утверждает Никишина И.В., научно – практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее типичное.

Информация о работе Педагогический совет в дошкольном учреждении