Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:15, контрольная работа
После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.
Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии – РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.
Введение
1. Предпосылки образования СССР
§1.1. Идеологические
§1.2. Национальная политика большевиков
§1.3. Политические
§1.4. Экономические и культурные
2. Этапы образования СССР
§2.1. Военно-политический союз
§2.2. Организационно-экономический союз
§2.3. Дипломатический союз
3. Формы федерирования (объединения) республик
§3.1. Создание автономий
§3.2 Формы автономий
§3.3. Договорные отношения между республиками
§3.4. Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения
4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство
§4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР
§4.2. Первый Всесоюзный съезд Советов
§4.3. Конституция СССР 1924 г
§4.4. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР
§4.5. Национально-государственное строительство
5. Значение образования СССР
§5.1. Выравнивание уровней отсталых народов
§5.2. Социально-культурное значение
§5.3. Влияние административно-командной системы на национальную политику
Заключение
Литература
Введение
Тема: Образование СССР
Содержание
Введение
1. Предпосылки образования СССР
§1.1. Идеологические
§1.2. Национальная политика большевиков
§1.3. Политические
§1.4. Экономические и культурные
2. Этапы образования СССР
§2.1. Военно-политический союз
§2.2. Организационно-экономический союз
§2.3. Дипломатический союз
3. Формы федерирования (объединения) республик
§3.1. Создание автономий
§3.2 Формы автономий
§3.3. Договорные отношения между республиками
§3.4. Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения
4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство
§4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР
§4.2. Первый Всесоюзный съезд Советов
§4.3. Конституция СССР 1924 г
§4.4. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР
§4.5. Национально-государственное строительство
5. Значение образования СССР
§5.1. Выравнивание уровней отсталых народов
§5.2. Социально-культурное значение
§5.3. Влияние административно-командной
системы на национальную
политику
Заключение
Литература
Введение
После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.
Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии – РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.
Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав, таким образом, тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально - государственном строительстве.
Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией Союзный совет.
В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.
Таким образом, к началу
двадцатых годов выявились
три основные
формы социалистической
федерации: одна была
основана на автономии (РСФСР),
другая выражалась
в двусторонних
договорах РСФСР
с другими самостоятельными
советскими республиками,
третья основывалась
на новой (по
сравнению с РСФСР)
форме федерации, в которой
составляющие её республики
обладали более широкими
правами, чем автономные
в РСФСР.
1. Предпосылки образования СССР
§1.1. Идеологические
Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.
§1.2. Национальная политика большевиков
Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).
§1.3. Политические
В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.
§1.4. Экономические и культурные
Потребность к объединению
диктовалась также исторической
общностью судеб народов
многонационального
государства, наличием
многолетних экономических
и культурных связей.
Между отдельными районами
страны исторически
сложилось экономическое
разделение труда: промышленность
центра снабжала районы
юго-востока и севера,
получая взамен сырье -
хлопок, лес, лен; южные
районы выступали основными
поставщиками нефти,
каменного угля, железной
руды и т.д. Значение
этого разделения возросло
после окончания Гражданской
войны, когда встала
задача восстановления
разрушенного хозяйства
и преодоления экономической
отсталости советских
республик. В национальные
республики и области
из центральных губерний
переводились текстильные
и шерстяные фабрики,
кожевенные заводы,
типографии, посылались
врачи, педагоги. Принятый
в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации
России) также предусматривал
развитие экономики
всех районов страны.
2. Этапы образования СССР
§2.1. Военно-политический
союз
Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.
§2.2. Организационно-экономический союз
В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).
§2.3. Дипломатический союз
В феврале 1922 г. в Москве
совещание представителей
РСФСР, Украины, Белоруссии,
Азербайджана, Армении,
Грузии, Бухары, Хорезма
и Дальневосточной республики
поручило делегации
ВЦИК представлять на
международной конференции
в Генуе по вопросам
экономического восстановления
Центральной и Восточной
Европы (апрель 1922 г.)
интересы всех советских
республик, заключать
от их имени любые договоры
и соглашения. Делегация
РСФСР была пополнена
представителями Украины,
Азербайджана, Грузии
и Армении.
3. Формы федерирования (объединения) республик
§3.1.
Создание автономий
Практика федерирования первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.
§3.2 Формы автономий
В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).
§3.3. Договорные отношения между республиками
Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.
§3.4. Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения
Федерация рассматривалась
большевиками как переходный
этап в преддверии мировой
революции, как обязательный
шаг на пути к союзу
и преодолению национальных
различий. Проект, разработанный
Сталиным летом 1922 г.,
и известный как план
автономизации, предусматривал
вхождение независимых
республик в Российскую
Федерацию на правах
автономий. Председатель
Совнаркома Украины
Х.Г. Раковский отрицательно
отнесся к сталинскому
проекту. Полностью
его отвергли представители
Компартии Грузии. В.И.
Ленин также осудил
поспешные действия
Сталина и выступил
против чрезмерного
централизма, за необходимость
укрепления суверенитета
и атрибутов независимости
каждой республики как
обязательного условия
сплочения народов.
Он предложил форму
федеративного союза
как добровольного и
равноправного объединения
самостоятельных советских
республик, отчуждавшего
на паритетных началах
ряд суверенных прав
республик в пользу
общесоюзных органов.