Методические рекомендации по обобщению эффективного педагогического опыта в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе.
Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы.
Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Работа содержит 1 файл

Мет рекоменд по обобщ опыта.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

4. Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта

    • - открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
    • - педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
    • - педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
    • - научно-методическая и научно-практическая конференции; 
    • - педагогическая выставка;
    • - педагогические чтения;
    • - диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной     
         работы;
    • - педагогические экскурсии;
    • - семинарские занятия по проблемам педагогики;
    • практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
    • педагогические консультации;
    • творческий отчет;
    • самообразование

 

5. Этапы выявления передового педагогического опыта

 

I этап. Выявление передового педагогического опыта начинается с обнаружения противоречий между сложившейся системой методов, приемов, средств педагогической деятельности и потребностями повышения ее эффективности. В условиях модернизации системы образования такой потребностью является необходимость поиска методик, технологий, новых подходов к формированию и развитию творческой личности ребенка.

II этап. Поисковая работа, которая определяет объект изучения опыта и выявляет находки, навыки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в образовательном процессе. Осуществляется эта работа с помощью педагогической диагностики.

III этап. Создание творческой группы по изучению и обобщению опыта, в которую должен обязательно входить педагог – носитель обобщаемого опыта.

IV этап. Изучение литературы по теме обобщаемого опыта. Задача этого этапа заключается в том, чтобы путем анализа имеющихся публикаций (теоретического и практического характера) составить модель практического применения данного направления педагогической деятельности.

V  этап. Составление программы изучения опыта, которая включает определенные темы, цели обобщения, методики изучения опыта.

 

6. Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:   

 Наблюдение (применяется как прямое (осуществляется в процессе непосредственной работы), так и косвенное (путем ознакомления с учебно-производственной документацией и др. материалами). Объектами наблюдения могут быть: отдельные стороны работы учащихся и деятельности педагога, качество выполнения планируемой работы, уровень усвоения знаний учащимися, сформированность определенных умений и навыков, проявление индивидуальных умений и навыков, проявление индивидуальных особенностей и их роль  в формировании творческой личности; дидактические условия, способствующие развитию творческого мышления учащихся, организации их деятельности, наличие средств обучения). Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.   

 Беседа  (ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Беседа, как и наблюдение, проводится в условиях учебно-воспитательного процесса. Ответы могут даваться в устной и письменной форме. Результаты беседы анализируются.   

 Анкетирование (помогает выявить у учащихся знания, умения и навыки, их отношение к участию в учебно-воспитательном процессе, педагогу в целом и т.д. Метод анкетирования дает возможность изучить большое количество участников процесса и получить о них обширную информацию).    

 Тестирование (выявляет наличие или отсутствие у учащихся знаний, умений и навыков, выполнение ими серии заданий диагностического характера).   

 Изучение продуктов деятельности (изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности).   

 Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим). Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в  целесообразности внедрения проверяемого опыта. Задача того, кто обобщает передовой опыт, заключается не только в том, чтобы фиксировать чужие достижения, автоматически применяя их. Необходимо создавать оригинальный опыт, применительно к местным условиям, разрабатывать рекомендации по совершенствованию практики, т.е. управлять передовым опытом (а это значит, что необходимо изучать и заимствованный опыт, организовав его экспериментальную проверку в двух-трех  (и более) учреждениях образования).   

 Обработка фактического материала (осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей).        

 Используя перечисленные  методы обработки фактического материала, передовой опыт может быть обобщен в следующих формах:

·       доклад, статья, отчет;

·       буклет, плакат, листовка;

·       кинофильмы, диапозитивы, диафильм;

·       видеозапись, магнитофонная запись;

·       методические разработки и др.                  

 Прежде чем приступить к  обобщению передового педагогического  опыта, необходимо уточнить полученные  данные  и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости дополнить его, провести практическую проверку полученных результатов.                  

 Задача  описания передового опыта - показать, чем именно он полезен, побудить  к повторению и распространению  инновации.

7. Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте

1. Обложка (титульный лист): 
    - название учреждения, представляющего материал; 
    - заглавие (название представляемого материала); 
    - Ф.И.О., должность того, кто представляет материал; 
    - год представления материала. 
 
2. Информационный лист: 
    - сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон; 
    - сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение; 
    - сведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования). 
 
3. Рецензия. 
Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта). 
 
4. Аннотация.  
Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности: 
    - представление автора, составителя; 
    - основное содержание материала об опыте; 
    - читательское назначение материала. 
 
5. Оглавление.  
Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы. 
 
6. Введение.  
Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию. 
 
7. Основная аналитическая часть.  
Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему. 
 
8. Выводы и рекомендации.  
Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом. 
 
9. Приложение.  
Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением. 
 
Общие требования к оформлению авторских материалов 
 
Материалы (с приложением) оформляются: 
    - в папку в виде машинописного текста на писчей бумаге стандартного формата А-4; 
    - в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим способом.

8. Материалы, необходимые при изучении деятельности коллективного носителя передового педагогического опыта (рабочей группы, методического объединения, учебного заведения в целом)

1. Решение педсовета  (совета РОО) учебного заведения  об изучении и обобщении передового  опыта работы рабочей группы (методического  объединения, учебного заведения  в целом) по конкретной проблеме.

2 План работы МО (рабочей  группы, учебного заведения) за  последние 2-3 года.

3 Перечень основных  проблем, над которыми работает  коллектив, их актуальность и  значимость.

4 Анализ знаний, умений  и навыков учащихся, приобретенных  за последние два учебных года. Перечень научно-методических вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического объединения с приложением тезисов выступлений педагогов.

5 Протоколы заседаний  МО за последние 2-3 года.

6 Материалы по самообразованию  педагогов.

7 Характеристика учебно-материальной базы, которой располагает методическое объединение (рабочая группа, учебное заведение), ее использование в учебно-воспитательном процессе.

8 Приложение: материалы  по проводимой учебно-воспитательной  работе, план работы с молодыми  специалистами, работы учащихся и др

 

 

9. Материалы, необходимые при изучении деятельности педагога, носителя передового опыта

1 Решение педсовета  (методсовета) учебного заведения  об изучении и обобщении передового  опыта работы педагога по конкретной  проблеме.

2. Краткая производственная и общественная характеристика работы педагога - носителя передового опыта.

3. Научно-методический  анализ проводимой работы, оценка  ее результативности.

4. Доклады (тезисы выступлений)  педагога – носителя передового  опыта на педсоветах, семинарах, научно-практических конференциях и т.п.

5. Подборка творческих  работ педагога по совершенствованию  методики преподавания и воспитания: 
- изложение отдельных тем программы;  
- система дидактических материалов; 
- сценарии мероприятий и др.

6. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы, индивидуальных консультаций, которые он ведет; участие в работе школы передового опыта, методического объединения.

7. Приложение: материалы  по учебному кабинету, образцы  конспектов занятий, работы учащихся и др.

8. Публикации об опыте  работы.

9. Данные об использовании  изучаемого опыта в учебном  заведении, районе и т.д.

 

10. Примерная схема организации, анализа, обобщения, пропаганды и внедрения передового педагогического опыта

Организация передового опыта

Кто организует опыт?

- определение программы,  по которой будет организован  опыт; 
- определение авторов опыта; 
- рекомендации учёных, методистов, руководителей школы, МО в работе над программой; 
- консультации, оказание помощи авторам в работе по проблеме.

Изучение передового педагогического опыта

Кто изучает?

Методы изучения: 
- длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности; 
- ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты? 
- ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении? 
- беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

Анализ передового педагогического опыта

Кто анализирует? Что  подлежит анализу и педагогической оценке?

  1. Педагогические задачи, цели (правильно ли они поставлены, решены)? 
     
    2. Содержание, приёмы и методы обучения и воспитания:  
    а) соблюдается ли принцип формирования мировоззрения, чёткой классификационной позиции; 
    б) какими приёмами достигнут положительный результат, нет ли перенасыщения приёмами? 
    в) научность методов, соответствие требованиям педагогики и психологии; 
    г) выработаны ли умения и навыки? 
     
    3. Деятельность учителя: 
    - соответствует ли деятельность учителя задачам, специфике, содержанию темы? 
    - как активизируется познавательный интерес учащихся? 
    - как активизируется внимание, вырабатывается нужный ритм работы на уроках? 
    - как воспитывается трудолюбие? 
    - каков стиль работы учителя, педагогический талант? 
     
    4. Деятельность учащихся: 
    - как работают? 
    - владеют ли приёмами познавательной деятельности? 
    - какие формируются нравственные качества?  
    - способны ли учащиеся всё сделать, освоить? 
    - нет ли перегрузки учебным материалом? 
    5. Материальное оснащение деятельности учителя и учащихся. 
    Какие наглядные пособия и ТСО использовались, рациональность их использования. 
     
    6. Результаты обучения:  
    - умеют ли учащиеся не только воспринимать полученные знания, но и самостоятельно их приобретать? В чём, по мнению и наблюдению учителя, проявляются положительные результаты в развитии и воспитании учащихся? 
    - обобщение передового педагогического опыта. 
    - кем обобщён опыт и где?

Информация о работе Методические рекомендации по обобщению эффективного педагогического опыта в учреждениях образования