Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:50, реферат
Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе.
Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы.
Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
4. Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта
5. Этапы выявления передового педагогического опыта
I этап. Выявление передового педагогического опыта начинается с обнаружения противоречий между сложившейся системой методов, приемов, средств педагогической деятельности и потребностями повышения ее эффективности. В условиях модернизации системы образования такой потребностью является необходимость поиска методик, технологий, новых подходов к формированию и развитию творческой личности ребенка.
II этап. Поисковая работа, которая определяет объект изучения опыта и выявляет находки, навыки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в образовательном процессе. Осуществляется эта работа с помощью педагогической диагностики.
III этап. Создание творческой группы по изучению и обобщению опыта, в которую должен обязательно входить педагог – носитель обобщаемого опыта.
IV этап. Изучение литературы по теме обобщаемого опыта. Задача этого этапа заключается в том, чтобы путем анализа имеющихся публикаций (теоретического и практического характера) составить модель практического применения данного направления педагогической деятельности.
V этап. Составление программы изучения опыта, которая включает определенные темы, цели обобщения, методики изучения опыта.
6. Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:
Наблюдение (применяется как прямое (осуществляется в процессе непосредственной работы), так и косвенное (путем ознакомления с учебно-производственной документацией и др. материалами). Объектами наблюдения могут быть: отдельные стороны работы учащихся и деятельности педагога, качество выполнения планируемой работы, уровень усвоения знаний учащимися, сформированность определенных умений и навыков, проявление индивидуальных умений и навыков, проявление индивидуальных особенностей и их роль в формировании творческой личности; дидактические условия, способствующие развитию творческого мышления учащихся, организации их деятельности, наличие средств обучения). Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.
Беседа (ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Беседа, как и наблюдение, проводится в условиях учебно-воспитательного процесса. Ответы могут даваться в устной и письменной форме. Результаты беседы анализируются.
Анкетирование (помогает выявить у учащихся знания, умения и навыки, их отношение к участию в учебно-воспитательном процессе, педагогу в целом и т.д. Метод анкетирования дает возможность изучить большое количество участников процесса и получить о них обширную информацию).
Тестирование (выявляет наличие или отсутствие у учащихся знаний, умений и навыков, выполнение ими серии заданий диагностического характера).
Изучение продуктов деятельности (изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности).
Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим). Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Задача того, кто обобщает передовой опыт, заключается не только в том, чтобы фиксировать чужие достижения, автоматически применяя их. Необходимо создавать оригинальный опыт, применительно к местным условиям, разрабатывать рекомендации по совершенствованию практики, т.е. управлять передовым опытом (а это значит, что необходимо изучать и заимствованный опыт, организовав его экспериментальную проверку в двух-трех (и более) учреждениях образования).
Обработка фактического
Используя перечисленные методы обработки фактического материала, передовой опыт может быть обобщен в следующих формах:
· доклад, статья, отчет;
· буклет, плакат, листовка;
· кинофильмы, диапозитивы, диафильм;
· видеозапись, магнитофонная запись;
· методические разработки и др.
Прежде чем приступить к
обобщению передового
Задача
описания передового опыта - показать,
чем именно он полезен,
7. Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте
1. Обложка (титульный лист):
- название учреждения, представляющего
материал;
- заглавие (название представляемого
материала);
- Ф.И.О., должность того, кто представляет
материал;
- год представления материала.
2. Информационный лист:
- сведения об авторе опыта (творческой
группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения,
образование, квалификационная категория
и год присвоения, адрес, контактный телефон;
- сведения о том, какими материалами представлен
опыт, их точное местонахождение;
- сведения о последователях опыта (если
они есть), их отзывы и замечания, конкретные
адреса распространения передового опыта
(Ф.И.О., должность, название учреждения
образования).
3. Рецензия.
Содержит отзывы и замечания эксперта
о представленной работе (указать Ф.И.О.,
должность эксперта).
4. Аннотация.
Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение
содержания материала об опыте в следующей
последовательности:
- представление автора, составителя;
- основное содержание материала об опыте;
- читательское назначение материала.
5. Оглавление.
Дает развернутый перечень всех рубрик
(разделов, глав, параграфов) соответственно
тексту с указанием страниц. В целом оно
должно отражать основные аспекты рассматриваемой
в работе проблемы.
6. Введение.
Указываются актуальность рассматриваемого
опыта, тема, предмет материала, сформулированные
в заглавии; показывается научно-практическая
значимость, проблематичность рассматриваемого
опыта с тем, чтобы у читателя создалась
определенная установка на восприятие
его содержания и возник целенаправленный
интерес. Целесообразно очертить круг
вопросов, которые будут рассматриваться
в опыте. Необходимо отметить индивидуальный
вклад каждого автора, а если работа написана
коллективом авторов - дать необходимые
разъяснения отдельных моментов, объяснить
термины, встречающиеся в тексте. Введение
не должно повторять аннотацию.
7. Основная аналитическая
часть.
Дается изложение рассматриваемого
опыта, освещаются существующие подходы
и пути их решения. Основную часть можно
начать с описания достигнутых результатов
в опыте педагога. Важно выявить и обосновать
те конкретные противоречия, которые обусловили
творческий поиск. При описании опыта
в частных и общих выводах и их обосновании
должно проявиться авторское отношение
к нему.
8. Выводы и рекомендации.
Содержат сведения о фактическом состоянии
проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются
причинно-следственные связи между используемыми
педагогом средствами и полученными результатами.
В заключительной части могут быть даны
выводы и рекомендации, а также прогнозы,
отражающие перспективы развития данного
опыта, проблемы и пути их решения. Выводы
являются очень важным разделом работы
и могут носить характер рекомендаций,
направленных на эффективное решение
рассматриваемых в опыте проблем, или
характер прогноза, т.е. опережающего опыта,
раскрывающего возможности передового
опыта в определении на его основе дальнейшей
разработки как отдельных научных проблем,
так и теории и практики учебно-воспитательного
процесса в целом.
9. Приложение.
Составляется при необходимости. Таблицы,
примеры, материалы справочного характера
и пр. не должны повторять текст работы,
а лишь служить ее дополнением.
Общие требования к оформлению
авторских материалов
Материалы (с приложением) оформляются:
- в папку в виде машинописного текста
на писчей бумаге стандартного формата
А-4;
- в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим
способом.
8. Материалы, необходимые при изучении деятельности коллективного носителя передового педагогического опыта (рабочей группы, методического объединения, учебного заведения в целом)
1. Решение педсовета
(совета РОО) учебного
2 План работы МО (рабочей группы, учебного заведения) за последние 2-3 года.
3 Перечень основных
проблем, над которыми
4 Анализ знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных за последние два учебных года. Перечень научно-методических вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического объединения с приложением тезисов выступлений педагогов.
5 Протоколы заседаний МО за последние 2-3 года.
6 Материалы по самообразованию педагогов.
7 Характеристика учебно-
8 Приложение: материалы
по проводимой учебно-
9. Материалы, необходимые при изучении деятельности педагога, носителя передового опыта
1 Решение педсовета
(методсовета) учебного
2. Краткая производственная и общественная характеристика работы педагога - носителя передового опыта.
3. Научно-методический анализ проводимой работы, оценка ее результативности.
4. Доклады (тезисы выступлений)
педагога – носителя
5. Подборка творческих
работ педагога по
- изложение отдельных тем программы;
- система дидактических материалов;
- сценарии мероприятий и др.
6. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы, индивидуальных консультаций, которые он ведет; участие в работе школы передового опыта, методического объединения.
7. Приложение: материалы
по учебному кабинету, образцы
конспектов занятий, работы
8. Публикации об опыте работы.
9. Данные об использовании изучаемого опыта в учебном заведении, районе и т.д.
10. Примерная схема организации, анализа, обобщения, пропаганды и внедрения передового педагогического опыта
Организация передового опыта
Кто организует опыт?
- определение программы,
по которой будет организован
опыт;
- определение авторов опыта;
- рекомендации учёных, методистов, руководителей
школы, МО в работе над программой;
- консультации, оказание помощи авторам
в работе по проблеме.
Изучение передового педагогического опыта
Кто изучает?
Методы изучения:
- длительное наблюдение за работой учителя:
посещение уроков, внеклассных занятий,
рассмотрение методов обучения, их эффективность,
вариантов построения уроков, приёмов
проверки знаний учащихся, активизация их познавательной
деятельности;
- ознакомление с литературой, которую
использует учитель. Что нового, своего
внесено? Чем актуально это новое? Уверен
ли учитель в нём? Проверено ли на практике?
Каковы результаты?
- ознакомление с ученическими работами,
которые являются ценным источником информации.
Свидетельствуют ли они об эффективности
применяемых учителем методов? Видны ли
изменения в развитии детей, их мировоззрении,
моральном облике, поведении?
- беседы с учителем с целью выяснения
роли его опыта работы в научной организации
учебного процесса.
Анализ передового педагогического опыта
Кто анализирует? Что подлежит анализу и педагогической оценке?