Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:50, реферат
Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе.
Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы.
Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Методические
рекомендации по обобщению эффективного
педагогического опыта в
1.Сущность передового педагогического опыта
Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе.
Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы.
Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Деятельность методической службы
в учреждениях образования
Критерием эффективности научно-
Квалифицированный педагог отличается:
1.высокой профессиональной компетентностью;
2.самостоятельностью суждений;
3.умением прогнозировать (ставить цель);
4. умением проектировать (определять приоритетные задачи);
5. умением программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической
деятельности);
6. умением планировать и организовывать творческую деятельность свою и
воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);
7. анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым
результатом);
8. оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и
стимулировать творчество учащихся).
Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.
В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.
Педагогический опыт как результат практики является критерием истины: он либо подтверждает, либо отвергает те или иные нововведения.
Этот опыт, как правило, результат творческих поисков педагогов, в нем сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традиционное начала.
Бывает и так, что некоторые учителя не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, преподаватель, желая добиться высоких результатов по своему предмету, проводит дополнительные занятия, задает много, сверх нормы, домашних заданий. Эта работа может принести сиюминутный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: воспитание у учащихся познавательных интересов и потребностей, формирование общественно ценных мотивов учения (эта проблема, возможно, даже не осмыслена учителем).
Следует отметить, что новое - это не гарантия передового опыта.
Массовое применение каких-то форм, методов и приемов также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовое выдаются севдоноваторские и псевдопедагогические приемы, например, стремление заменить преподавателя техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, в частности, заменой «второстепенных»» уроков «главными»; диктаторские приемы воздействия на учащихся; завышение реальных показателей успеваемости и т.п.
Иные преподаватели добиваются высокой успеваемости по своему предмету за счет дополнительных занятий; отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единственный и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт. Отдельные учителя как бы невзначай интуитивно находят оригинальное решение некоторых сложных задач учебно – воспитательной работы. Хотя интуиция – это результат длительной практики, но и она не становится основой передового опыта, не представляет собой какой-либо системы, а проявляется как бы в момент «педагогического озарения» преподавателя.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев:
- первая группа – это те критерии, которые относятся к общепедагогическим (например, критерии проблемного обучения);
- вторая – критерии, которые касаются передового опыта как частного случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения применительно к разным учебным предметам, в разных классах).
Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом. Важно определить критерии передового педагогического опыта. Незнание или игнорирование их приводит к тому, что популяризуется опыт учебного заведения, педагога, воспитателя, однако информация о нем состоит лишь из рассуждений, а то, как влияет деятельность учителя, воспитателя на формирование личности ученика, что в его работе представляет несомненный интерес, остается невостребованным (незамеченным).
После четкого определения темы выбирают объект изучения. Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).
Планировать такую работу не просто – ее нельзя выразить в количественных показателях. Но включать в план конкретные операции целесообразно, т.к. составление плана систематизирует работу с передовым опытом.
Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен.
Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.
Хорошо продуманный план облегчает работу того, кто будет обобщать передовой опыт. На организационном этапе решаются также вопросы о сроках выполнения и ответственных, формах подведения итогов планируемой работы, адресе представления материалов. Правильность и глубина последующих выводов и обобщений во многом будет зависеть от качества фактического материала, от того, насколько объективно он отражает действительность.
Необходимо определить состав рабочей группы по изучению передового педагогического опыта, желательно, чтобы в состав группы входил и педагог – носитель опыта.
Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.
Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.
Выявленный и обобщенный опыт разумно анализировать коллективно, гласно, с участием компетентных специалистов: коллектив скорее примет верное решение, сделает объективные выводы.
2. Критерии передового опыта (вариант 1)
1.Результативность работы:
- высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной
работы. В данном случае важна не отметка,
а глубина и прочность знаний, образованность,
культура, которую учитель формирует у
учеников;
- оптимальный уровень управленческой
деятельности.
2.Актуальность и социальная
значимость:
- эффективное решение учебно-воспитательных
задач;
- усовершенствование содержания управленческой
деятельности.
3. Новизна опыта:
- новое содержание педагогического
процесса, а также новые методы, формы,
средства педагогической деятельности,
которые можно определить как творческий
опыт;
- успешное применение известных научных
положений передового опыта, так называемый
репродуктивный опыт;
- рационализация отдельных сторон педагогической
деятельности и деятельности по управлению
педагогическим процессом.
4.Экономичность, оптимальность
тех средств и сил, которые затрачивают
школа и учитель для достижения определенного
результата (например, все усваивается
учащимися на уроке).
5.Устойчивость и постоянство
успехов учебно-воспитательной работы.
6.Преемственность.
7.Перспективность:
- всякое новое педагогическое явление
лишь в том случае является частью опыта,
если есть перспектива развития и применения
его на практике.
8.Умение обнаруживать
и преодолевать недостатки, противоречия.
Критерии передового опыта (вариант 2)
Критерий – это средство для суждения или мерило оценки чего-либо. По отношению к деятельности критерий рассматривается как показатель его качества.
Перечень критериев передового педагогического опыта: | |
По А. А. Соловянчику |
По Н. В. Кухареву |
|
|
3. Признаки передового опыта
1. Высокие количественные
и, главным образом, качественные показатели результатов учебно-воспитательного
процесса по основным параметрам:
- сформированность общественной направленности
школьника, проявляющейся прежде всего
в признаках коллективизма и общественной
активности;
- образованность учеников (полнота и
прочность знаний, система знаний и мера
их общественности, умение переносить
знания в новую ситуацию, наличие соответствующих
умений и навыков - вычислительных, графических,
грамотного письма, и др.). Если же брать
эти критерии не только по отношению к
учебному процессу вообще, то необходимо
отметить такие показатели, как сформированные
у учащихся познавательные интересы и
потребности, стремление к самообразованию,
наличие общественно ценных мотивов и
ценностных ориентаций в учебной деятельности;
- воспитанность учащихся (по сдвигам
в развитии у них общественно ценных личностных
качеств и показателей общего развития).
Имея в виду воспитательный процесс в
более широком смысле, необходимо добавить
такие показатели, как сформированность
у учащихся общественно значимых ценностных
ориентаций в деятельности, социальных
мотивов общения и поведения, активной
жизненной позиции, потребности в самовоспитании;
- трудовой опыт, т.е. стремление и наличие
необходимых умений в различных видах
деятельности, практические навыки в выполнении
трудовых операций (их количество, качество,
скорость), умение анализировать процесс
и результат конкретного труда, самоконтроль,
самоанализ проделанной работы, связь
теории с практикой, рациональный подход
к делу, коррекция в организации труда,
высокое качество материальных (вещественных)
результатов трудового процесса, рабочей
операции.
2. Оптимальность педагогического
опыта (достижение наилучших результатов
в учебно-воспитательной работе при наименьшей,
экономной затрате сил и времени педагогов
и учащихся, и притом так, чтобы данный
опыт не стал помехой для решения других,
не менее важных образовательных и воспитательных
задач).
3. Устойчивость, стабильность
опыта, длительное его функционирование.
Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной
работе, продолжавшиеся короткий срок
и впоследствии не повторенные, трудно
отнести к передовому опыту.
4. Возможность повторения
и творческого использования опыта
одного педагога другим, расширения этого
опыта до массового.
5. Перспективность опыта.
Передовой опыт всегда имеет будущее,
перспектива его развития очевидна.
6. Научная обоснованность
опыта. Передовой опыт может быть или
результатом творческих теоретических
поисков педагога, или его находкой в процессе
проб и ошибок. Но, в любом случае, такой
опыт всегда будет иметь научную основу.
Одна из задач обобщения передового педагогического
опыта и заключается в том, чтобы дать
ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт
следует причислить к передовому, но затем
надо еще измерить, в какой степени каждый
признак проявляется. Так, о познавательных
интересах учащегося, сформированных
в результате особого подхода преподавателя
к нему, можно говорить по таким признакам,
как активность школьника на конкретном
уроке, круг внеурочного чтения, участие
в предметных олимпиадах, конкурсах, регулярное
слушание и просмотр теле- и радиопередач.
Мерой при этом могут быть, в частности,
точность и полнота ответов на вопросы
преподавателя, число дополнений к ответам
товарищей на уроке (по собственной инициативе),
вопросов к преподавателю, участие в олимпиадах,
число и качество решенных конкурсных
задач (число и степень трудности нерешенных),
число обращений учащегося к преподавателю
за консультацией и содержание его вопросов,
число и содержание выступлений школьника
перед товарищами с информацией, докладами
(во внеурочное время) и, наконец, общая
эрудиция учащегося, знание им материала,
выходящего далеко за пределы учебного
курса.
Передовой педагогический опыт- это практика,
содержащая в себе элементы творческого
поиска, новизны, оригинальности, это высокое
мастерство учителя, т.е. такая работа,
которая дает наилучший педагогический
результат. В данном случае речь идет об
опыте, который может и не содержать в
себе чего-то нового, но, основанный на
успешном применении научно и практически
доказанных принципов и методов, он является
образцом для тех учителей, которые еще
не овладели педагогическим мастерством.