Педагогическое образование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:27, реферат

Описание работы

учение всегда являлось важнейшей частью нашей деятельности. На протяжении всей жизни, на каждом из ее этапов, человек чему – нибудь учится. Маленький ребенок учится ходить, говорить. Взрослый человек учится быть профессионалом в своей области. Вот и выходит, что человек является участником постоянного процесса обучения, или по – другому – педагогического процесса. Наука, обучающая тому, как надо правильно вести образовательный процесс стала называться соответственно – Педагогика.

Долгое время считалось, что главным предметом педагогики является обучение и воспитание как подготовка детей и молодых людей в жизни. Однако по мере развития некоторая упрощенность данного определения становилась все более заметной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Направления в зарубежной педагогике………………………………..5
Типы школ……………………………………………………………….11
Нравственность в воспитании и обучении за рубежом………………..14
Обновление обучения и воспитания……………………………….......18
Заключение………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Реферат педагогика.docx

— 48.59 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное профессиональное учреждение

высшего профессионального образования

ТулГУ

Кафедра теории и методики профессионального образования 

Реферат по педагогике на тему: 

Педагогическое  образование за рубежом. 
 
 
 
 

Выполнил: ст.гр.730481………………………......................Пантелеева К. А.

Научный руководитель………………………ассистент кафедры Жаркова Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Направления в зарубежной педагогике………………………………..5
  2. Типы школ……………………………………………………………….11
  3. Нравственность в воспитании и обучении за рубежом………………..14
  4. Обновление обучения и воспитания……………………………….......18
  5. Заключение………………………………………………………………24

Список  литературы…………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Обучение  всегда  являлось  важнейшей  частью  нашей  деятельности.  На  протяжении  всей  жизни,  на  каждом  из  ее  этапов,  человек  чему –  нибудь  учится.  Маленький  ребенок  учится  ходить,  говорить.  Взрослый  человек  учится  быть  профессионалом  в  своей  области.  Вот  и  выходит,  что  человек   является  участником  постоянного  процесса  обучения,  или  по – другому – педагогического  процесса.  Наука,  обучающая  тому,  как  надо  правильно  вести  образовательный  процесс  стала  называться  соответственно – Педагогика.

     Долгое  время  считалось,  что  главным  предметом  педагогики является  обучение  и  воспитание  как  подготовка  детей  и  молодых  людей  в  жизни.  Однако  по  мере  развития  некоторая  упрощенность  данного    определения  становилась  все  более  заметной.

     Между  тем  известно,  что  обучение  и  воспитание  не  выступает  автономной  деятельностью,  а  является  составной  частью  системы  средств  подготовки  человека  к  жизни  и  профессиональной  деятельности,  развития  у  него  необходимых  общественных  свойств  и  качеств.  Значит,  закономерности  обучения  и  воспитания  и  их  методические  основы  обуславливаются  закономерностями  развития  и  формирования  человека  как  социального  существа,  а  также  требованиями,  предъявляемыми  к  нему  со  стороны  общества.

     В  данный  момент  педагогика  исследует  проблемы  изучения  сущности  и  закономерностей  развития  и  формирования  мышления  и  личности  человека.  Предмет  педагогики  содержит  также  определение  целей  обучения  и  воспитания,  и  содержание  учебно – воспитательного    процесса  в  детских  учреждениях,  и,  что  не  менее  важно,  средних  и  высших  учебных  заведениях,  в  процессе  организации  и  проведения  постдипломного  обучения.  В  предмет  педагогики  входят  также  теоретические  и  методологические  основы  разработки  и  практической  апробации  методов  обучения  и  воспитания. 

     Как  и у любой  науки,  у  педагогики  есть  своя  история.  Свои  периоды  зарождения  и  развития.  Для  того  чтобы  знать,  что  представляет  собой  эта  наука,  правильно  использовать  ее  методы  и  трезво  оценивать  возможности  необходимо  знать  историю  педагогики,  а  так  же  основы  философии  образования. Без  изучения  этих  разделов  педагогики  невозможно  стать  грамотным  специалистом  в  своей  области.  я  рассмотрю  здесь  только  одно  явление  педагогической  науки – состояние  образования  и  педагогики  за  рубежом  в  современный  период.    Поскольку  считаю,  что  подобный  анализ  поможет  выявить  недостатки  и  предложить  пути  совершенствования  педагогической  науки.  

 

      НАПРАВЛЕНИЯ  В  ЗАРУБЕЖНОЙ  ПЕДАГОГИКЕ 

     С  начала  ХХ  в.  в  западном  обществе  нарастало  недовольство  существующей  системой  образования.  Традиционная  система  образования  с  ее  схоластикой,  словесным  обучением  и  оторванностью  от  общества  уже  не  могла  удовлетворять  возникающие  новые  потребности.   Обучение,  направленное  только лишь  на  передачу  определенного  объема  готовых   знаний,  пассивное  их  восприятие  учащимися  и  механическое  воспроизведение  учебного  материала  стало  вызывать  негативную  оценку  и  подвергаться  критике.  Появились  психолого – педагогические  теории,  призванные  обновить  обучение.

     Начался  активный  поиск  новых  форм  и  методов  обучения,  направленных   на  развитие  активности,  самостоятельности  и  творчество  личности  (сейчас  и  в  дальнейшем  я  буду  рассматривать  все  этапы  на  примере  школьной  системы  за  рубежом).  Позиция  экспериментаторов  была  такой – «Мы  зовем  ребенка  к  постоянному  активному  сотрудничеству,  к  развитию  его  любознательности».  По  их  мнению,  школа  призвана  научить  ребенка  самостоятельно  открывать  факты,  а  не  снабжать  его  ими.  Эти  идеи  нашли  свое  воплощение  вначале  в  работе  экспериментальных  частных  школ.

     В  развитии  и  обновлении  педагогических   методик  наметились  два  главных  направления:  биологизаторское,  признающее  приоритет  врожденного,  и  социологизаторское,  признающего  определяющее  значение  окружающей  среды.  Впрочем,  была  и  еще  одна  теория – биосоциальная,  которая  механически  соединяла  обе  концепции  и  утверждала  фатальную  обусловленность  развития  этими  двумя  факторами.

     В  массовой  западной  школе  достаточно  долгое  время  преобладало  биологизаторское  направление  экспериментальной  педагогики,  которая  доказывало,  что  часть  детей  от  природы  не  способна  к  успешному  обучению.   В  связи  с  этим,  в  начале  ХХ в.  широкое  распространение  получила  практика  интеллектуального  тестирования  детей,  определения  их  умственной  одаренности (например,  широко  распространенный  в  США  IQ  тест)  и распределения их, в зависимости от  результатов,  в разные  типы  или классы  школ.    Существовало  мнение,  что умственная  одаренность является  общей  и,  определяя  успех  в  учении,  является  врожденной  и  постоянной  в  течение  всей  жизни.  С  помощью  теста  определялся  умственный  возраст  ребенка.  Однако  здесь  возникал  одна  проблема.  Дело  в   том,  что  содержание  тестов  на  самом  деле  выявляло   уровень  общего  развития:  словарный  запас,  умственные  умения,  которые  приобретаются  в  результате  жизни  в  определенных  социальных  условиях.  получалась  парадоксальная  ситуация.  Попадая  уже  в  начальной  школе  в  группу  «неспособных»,  а  среди  них  оказывались  обычно  выходцы  из  малообеспеченных   слоев  населения  и  национальных  меньшинств,  дети  оказывались  в  неравном  положении  со  «способными» (хотя  социальный  статус  никогда  не  влиял  на  наличие  или  отсутствие  умственных  способностей),  занимались  по  упрощенным  программам,  приобретая  преимущественно  практические  навыки.  В  дальнейшем  у  таких  детей  оказывался  низкий  уровень  самооценки  и  притязаний,  а  учителя,  не  ожидая  от  детей  особых  успехов  в  учении,  не  стремились  к  развитию  учащихся.  По  результатам  тестовых  испытаний  дети  уже  в  начальной  школе  делились на  потоки (например А, В, С – в  Великобритании),  занимались  по  разным  программам,  и  разрыв  знаний  между  потоками  оказывался  весьма  значительным.  

     Затем  в  возрасте  11 - 12  лет  все  дети  независимо  от  потока,  в  котором  занимались,  представали  перед  единым  тестовыми  испытаниями,  и  тогда  определялось,  на  какое  среднее  образование  они  могут  претендовать:  академическое,  практическое  или  общее (этот  вид  являлся  наиболее  массовым).

     Кроме  психологии,  большое  влияние  на  педагогику  оказала  философия.  В  частности  такое  ее  течение  как  прагматизм.  С  начала  ХХ в.   идеи  прагматизма,  возникшие  в  США  и  затем  воспринятые  европейской  педагогикой,  получили  широкое  распространение  в  теории  педагогики  и  школьной  практике.

     Прагматизм1 (инструментализм,  прогрессивизм,  экспериментализм) – философское  и  педагогическое  течение.  Понятия,  теории,  идеи  рассматриваются  прагматистами  как  «инструменты»,  помогающие   в   практической  деятельности.  Истина  изменчива  и  создается  в  процессе  экспериментирования,  опытной  проверки  гипотез.  Одним  из  основателей  этого  движения  был  Д. Дьюи.

     Дьюи  и  его  единомышленники  разработали  принципиально  новые  методы  обучения.  Они  вели  борьбу  со  схоластикой,  книжным  обучением  в  школе,  выступали  против  формального  развития  учащихся.  По  их  утверждению,  большинство  людей  имеет  «узкопрактические  импульсы,  тенденции,  и  склонности»,  лишь  небольшая  часть  общества  обладает  «интеллектуальными  склонностями  и  способностями».  Поэтому  новая  система  образования,  предназначенная  для  массовых  школ,  должна,  опираясь  на  «практические  импульсы»,  помочь  детям  «что – нибудь  делать»,  не  пытаясь  навязать  им  научные  знания.  Необходимо  выявить  силы  ребенка,  удовлетворить  его  интересы  и  упражнять  способности – так  он  будет  подготовлен  к  созиданию  своей  жизни.

     Цели  воспитания,  по  представлениям  прагматистов,  вытекают  из  данной  ситуации,  связаны  с  удовлетворением  спонтанных  потребностей  ребенка – физических  и  психических  и  служат  приспособлению  его  к  окружающей  среде  и  самореализации.  Ребенок  должен  стать  солнцем,  центром,  вокруг  которого  вращается  весь  педагогический  процесс,  задача  учителя – создать  максимальные  возможности  для  наиболее  полного  проявления  индивидуальности  и  личности  ребенка.  При  этом  умаляются  обязанности  учащегося,  роль  учителя,  сообщества,  одноклассников.

     Особенностью  педагогики  Дьюи  стала  ориентация  на  интересы  и  потребности  ребенка,  его  личный  опыт,  обучение  путем  выполнения  практических  дел.  Иными  словами – «учение  посредством  делания» (изготовление  школьной  мебели,  учебных  пособий,  постановка  самодеятельного  спектакля).  Систематические  научные  программы  не  нужны,  как  не  нужны  постоянные  классы  и  расписание.   

     Кроме  того,   на  идеях  Дьюи  основывалась  разработка  «метода  проектов»   его  единомышленниками.  Данная  методика  получила  широкое  распространение  в    американской  школе  ХХ в.  Ее  суть  заключалась  в  том,  что  учащиеся,  выполняя  проект,  узнают  все  необходимые  сведения  из   различных  дисциплин,   так  же  меняется  и  структура  занятия.  Учитель  теперь  не  непререкаемый  авторитет,  а  помощник,  консультант.  вместо  монолога  учителя – беседы  с  учащимися,  самостоятельная  работа  детей  над  темой,  игра,  трудовая  деятельность,  занятия  письмом  и  счетом  проводятся  только    в  связи  с  потребностями,  вытекающими  из  практической  деятельности.

     Весь  учебный  курс  должен  быть  построен  вокруг  четырех  основных  человеческих   инстинктов:  социального, конструирования,  художественного  выражения  и  исследовательского.

     Прагматическая  теория  основывалась  на  практицизме  в  отборе  учебного  материала. 

     Дьюи  и  его  последователи  сводили  процесс  обучения  к  количественному  накоплению  и  реконструкции  ребенком  своего  индивидуального  опыта.  Отсюда  же  выводятся  и  моральные  принципы  и  нормы  поведения.  Личный  успех,  связанный,  прежде  всего,  с   богатством  и  социальным  престижем,  выступает  основным  критерием  нравственности.

     Однако,  в  середине  ХХ в.  Идеи  прагматизма  подверглись  жесткой  критике  за  отказ  от  научного  образования,  но  они  и  сегодня  подпитывают  обучение  в  американской  школе,  во  многом  основывающееся  на  установках  прагматической  педагогики.  На  данный  момент,  прагматическая  педагогика  призывает  изменяться  и  приспосабливаться  к  меняющемуся  миру  не  только  в  утилитарно – практическом,  но  и    эмоционально – личностном  отношении,  привлекает  к  организации  в  процессе  обучения  личностно – ориентированные  методики,  направленные  на  приобретение  личностно  значимых  знаний. 

Информация о работе Педагогическое образование за рубежом