Механизм функционирования конкурентных рынков (на примере рынка конкретного товара, работы, услуги)

Автор: Елена Кузьменко, 24 Октября 2010 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

на примере предприятия ОАО "Ивацевичдрев"

Содержание

Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ
1.1 Понятие совершенной конкуренции
1.2 Законы спроса и предложения
1.3 Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения
1.4 Устойчивость и неустойчивость равновесия
1.5 Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия
1.6 «Паутинообразная» модель ценообразования
1.7 Величина равновесной цены
1.8 Особенности рынка совершенной конкуренции
2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕБЕЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИВАЦЕВИЧДРЕВ»
2.1. Определение товарных границ рынка
2.2. Определение географических границ рынка и состава производителей
2.3. Анализ ассортиментной структуры предприятия
2.4. Определение емкости рынка
2.5. Определение долей рынка (состава продавцов)
2.6. Оценка состояния конкурентной среды
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

      По-иному  рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), фирмы получат прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рис. 7 представляет устойчивое рыночное равновесие. 

      
      Рис. 7. Восстановление равновесия
 
      
       
 

      По  версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А.Маршаллу, доминирующей силой  в формировании рыночной конъюнктуры  всегда являются предприниматели.

      Однако  два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного кривой спроса. Когда положения этих кривых не соответствуют «нормальным», оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и Маршаллу не совпадают. Четыре варианта таких состояний показаны на рис. 8.

      Ситуации, представленные на рис. 8, ав, могут возникнуть в условиях растущего эффекта масштаба, когда производители могут снижать цену предложения по мере увеличения выпуска. Положительный наклон кривой спроса в ситуациях, показанных на рис. 8, бг, может отражать парадокс Гиффена или эффект сноба.

      По  Вальрасу отраслевое равновесие, представленное на рис. 8, а, является неустойчивым. Если цена поднимется до P1, то на рынке возникнет дефицит: Q QS. В таких условиях конкуренция покупателей вызовет дальнейшее повышение цены. Если цена опустится до P0, то предложение превысит спрос, что по Вальрасу должно привести к дальнейшему понижению цены. По Маршаллу сочетание P*,Q* на рис. 8, а представляет устойчивое равновесие. При меньшем, чем Q*, предложении цена спроса окажется выше цены предложения, а это стимулирует увеличение выпуска. В случае превышения Q* цена спроса станет ниже цены предложения, поэтому оно уменьшится.

      В варианте, представленном на рис. 8, б, равновесие в точке P*,Q* по Вальрасу тоже не устойчиво, а по Маршаллу устойчиво по тем же причинам, которые были приведены для рис. 8, а. 

      
      Рис. 8. Диагноз равновесия по Вальрасу и по Маршалу
 
      
       
 

      Когда кривые спроса и предложения расположены  так, как показано на рис. 8, в, по логике Вальраса равновесие в точке P*,Q* устойчиво, поскольку при PР* возникает избыток, а при PР* - дефицит. По логике Маршалла варианты отражают неустойчивое равновесие. Так как при Q* цена предложения оказывается выше цены спроса, предложение будет уменьшаться, а в случае Q* - наоборот.

      Расхождения взглядов Л. Вальраса и А. Маршалла при описании механизма функционирования рынка вызваны тем, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а, по мнению второго, цены недостаточно гибки и при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на них, чем цены. Интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу - несовершенной конкуренции в коротком периоде.

      Когда объем спроса на благо монотонно  растет по мере снижения цены, а объем его предложения монотонно увеличивается с повышением цены, тогда кривые спроса и предложения в случае их пересечения имеют только одну общую точку и равновесие является единственным. Однако кривые спроса и предложения могут иметь и несколько точек пересечения.

      
      Рис. 9. Два отраслевых равновесия       
 
      
       
      
      Рис. 10. Множество отраслевых равновесий       
 
      
       

      На  рис. 9 показаны случаи, когда одна из них после достижения цены Р0 меняет отрицательный (положительный) наклон на противоположный. Загибающаяся кривая предложения, изображенная на рис. 9, а, характерна для предложения труда и капитала, а специфический вид кривой спроса на рис. 9, б может быть следствием эффекта снобизма. В обоих случаях существуют два равновесных состояния рынка.

      На  рис. 10 показана возможность существования множества равновесных количеств при единственной равновесной цене (а) или множества равновесных цен при одном равновесном количестве (б). В том и другом случаях кривые спроса и предложения имеют общий отрезок, представляющий совместимые планы потребителей и производителей. 

      1.5 Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия 

      До  сих пор процесс установления рыночного равновесия рассматривался без учета фактора времени. Однако, какова будет новая равновесная  цена в случае нарушения исходного равновесия, зависит не только от расстояния сдвига кривых спроса и предложения и их наклона, но и от прошедшего после его нарушения времени.

      
Рис. 11. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия       
 
      
      Пусть первоначальное равновесие на рынке цветов представляет точка Е0 на рис. 11. Если, например, вследствие увеличения доходов покупателей спрос на цветы возрастет так, что линия спроса D0 займет положение D1, то в мгновенном периоде (в первый день) цена увеличится до PM. На рынке возникнет дефицит, цена спроса окажется выше цены предложения. Образовавшаяся в результате этого прибыль стимулирует рост предложения. Но в коротком периоде (последующие несколько месяцев, пока не будут увеличены производственные мощности в цветоводстве) увеличение предложения сопровождается ростом предельных затрат, так как существующие производственные мощности будут эксплуатироваться с повышенной интенсивностью. Вследствие повышения предложения равновесная цена в коротком периоде PC будет ниже PM, но из-за возросших предельных затрат она окажется выше исходной цены P0.

      В длинном периоде цветоводы повысят  объем используемого капитала для  достижения оптимальной капиталовооруженности  труда при возросшем выпуске. Вследствие этого средние и предельные затраты выращивания цветов снизятся и кривая предложения станет положе (сдвиг S  S1). В результате в длинном периоде равновесие установится в точке Е3 и сохранится до очередного экзогенного нарушения равновесия из-за «шока» спроса или предложения. Будет ли цена равновесия PL в длинном периоде равна, выше или ниже первоначальной цены P0, зависит от величины сдвигов кривых спроса и предложения и углов их наклона. 

      1.6 «Паутинообразная» модель ценообразования 

      Проведенный анализ зависимости рыночного равновесия от времени основывался на методе сравнительной статики, при котором сопоставляются несколько разновременных равновесных состояний без рассмотрения процесса перехода от одного равновесия к другому. Описание процессов, происходящих во времени, осуществляется посредством динамического анализа, в котором цена и выпуск являются функциями от времени. Рассмотрим одну из простейших динамических моделей ценообразования - «паутинообразную» модель.

      В этой модели принимается во внимание, что при планировании объемов рыночной сделки потребители и производители могут оказаться в неодинаковом положении. Покупатель, планируя в периоде объем спроса, знает цену в этом периоде, а производитель в момент осуществления мероприятий, определяющих объем его предложения, не имеет представления, какова будет цена к моменту выхода продукции на рынок. Так, фермер, определяя площади посева, не знает цену урожая в день его реализации; когда производитель мебели определяет объем ее выпуска, ему еще неизвестно, по какой цене ее можно будет продать, и т.п.

      В «паутинообразной» модели ценообразования  предполагается, что ожидаемая производителями  в периоде (- 1) цена в период равна существующей цене. Иначе говоря, производитель принимает сегодня решение об объеме продаж завтра на основе сегодняшней цены.

      Таким образом, в «паутинообразной» модели объем рыночного спроса в периоде зависит от цены этого периода: QtbPt, а объем рыночного предложения в данном периоде определяется ценой предшествовавшего периода: QtnPt-1.

      При таком поведении рыночных агентов  в любом периоде объем отраслевого  спроса будет равен объему предложения, если bPnPt-1. Введя обозначения 
, условие отраслевого равновесия можно представить в виде:

              P=   +  Pt-1 .               (1)

      Если  P  Pt-1, то и Q  Qt-1, т.е. рынок будет находиться в процессе установления долгосрочного равновесия.

      Исследуем, при каких условиях в «паутинообразной»  модели ценообразования достигается долгосрочное устойчивое равновесие. Из равенства (1) следует, что:

                              

      После преобразований правой части получим

                     .       (2)

      Выражение (2) является дифференциальным уравнением, описывающим процесс приспособления рынка к долгосрочному равновесию. Таким образом, результатом решения динамической модели отраслевого равновесия является не скаляр, а функция, описывающая изменение рыночной цены во времени.

      Из  равенства (2) следует, что Pt примет конечное значение, если < 1, т.е. при bn. Поскольку параметры b и n определяют углы наклона линий спроса и предложения, то долгосрочное равновесие в «паутинообразной» модели ценообразования является устойчивым только в том случае, когда прямая спроса имеет меньший наклон к оси абсцисс, чем прямая предложения.

      Процесс перехода от одного долгосрочного равновесия к другому при

        bn показан на рис. 12, а (вверху).  
 

      
Рис. 12. «Паутинообразная» модель ценообразования при
b
n, вверху (а
и при
b
n, внизу (б)
      
 
      
         
 

      В течение определенного времени  на рынке существует равновесие при  сочетании P0, Q0. В периоде t1 вследствие роста доходов потребителей отраслевой спрос увеличился и кривая отраслевого спроса сместилась вправо (D0 D1). Как в этом случае изменится цена? Поскольку предложение сохраняется на прежнем уровне, то цена в периоде t1 поднимется до P1. По этой цене производители определят свой объем предложения в периоде t2. Кривая отраслевого предложения S указывает на то, что будет предложено Q2 единиц. Кривая возросшего отраслевого спроса D1 показывает, какое количество покупатели согласны взять при условии, что цена снизится до P2. Если производители не хотят увеличивать запасы готовой продукции, то они согласятся на эту цену, но в периоде t3 предложат на рынке только Q3 единиц. Кривая отраслевого спроса D1 указывает на то, что Q3 можно продать по цене P3, поэтому в периоде t4 объем предложения составит Q4 единиц и т.д. При цене больше P2и меньше P3 в отрасли установится новое равновесие и будет сохраняться до тех пор, пока не произойдет очередной сдвиг кривых отраслевого спроса и предложения

Информация о работе Механизм функционирования конкурентных рынков (на примере рынка конкретного товара, работы, услуги)