Автор: Елена Кузьменко, 24 Октября 2010 в 13:19, курсовая работа
на примере предприятия ОАО "Ивацевичдрев"
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ
1.1 Понятие совершенной конкуренции
1.2 Законы спроса и предложения
1.3 Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения
1.4 Устойчивость и неустойчивость равновесия
1.5 Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия
1.6 «Паутинообразная» модель ценообразования
1.7 Величина равновесной цены
1.8 Особенности рынка совершенной конкуренции
2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕБЕЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИВАЦЕВИЧДРЕВ»
2.1. Определение товарных границ рынка
2.2. Определение географических границ рынка и состава производителей
2.3. Анализ ассортиментной структуры предприятия
2.4. Определение емкости рынка
2.5. Определение долей рынка (состава продавцов)
2.6. Оценка состояния конкурентной среды
Заключение
Список использованных источников
Последствия нарушения равновесия в «паутинообразной» модели при
b < n представлены на рис. 12, б (внизу).
Таким
образом, простейшая динамическая модель
ценообразования описывает изменение
рыночной цены во времени.
1.7
Величина равновесной
цены
На рынке совершенной конкуренции цена устанавливается в ходе приравнивания друг к другу объемов спроса и предложения. Точка пересечения кривых отраслевого спроса и предложения указывает на равновесный объем и равновесную цену. Но какова величина этой цены?
Для ответа на этот вопрос вспомним, что кривая отраслевого предложения образуется в результате горизонтального сложения кривых предложения фирм, функционирующих в отрасли. В свою очередь кривая предложения конкурентной фирмы есть отрезок кривой предельных затрат. Какой же величине затрат соответствует точка отраслевого равновесия?
Если
в отрасли работают фирмы с
различными функциями затрат, то после
установления краткосрочного отраслевого
равновесия все они окажутся разделенными
на три группы в зависимости от того, как
их семейство кривых затрат соотносится
с ценой равновесия (рис. 13).
|
Цена равновесия, определенная точкой Е (рис. 13, а), воспринимается всеми фирмами как экзогенный, устанавливаемый рынком параметр. Отдельная фирма своими действиями не может повлиять на цену. Поэтому для каждой фирмы линия спроса на ее продукцию есть прямая, параллельная оси абсцисс, несмотря на то, что линия отраслевого спроса имеет отрицательный наклон.
Фирмы
первой группы, у которых минимальные
средние затраты ниже цены (рис. 13, б),
будут выпускать по q1 единиц
продукции и получат прибыль. Фирмы второй
группы, с минимальными средними затратами,
равными цене (рис. 13, в), произведут
по q2 единиц и при этом не будут
иметь прибыли. И наконец, фирмы, у которых
min AVC
P < min AC (рис. 13, г), при оптимальном
для них выпуске q3 единиц не возместят
в полном объеме постоянные затраты.
Соотношение между отраслевым выпуском и выпусками отдельных фирм описывается равенством
Q* = n1q1 + n2q2 + n3q3,
где n1, n2, n3 - число фирм в каждой группе.
Однако эта ситуация неустойчива.
В
длинном периоде картина
Как в результате перечисленных событий изменится цена, зависит от величины противоположных сдвигов линии отраслевого предложения. Когда прирост последнего вследствие увеличения масштабов производства первой группой фирм перекроет сокращение предложения из-за ухода из отрасли фирм третьей группы, рыночная цена снизится и фирмы второй группы вынуждены будут покинуть отрасль. Со временем это обязательно произойдет, так как отмеченный стимул к увеличению масштабов производства у первой группы фирм сохраняется до тех пор, пока цена превышает их минимальные средние затраты на производство. Кроме того, возможность получить в данной отрасли прибыль привлечет капитал из других отраслей, что также будет смещать кривую отраслевого предложения вправо и уменьшать ее наклон. Все это приведет к тому, что в длинном периоде в отрасли с совершенной конкуренцией сложится ситуация, представленная на рис. 14.
|
Таким образом, на рынке совершенной конкуренции в длинном периоде установится цена, равная минимальным средним и предельным затратам на производство товара
P = ACmin = MC | . | (3) |
1.8
Особенности рынка совершенной
конкуренции
Проведенный анализ установления равновесия в отрасли с совершенной конкуренцией позволяет выделить ряд особенностей этого типа рынка.
Оптимальный объем производства. Равенство цены предельным затратам означает, что на производство данного блага выделен оптимальный объем производственных ресурсов. В этом можно убедиться на основе следующих рассуждений. Неравенство Р > МС свидетельствует о том, что за дополнительную единицу блага потребители согласны заплатить больше, чем нужно для ее производства. Поэтому экономически целесообразно увеличивать выпуск данной продукции. При Р < МС затраты на дополнительную единицу не окупаются. Следовательно, оптимальному объему выпуска соответствует равенство Р = МС.
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в длинном периоде обеспечивается экономически эффективное распределение факторов производства между отраслями.
Равенство предельных и средних затрат. В соответствии с равенством (3) после установления долгосрочного равновесия у всех фирм, оставшихся в отрасли, будут одинаковые затраты на единицу продукции. В обоснованности этого вывода можно усомниться в связи с тем, что некоторые фирмы могут использовать уникальные факторы производства: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и рабочего времени.
Действительно, физические затраты на единицу продукции у конкурирующих фирм могут различаться, но средние затраты в ценностном выражении у них будут одинаковыми. Это объясняется тем, что в условиях совершенной конкуренции фирма сможет приобрести фактор производства, обладающий повышенной производительностью, если заплатит за него цену, подтягивающую ценностные затраты на единицу продукции до сложившегося в отрасли уровня. В противном случае этот фактор перекупит конкурент. Допустим, что фирма А в результате найма особенно талантливого менеджера затрачивает в расчете на месячный выпуск на 500 ден.ед. меньше, чем ее конкуренты. Тогда один из конкурентов может предложить этому менеджеру повышенную на 400 ден.ед. месячную оплату. Чтобы сохранить одаренного специалиста, фирме А придется повысить ему месячную зарплату на 500 ден.ед., в результате чего ее средние затраты станут такими же, как у других фирм.
Отмеченная особенность рынка совершенной конкуренции проявляется также в том, что кривая отраслевого предложения S, полученная в результате горизонтального сложения кривых предельных затрат функционирующих в отрасли фирм, является в то же время кривой средних экономических затрат.
На рис. 14 линия SL, полученная в результате горизонтального сложения кривых предельных затрат конкурентных фирм, представляет средние экономические затраты в условиях совершенной конкуренции.
Число
конкурентов. Минимум средних затрат
в длинном периоде определяет, до каких
пределов увеличивается размер фирмы
в ходе расширения масштаба производства.
Поэтому если линия LAC имеет U-образную
форму (средние затраты в длинном периоде
имеют минимум), то при заданном отраслевом
спросе число фирм, функционирующих в
отрасли однозначно определено. При неизменном
эффекте масштаба LAC = LMC = const долгосрочное
равновесие в отрасли может установиться
при любом числе фирм. В этом случае даже
если в ней окажется лишь одна фирма, то
отрасль останется конкурентной. Фирма
не сможет поднять цену выше минимума
средних затрат в длинном периоде из-за
опасений быть вытесненной другой фирмой,
которая будет предлагать данный вид продукции
по цене, равной LACmin.
Последствия изменения спроса Проследим за последствиями изменения спроса на продукцию отрасли (рис. 16 и 17); исходное равновесное состояние на них представляет сочетание PL,Q1.
При увеличении отраслевого спроса (сдвиг D1 D2 на рис. 16) цена в коротком периоде возрастет с РL до Р2. Производство станет прибыльным, так как Р2 > AC. Это стимулирует, во-первых, расширение масштаба производства на действующих в отрасли фирмах (сдвиг семейства кривых затрат вправо) и, во-вторых, приток новых производителей. То и другое вызывает смещение линии отраслевого предложения вправо. Когда она займет положение S2, тогда цена вернется к исходному уровню РL и до очередного изменения спроса в отрасли установится новое равновесие при большем объеме выпуска Q3.
|
2.
ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СУБЪЕКТ В УСЛОВИЯХ
ОЛИГОПОЛЬНОГО РЫНКА
НА ПРИМЕРЕ ЗАО
«ИВАЦЕВИЧДРЕВ»
2.1 Определение
товарных границ рынка
На
сегодняшний день основным видом
деятельности ЗАО «Ивацевичдрев» является
переработка древесины и
Целью создания ОАО «Ивацевичдрев» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Уставный фонд ОАО «Ивацевичдрев» составляет 8 769 900 000 рублей. Размер уставного фонда ОАО «Ивацевичдрев» может быть в установленном законодательством порядке изменен. Уставный фонд разделен на 116932 простых именных акций номинальной стоимостью 75000 рублей каждая.
Источниками формирования имущества Общества являются:
имущество, в том числе денежные средства, переданные Обществу его учредителем (акционерами);
продукция,
произведенная Обществом в
полученные доходы и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.
Имущество Общества принадлежит ему на праве собственности.
Общество вправе:
увеличить уставный фонд путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций;
уменьшить уставный фонд путем уменьшения номинальной стоимости акций либо покупки части акций в целях сокращения их общего количества.
Органами управления в Обществе являются:
общее собрание акционеров;
наблюдательный совет;
дирекция и генеральный директор.