Механизм функционирования конкурентных рынков (на примере рынка конкретного товара, работы, услуги)

Автор: Елена Кузьменко, 24 Октября 2010 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

на примере предприятия ОАО "Ивацевичдрев"

Содержание

Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ
1.1 Понятие совершенной конкуренции
1.2 Законы спроса и предложения
1.3 Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения
1.4 Устойчивость и неустойчивость равновесия
1.5 Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия
1.6 «Паутинообразная» модель ценообразования
1.7 Величина равновесной цены
1.8 Особенности рынка совершенной конкуренции
2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕБЕЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИВАЦЕВИЧДРЕВ»
2.1. Определение товарных границ рынка
2.2. Определение географических границ рынка и состава производителей
2.3. Анализ ассортиментной структуры предприятия
2.4. Определение емкости рынка
2.5. Определение долей рынка (состава продавцов)
2.6. Оценка состояния конкурентной среды
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

      Распределение долей отдельных видов продукции в общем объеме производства представлено на следующей диаграмме:

      

      Рис. 2.3 Распределение отдельных видов продукции в общем объеме производства 

      Распределение долей таким образом объясняется  в первую очередь тем, что в  последнее время достаточно интенсивно идет строительство жилых домов, увеличилась платежеспособность населения, люди большее внимание уделяют интерьеру в доме, желая сделать его многофункциональным, удобным и красивым. Из бытовой мебельной продукции наибольшим спросом пользуются мягкие уголки, мебель для гостиной, кухонная мебель, наборы мебели для детских комнат.  

      

      Рис. 2.4 Доля отдельных видов продукции в общем объеме производства бытовой мебели 

      Что же касается мебельной продукции для общественных зданий, то наибольшую долю производства составляет офисная мебель (столы письменные, столы для компьютера, офисные стулья и т. д.). На сегодняшний день офисная мебель стала достаточно популярной потому, что в республике и за ее рубежом открывается все больше предприятий (в первую очередь частных), которые стараются обеспечить комфорт и удобство на рабочем месте, используя новейшую офисную мебель, которая сделана на основе европейских технологий и качества. Доля производства офисной мебели в общем объеме производства мебельной продукции для общественных зданий составляет 73,1 %.

      Что же касается общей картины, то распределение  долей производства бытовой мебели и мебели для общественных зданий по основным лидирующим предприятиям представлены на следующей диаграмме:

      

      Рис.2.5 Распределение долей производства бытовой мебели и мебели для общественных зданий в 2008 г. 

      При определении состава производителей и продавцов на исследуемом рынке  следует иметь в виду, что продавцами, реализующими товар конечному потребителю, могут выступать как сами хозяйствующие субъекты, реализующие продукцию собственной производственной деятельности (производители), так и торговые посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товаров от производителей к конечным потребителям. Соответственно, покупателями товара на рынке могут быть как индивидуальные потребители, так и оптовые, мелкооптовые и розничные торговые посредники.

      Что же касается предприятий рынка мебельной  продукции, то большинство предприятий на отечественном рынке сами реализуют свою продукцию конечным потребителям через созданные ими фирменные магазины. Существует число иностранных фирм-посредников, занимающихся реализацией продукции только одного вида, однако таких предприятий немного. Это значит, что в состав продавцов мебельной продукции на рынке РБ можно отнести только предприятия, указанные выше. 

      2.4 Определение емкости рынка 

      Окончательный вывод о состоянии конкурентной среды рынка можно сделать, если определить объем товарных ресурсов рынка и доли на нем основных хозяйствующих субъектов. Количественной характеристикой объема товарного рынка является его емкость, определяемая в стоимостных или натуральных показателях за определенный период.

      Емкость рынка можно определить следующим образом (с точки зрения предложения):

      n

      V = ∑ Vi или V = П + Вв – Выв

      i=1

      где: V – общая емкость рынка;

      Vi – объём каждого i-го предприятия за год;

      N – общее число предприятий;

      П – объём поставок (производство) товара на территорию рынка местными товаропроизводителями;

      Вв  – объем ввоза товара на территорию рынка;

      Выв – объем вывоза. 

      Таблица 2.2 Объем производства мебели на национальном рынке в 2008 году (без учета экспорта)

Предприятия Объем производства продукции, млн.$
ЗАО «Пинскдрев»

НПО «Бобруйскмебель»

ОАО «Молодечномебель»

ЗАО «Ивацевичдрев»

ОАО «Минскмебель»

СП «Фандок»

ОАО «Гомельдрев»

Прочие.

52,6

13,6

12,5

10,2

9,9

11,4

22,5

48,0

Итого: 180,7
 

      Ёмкость рынка с точки зрения предложения  будет равна

      V =52,6+13,6+12,5+10,2+9,9+11,4+22,5+48=180,7 млн.$ 

      Показатель  емкости рынка в 2008 году по сравнению с 2006 г. увеличился на 23,3 %. Это говорит о том, что рынок мебельной продукции развивается год за годом, становится более перспективным с точки зрения получения прибыли при условии обеспечения конкурентных преимуществ реализуемой продукции и необходимых объемов сбыта. 

      2.5 Определение долей рынка 

      Показатель  общей емкости рынка позволил вычислить доли предприятий на рынке  и определить тип их конкурентной структуры. Для расчета доли предприятий на рынке используется формула:

        где:

      D (i) – доля на рынке каждого i-го предприятия (за год)

      Vi – объём предложения на рынке каждого i-го предприятия

      V – общая ёмкость рынка

      Как и емкость рынка, доля на рынке  рассчитывалась за определенный период (год). Используя информацию об объемах производства мебельной продукции на территории РБ, рассчитаем доли предприятий на национальном рынке (таблица 2.3) 

      Таблица 2.3 Доли предприятий в общей емкости рынка мебельной продукции, 2008 г

Предприятие Объем товарного  предложения, млн $ Доля в общей  емкости рынка,%
ЗАО «Пинскдрев»

НПО «Бобруйскмебель»

ОАО «Молодечномебель»

ЗАО «Ивацевичидрев»

ОАО «Минскмебель»

СП «Фандок»

ОАО «Гомельдрев»

Прочие

52,6

13,6

12,5

10,2

9,9

11,4

22,5

48

29,1

7,5

6,9

5,6

5,5

6,3

12,4

26,7

 

      Из  таблицы можно сделать вывод  о том, что ЗАО «Пинскдрев»  на сегодняшний момент на рынке мебельной  продукции является самым крупным  производителем (его доля составляет 29,1 %).  

      Результаты  расчета долей рынка мебельной  продукции представлены на следующей диаграмме:

      

      Рис 2.6 Структура рынка мебельной продукции Республики Беларусь, 2008 г 

      2.6 Оценка состояния конкурентной среды 

      Информация  о распределении долей рынка  между предприятиями позволяет  проанализировать конкурентную структуру рынка, что является одной из основных целей исследования. Для этого используются такие статистические методы, как расчет коэффициентов концентрации рынка (CR) и индекса Гиршмана-Герфиндаля (HHI), характеризующие преобладание на рынке той или иной фирмы. Коэффициент концентрации рынка представляет собой процентное отношение всех продаж товаров предприятиями, имеющими самые значительные доли на рынке к общему объему продаж, и рассчитывается по формуле:

      

      где:

      Qk – объём продаж k-го крупного предприятия;

      Qj – объём продаж j-го менее крупного предприятия;

      m – число самых крупных (по доле на рынке) предприятий;

      n – число менее крупных предприятий.

      Индекс  Гиршмана-Герфиндаля определяется как  сумма квадратов долей рынка  каждой крупной фирмы:

      

      где:

      HHI – индекс Гиршмана-Герфиндаля;

      Dk – доля k-го крупного предприятия на рынке;

      m – число крупных предприятий.

      Коэффициент концентрации рынка рассчитывается как сумма долей трех крупнейших хозяйствующих субъектов:

      Выводы:

      — если CR>70 %, HHI>2000 – это высокая степень концентрации и слабое развитие конкурентной среды;

      — если 45 %<CR<70 %, HHI<2000 – это умеренная степень концентрации рынка;

      — если CR<45 %, HHI<1000 – это слабая степень концентрации рынка. Рынок демонополизированный. 

      Таблица 2.3 Расчет коэффициентов концентрации и индекса Гиршмана-Герфиндаля по рынку мебельной продукции РБ, 2008 г.

Предприятия Доли трех крупных  предприя-тий Коэффи-циент концентра-ции рынка CR (3),% Квадраты долей предприятий Индекс Гирш-мана-Герфиндаля HHI Интенсив-ность конкуренции
ЗАО «Пинскдрев»

ОАО «Гомельдрев»

«Бобруйскмебель»

29,1

12,4

7,5

 
49
846,81

153,76

56,25

 
1056,82
Умеренна степень  концентрации рынка
 

      Расчеты показали, что для рынка мебельной  продукции характерна умеренная степень концентрации. Такое положение на рынке свидетельствует о том, что хотя три основных производителя и занимают значительное место на рынке мебельной продукции, рынок не демонополизирован, и благодаря этому возможна нормальная «здоровая» конкуренция между предприятиями. Так называемые «три кита» рынка мебельной продукции не слишком подавляют средние и мелкие предприятия, и это дает им перспективу роста и расширения, а также упрочнения своих конкурентных позиций.

      Проведем  оценку конкурентного статуса ЗАО «Ивацевичдрев» с помощью метода взвешенной оценки стратегической силы компании относительно соперников.  

      Таблица 2.4 Взвешенная оценка стратегической силы ЗАО «Ивацевичдрев»

      КФУ/мера силы Вес ЗАО «Ивацевич-древ» НПО «Бобруйск-мебель» ОАО «Минск-мебель» ОАО «Гомель-древ»
  Качество/исполнение

продукта

0,20 8(1,6) 5(1) 7(1,4) 6(1,2)
  Репутация/имидж 0,10 8(0,8) 4(0,4) 6(0,6) 5(0,5)
  Материалы/стоимость 0,10 7(0,7) 5(0,25) 6(0,3) 6(0,3)
Технологическое искусство 0,10 8(0,8) 3(0,3) 5(0,5) 5(0,5)
Производственные  мощности 0,10 6(0,6) 3(0,3) 6(0,6) 6(0,6)
  Маркетинг/распределение 0,05 6(0,3) 2(0,1) 4(0,2) 4(0,2)
  Финансовые  ресурсы 0,10 7(0,7) 3(0,3) 5(0,5) 6(0,6)
Относительная стоимостная позиция 0,10 7(0,7) 6(0,9) 6(0,9) 5(0,75)
Способность конкурировать по цене 0,15 8(1,2) 8(1,2) 7(1,05) 8(1,2)
Взвешенный  рейтинг силы   7,4 4,75 6,05 5,85

Информация о работе Механизм функционирования конкурентных рынков (на примере рынка конкретного товара, работы, услуги)